Новости и события » Общество » О повести без названия, портрете Фрейда и лотерейном билете

О повести без названия, портрете Фрейда и лотерейном билете

О повести без названия, портрете Фрейда и лотерейном билете

Об этой загадочной личности долгое время ничего не знали - тайна раскрылась в начале 90-х прошлого века. Тогда из забвения вернулось имя прозаика, переводчика и философа Валерьяна Пидмогильного, которого дала миру Днепропетровщина.

О гении "Расстрелянного возрождения" и "нерасстрелянную память" - в рубрике ДнепрОГА "Наши люди".

Место молодости Валерьяна Пидмогильного - село Чапли. Из небольшого хутора он первым в Европе шагнул в "философию бытия". В своих произведениях прозаик рассматривал человека как уникальную духовную личность, которая способна сознательно выбирать свою судьбу. А вдохновлял его портрет психоаналитика Зигмунда Фрейда, убеждены исследователи.

За перо Пидмогильный взялся еще будучи учеником, а первые свои рассказы печатал в школьном журнале. Настоящий литературный дебют - в 18-ть. Тогда вышли его рассказ "Гайдамака" и "Ваня". Однако полноценное признание пришло к автору через три года. Тогда отдельные прозаические произведения были напечатаны в Лейпциге, Праге и Берлине.

Жизнь украинского художника кипела, что и головы было некогда поднять: он учительствовал, работал редактором, вел литературную организацию и даже успевал встречаться с единомышленниками за рубежом.

А потом произошла встреча со Сталиным - не с глазу на глаз, а в составе писательской делегации. "Вождь всех народов" пытался узнать национальные взгляды украинской интеллигенции - та их не скрывала. Всех "национально агрессивных" запомнили и "взяли на карандаш".

Началась череда арестов - друзья призывали быть осторожным и Пидмогильного. Но он все равно решился на очередную смелую новеллу - "Из жизни дома", - в которой откровенно говорилось о массовом голоде 30-х годов и недопустимости классового неравенства.

С тех пор писатель жил в предчувствии плохого. Но это не помешало ему начать работу над очередным большим произведением. Правда, названия дать ему не успел: в рукописи так и обозначил - "Повесть без названия". Незавершенная философская драма стала последним творением автора.

Писать и переводить Валерьян Пидмогильный продолжал и в условиях лагеря спецназначения на Соловках, куда его отправили в 1934-м "за участие в работе террористической организации". Менее чем через три года за несогласие с тоталитарным режимом писателя расстреляли.

Творческий путь Пидмогильного длился всего 15 лет, затем - полувековое забвение. Однако литературные достижения "чаплинского гения" нетленные в европейском культурном контексте.

Сам автор интеллектуальной прозы смотрел на жизнь через призму философии. А его бегство в абстрактный мир идей было едва ли не единственным способом откровенно говорить правду.

"Жизнь - это широковещательная, шумная лотерея с красочными афишами, умопомрачительными плакатами и совершенной рекламой, которая предвещает чрезвычайные выигрыши, деликатно умалчивая, что на один счастливый билет пропадает тысячи пустых тоненьких билетов и участвовать в тираже можно только раз", - считал Валерьян Пидмогильный.

Рубрика ДнепрОГА "Наши люди" - об интересных, талантливых, трудолюбивых и целеустремленных жителях Днепропетровщины. Знаете человека, чья история захватывает и вдохновляет? Напишите о нем и пришлите рассказ вместе с фото на [email protected].

О повести без названия, портрете Фрейда и лотерейном билете


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх