Новости и события » Общество » Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало

25 декабря в селе Орловка Ренийского района встретили григорианское Рождество. Там прошли традиционные гулянья, главным действующим лицом которых является таинственный и ужасный Мошул. Свидетелем шаманских игрищ и безумства дембелей на украинском берегу Дуная стал корреспондент "Думской" Сергей Смоленцев.

Село Картал, которое в 1946 году стало Орловкой, основано более трехсот лет назад на левом берегу Дуная выходцами с правого берега (теперешней Румынии). За свою историю село побывало в составе Османской и Российской империй, Королевства Румыния, СССР. Сейчас это независимая Украина.

Как говорят старожилы, праздник Мошула (Мошул переводится с молдавского "дед", но в данном случае, скорее, "шаман", "колдун", - Ред.) появился не одну сотню лет назад и стал неотъемлемой частью сельских традиций, к которым в селе относятся особенно трепетно. В советское время праздник пытались запретить, но селяне сопротивлялись как могли. Поговаривают, что председатель местного райсовета ежегодно получал выговор за этот обряд, а один из руководителей колхоза был даже снят с должности за то, что надел маску Мошула.

Надо сказать, что в празднике участвует не один, а целых два Мошула. Они представляют две части села - Лес и Камни. Условная граница между ними проходит по центральной улице.

Действо обычно начинается вечером. Примерно в 17 часов молодые и неженатые парни с обеих частей села собираются возле кладбища. Все они одеты в свою или чужую дембельскую форму. В основном украинскую, но встречается и советская. Во главе каждой группы - свой Мошул. Раньше в группах было по 30-40 человек, в последние годы желающих участвовать в обряде стало меньше.

На месте сбора разжигают большие костры и устраивают танцы под заводную молдавскую музыку. Не обходится и без крепкого алкоголя - это тоже часть ритуала. Ближе к полуночи начинаются колядки. "Дембеля", разбившись на группы, ходят по дворам. Хозяева традиционно угощают их вином и брынзой, а незамужние девушки прикалывают к головным уборам понравившихся юношей цветы. К концу вечера у некоторых парней оказывается сразу несколько цветов - значит, есть из кого выбрать невесту.

Считается, что в эту ночь колядующий может взять в доме хозяев все что захочет (в разумных пределах). Чаще всего это бельевые прищепки или вязанка красного перца - эти трофеи парни утром демонстрируют зрителям. Бывает, что гостей не приглашают в дом, а всей семьей встречают у порога. В этом случае хозяин дарит Мошулу деньги. Конкретных сумм никто не называет, но если дали мало - жди повторного визита ночных ходоков. Подаренные рождественские калачи нанизывают на длинные палки, которые носят на плечах. Калачей бывает до 50 и даже больше.

Утром на главной улице села собираются зрители. Скоро здесь начнется самое интересное. Представители Леса и Камней движутся навстречу друг другу. Впереди каждой группы идут музыканты, "держатели калачей" и несколько шеренг танцующих "дембелей". Отряды несут своего Мошула - огромное четырехметровое чудище в высокой шаманской маске, сшитой из шкур животных. Маска начинается от живота, имеет прорези для глаз и выглядит очень воинственно. Высокий верх украшен цветами, блестящими елочными игрушками и длинными разноцветными лентами. Мошулы стоят на плечах крепких парней, а свита со всех сторон поддерживает своего предводителя.

Для этого требуются серьезные физические данные. В течение десяти минут удерживать на себе 80-килограммовое чудище весьма непросто. Мошулы тоже в постоянном напряжении, им надо не только держать равновесие, но общаться, обмениваться подарками и даже драться.

Хлопцы с тяжеленными мачуке, напоминающими огромные веники, со всей дури бьют оземь, поднимая столбы пыли. Считается, что таким образом они изгоняют злых духов. Участники кричат речевки на молдавском и танцуют каждый вокруг своего Мошула. На поясе Мошула закреплены четыре больших колокольчика, которые звенят, когда он исполняет своеобразный танец живота, стоя на плечах свиты.

Громкая музыка, удары мачуке, танцы и крики толпы сливаются в какофонию. Порой кажется, что участники действа находятся под гипнозом, но это не так - каждый актер в этом спектакле хорошо знает свою роль и четко понимает, что и когда он должен делать. Картина постоянно меняется, Мошул несколько раз оказывается на земле и в присутствии эскорта бегает вдоль танцующих. Иногда оба чудища сходятся лицом к лицу, будто что-то обсуждают.

Самая забавная часть - обмен подарками. Мошулы задабривают друг друга шампанским и водкой, оружием и семейными трусами, детскими игрушками и кефиром. Толпа улюлюкает, свистит и всячески выражает одобрение.

Закончив обмен подношениями, идолы берут шампанское, пробки взлетают вверх, и дождь из игристого вина проливается на толпу. Остатки напитка отправляются в желудки монстров, а фотографы и те, кто снимал происходящее на телефон, спешно очищают стекла объективов от капель и пятен. На закуску чудища берут несколько калачей, куски которых разбрасывают зрителям. Мошулы на несколько минут спускаются, чтобы перевести дух, а затем наступает заключительный аккорд - битва врукопашную.

В прошлом году сражение отменили, чтобы избежать слишком сильного накала страстей. Дело в том, что за год до этого случилась настоящая жестокая драка: молодые разгоряченные парни не смогли сдержаться. Кто был не прав, уже не понять, но в 2016-м году от ритуального столкновения отказались. В этом решили агрессивный элемент вернуть. Вот Мошулы снова сходятся, хватают друг друга, пытаются сбить маску соперника. Свита с обоих сторон стремится удержать наверху своего кумира, полсотни парней вступают в противостояние. Огромная неуправляемая масса хаотично движется то вправо, то влево, периодически врезаясь в толпу зрителей. Кто-то падает, на него наступают, слышны крики... Пока лидеры борются наверху, внизу продолжается толкотня и ругань. Одному из Мошулов удалось захватить соперника, наклонить его и сбить маску. Бой закончен! Впервые за много лет победили Камни, это настоящая сенсация для Орловки.

Победители и побежденные подходят к трибуне. Подарки в пакетах, деньги и рукопожатия - официальные и не очень лица поздравляют парней, звучат речи и приветствия, все довольны. На этот раз за боем Мошулов наблюдало несколько тысяч человек.

Автор - Сергей Смоленцев

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх