Новости и события » Hi-Tech » Как задушить бестселлер (конец классической AppleWorks)

Как задушить бестселлер (конец классической AppleWorks)

Как задушить бестселлер (конец классической AppleWorks)

В наши дни Apple Inc играет далеко не последнюю роль сразу в нескольких индустриях, и всем известно, кто привел компанию к процветанию после почти десятилетнего падения в пропасть. Но если бы Apple была пустышкой в 1996 году, самый гениальный гений в мире не смог бы вернуть ее к жизни.

Продолжение, начало здесь, здесь продолжение.

Это я к тому, что, несмотря ни на что, даже в самые темные и бестолковые годы Apple оставалась самой необычной и неординарной компанией в мире, чем-то вроде инкубатора для воспитания гениев. Вопреки усилиям руководства, боровшегося с непохожестью Apple на свои представления об идеальной компании, она сохранила свою непохожесть.

Формально убийцей AppleWorks для Apple II была Claris Inc, дочернее предприятие Apple Computer. Но дети за родителей не отвечают.

Последние дни AppleWorks на Apple

Почему создатель AppleWorks Руперт (Роберт) Лисснер утратил интерес к своему детищу, достоверно неизвестно. Знаю о нескольких версиях - но мы не станем их обсуждать.

После его ухода отношение к программе, приносившей Apple реальную прибыль, почти не изменилось. Ее разработкой и поддержкой занимались всего три человека. Решения о выпуске апгрейдов принимало руководство. AppleWorks 1.3 (совместимость с большим числом сторонней периферии и баг-фикс) стала первым платным апгрейдом программы, за него просили 20 долларов.

В сентябре 1986 года вышла AppleWorks 2.0. Несмотря на "двойку" в первой цифре номера версии, на полноценную 2.0 она не тянула. Был добавлен кое-какие новые функции, но главное содержание апгрейда было традиционным: совместимость с устройствами разных фирм (AppleWorks уже поддерживала почти все принтеры, диски и другие периферийные устройства едва ли не больше, чем любая другая программа). За апгрейд на AppleWorks 2.0 брали уже 50 долларов.

Самым главным новшеством 2.0 стал отказ от поддержки конфигураций с 64 килобайтами оперативной памяти. Их поддержка требовала от программы почти невозможного, но при этом наносила ее репутации вред (не все читатели умеют читать).

По версии администрации Скалли, компания обеспечивала продажи программы, избавляя ее разработчиков от посторонних забот. Отсутствие продвижения объяснялось политикой. А в остальном все было в высочайшей степени профессионально.

Когда выпускали AppleWorks 2.0, высочайший уровень профессионализма был блестяще подтвержден. Оказалось, что регистрационные карточки программы, которые покупатель должен был заполнить и отправить в Apple (почтовые услуги были оплачены компанией), никто нигде не регистрировал. То есть, когда кто-то обращался за апгрейдом и утверждал, что он владелец одной из прежних версий программы, приходилось верить.

Проверка была невозможна. И очень сложно было найти виноватого: продажами одного из самых прибыльных продуктов компании занимались сразу все и никто конкретно. Самое забавное в этой истории вскрылось в сентябре 1988 года, уже на Claris.

Claris, рай для разработчиков

Подробнее про Claris Inc здесь, здесь и тут.

Все три разработчика AppleWorks согласились перейти на Claris. Единственная команда разработчиков программного обеспечения во всей Apple. Можно по-разному оценивать это решение. Назвать их фанатиками никому не нужной программы (продававшейся десятками тысяч копий в месяц, в 1987 году это было очень и очень круто). Или людьми беззаветно преданными своему делу. Факт остается фактом.

В Apple программа приносила заметный доход, но все-таки меньший, чем Mac’и, Apple II и Apple IIGS. Claris получала от продаж этой программы больше половины своих доходов.

В сентябре 1988 года команда AppleWorks выпустила AppleWorks 2.1. Апгрейд стоил те же 50 долларов, что и 2.0, но, как оказалось, за увлекательнейшими поисками виноватых в отсутствии базы данных зарегистрированных пользователей никто так и не озаботился организацией сбора и сохранения этих данных.

К счастью, информация об этой маленькой проблеме не дошла до покупателей, и они, как законопослушные и дисциплинированные люди, честно покупали программу за ее полную цену.

В AppleWorks 2.1 не было новых функций. Баг фикс, совместимость с новинками на рынке, и все. Разработчикам AppleWorks просто физически было невозможно качественно написать, протестировать и отладить полноценный большой релиз. Они и без этого почти не покидали офис. Задач же накопилось очень много.

Руководство Claris с пониманием отнеслось к мольбам крошечного коллектива, но вместо расширения штата и увеличения финансирования проекта нашло невероятное решение.

Да, чуть не забыл...

Claris, в отличие от Apple, рекламировала AppleWorks. Не так чтобы много (всего две или три рекламы в популярной прессе), но все-таки. Вот первая из них:

Beagle Bros (выпускавшая самый популярный на платформе AppleWorks пакет аксессуаров TimeOut) ответила на эту рекламу своей:

Эта шутка юмора дорого обошлась Beagle Bros. В смысле публикация этой рекламы.

Призрак империи зла

В конце 80-х разработка аксессуаров для AppleWorks стала самой быстрорастущей отраслью рынка программного обеспечения.

Возникло опасение, что написание этих небольших и относительно несложных модулей станет в ближайшем будущем границей для сторонних разработчиков. Никаких больше инноваций, никаких сторонних больших программ и, вообще, никакого больше прогресса.

Что-то похожее витало в воздухе в середине 90-х, только ограничителем свобод был уже Microsoft Office. Вроде бы о стремлении к этому даже было заявлено самой Microsoft. Было ли это реальным планом компании или нет, к счастью, ни у Microsoft Office, ни у AppleWorks ничего не получилось.

Представьте себе мир, в котором только одна платформа, одна среда разработки для всех и законодательные ограничения на использование сторонних сред разработки, так как это "средство повышенной опасности" и, вообще, что-то безнравственное.

При всей ужасности такой перспективы нельзя не отметить: только настоящие лидеры на рынке могут всерьез задумываться о превращении своего продукта в единственную платформу для сторонних разработчиков.

AppleWorks 3.0

AppleWorks 3.0 написали программисты Beagle Bros, Алан Берд, Рэнди Брандт и Роберт Ренстром. Программа теперь могла использовать больше оперативной памяти. Лучше стала навигация на диске, упростился процесс открытия текстовых файлов, добавилось 26 функций в электронных таблицах и и в модуле отчетов. Максимальные размеры всех типов файлов увеличились.

Исправлены сотни багов (большей частью найденные Beagle Bros во время разработки набора аксессуаров TimeOut).

AppleWorks 3.0 не просто отвечала всем требованиям Claris к новому релизу, она их превосходила.

Релиз был явлен публике в июне 1989 года, на национальной конференции, посвященной компьютеризации образования, в Бостоне. Специально для образовательного рынка в программу была включена проверка правописания (ранее доступная в виде одного из аксессуаров рабочего стола).

Обзоры новинки были очень позитивными. Стив Возняк в одном из интервью отметил, что, несмотря на 6 лет существования Mac’ов с графическим пользовательским интерфейсом, программы столь же интуитивной и "вылизанной", как AppleWorks, для них все еще нет.

В июне 1989 года была названа стоимость апгрейда на AppleWorks 3.0 - 79 долларов для владельцев предыдущей версии. Затем условия предоставления скидки изменились: для тех, кто МОГ доказать, что является легальным владельцем AppleWorks 2.0 или 2.1, она осталась такой же, а с тех, кто не мог этого доказать(!), брали уже по 99 долларов.

После жалоб и судебных исков стоимость апгрейда стала 99 долларов, дискриминация была устранена. Похоже, наладить регистрацию пользователей так и не удалось. Правда, у Claris было вполне приличное оправдание: мало какая программа в то время расходилась такими большими тиражами. То есть виновата сама программа, как говорится, "не родись красивой".

И... На несколько лет все "уснуло". Пользователи AppleWorks были уверены, что ничего уже не будет, и смирились с этим. Apple Computer и Claris Inc увлеченно занимались иными вопросами, продажи AppleWorks оставались высокими, но теперь большую часть доходов Claris приносили программы для Mac’ов и Windows.

Любой серьезный аналитик, владеющий обстановкой на рынке программного обеспечения, не задумываясь предсказал бы медленное увядание программе в ее нынешнем виде. Кому нужен этот "Васька"?

Quality Computers

Миллионный экземпляр AppleWorks был продан в 1987-м. Сколько миллионов копий было продано всего - неизвестно. Два или три. И это были очень неравнодушные пользователи, для который AppleWorks были чем-то очень важным в их жизни. Они издавали Main Menu Newsletter и AppleWorks Magazine. Про другие подобные издания известно только, что они были.

Рэнди Брандт и Дэн Веркаде, в прошлом сотрудники Beagle Bros, а Рэнди - один из тех, кто участвовал в разработке третьей версии AppleWorks, обратились к руководству Claris с предложением о разработке новых версий продукта на стороне. В качестве разработчика должна была выступить компания Quality Computers.

1 ноября 1993 года, как гром среди ясного неба, вышла AppleWorks 4.0. Случилось то, о чем уже даже не надеялись. За прошедшие с выхода в свет предыдущей версии, многое в индустрии изменилось, и AppleWorks 4.0, учитывающая эти изменения, была настоящим подарком для всех, кто пользовался этой программой.

Остальное... В 1993 и 1994 годах вышло несколько апгрейдов программы, в конце 1994 - AppleWorks 5.0. Вышедший в 1995 году баг-фикс AppleWorks 5.1 оказался последним. Еще несколько лет Quality Computers продавала AppleWorks 5.1, пока Apple Computers не стала против этого возражать.

На этом история AppleWorks закончилась...

Как задушить бестселлер (конец классической AppleWorks)

Как задушить бестселлер (конец классической AppleWorks)

Как задушить бестселлер (конец классической AppleWorks)

Как задушить бестселлер (конец классической AppleWorks)

Apple Microsoft


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх