Новости и события » Культура » Британский сатирик снял "Смерть Сталина", чтобы посмеяться над Трампом и Brexit

Британский сатирик снял "Смерть Сталина", чтобы посмеяться над Трампом и Brexit

Британский сатирик снял "Смерть Сталина", чтобы посмеяться над Трампом и Brexit

В Торонто завершается TIFF - фестиваль, лучше всех остальных балансирующий между авторским и массовым кино. Один из самых эффектных фильмов, показанных на фестивале, - "Смерть Сталина" Армандо Ианнуччи, пишет "Медуза". Егор Москвитин замечает, что "это уморительно смешное кино". Но Россия, по мнению кинокритика, волнует автора фильма меньше всего. Объектом его сатиры на самом деле выступает нынешний политический истеблишмент США и последствия Brexit в Европе.

Армандо Ианнуччи - британский сатирик, сценарист и режиссер. Его главные шоу в Англии - политические комедии "Гуща событий" и "В петле" и фантастическое мокьюментари Time Trumpet. Его самый большой успех после переезда в Голливуд - ситком HBO "Вице-президент".

Реальные события в "Смерти Сталина" переплетаются с вымыслом и с допущением, необходимым, чтобы ускорить ритм сюжета. Сталин умирает в том числе и потому, что охрана боится зайти в его кабинет, пока парализованный, но еще живой генсек лежит на полу. Следующие за его смертью разборки в Политбюро занимают не месяцы, а считанные дни, чтобы кульминация совпала с похоронами.

Сценаристы раскопали для фильма реальные истории, современному обывателю малознакомые, - например, гибель целой хоккейной команды по вине сына Сталина - Василия. И все же развесистой клюквы здесь хватит, чтобы накормить витаминами целую страну: к примеру, маршал Жуков носит под шинелью сразу два "калашникова", а триггером смерти вождя становится открытка, которую ему отправляет пианистка-диссидентка, блестяще сыгранная Ольгой Куриленко. Впрочем, запомнится фильм мужским ансамблем: Стивом Бушеми (Хрущев), Джейсоном Айзексом (Жуков), Рупертом Френдом (младший Сталин), Джеффри Тэмбором (Маленков) и многими другими.

Если и судить "Смерть Сталина", то только как трагикомический фарс - фильм превосходит все полнометражные работы Ианнуччи и почти приближается к сияющему злословию "Вице-президента". Искрометных шуток и актерской легкости здесь так много, как будто признанные мастера собрались не играть, а отмечать Рождество в прямом эфире - поэтому местами фильм здорово напоминает сатирический спецвыпуск какой-нибудь "Игры престолов", а не интерпретацию реальных событий. Юмор по понятным причинам преимущественно черный, но актеры настолько пренебрегают соблюдением дистанции с героями, что те даже кажутся симпатичными. Огромное количество страшных вещей, чтобы не портить зрителю настроение, оставляют за кадром. За исключением разве что двух смертей, показанных с предельным физиологическим натурализмом и нарочито крупным планом: Ианнуччи явно помнит телерепортажи об убийстве Каддафи.

Удивительное внимание к деталям советского быта естественным образом уживается в кадре с, например, надписью Exit на английском языке в советском кабинете - так авторы подчеркивают, что театральная вакханалия им дороже реализма, а Ианнуччи, возможно, еще раз припоминает соотечественникам Brexit. Если бы не история, на которую российскому зрителю будет очень сложно закрыть глаза, этот фильм был бы идеальным праздничным телеспектаклем - над ним можно было бы смеяться каждый год.

Егор Москвитин, "Медуза".


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх