Новости и события » Общество » Дневник ОМКФ, День третий: почему одесситы уезжают и не весь ли мир - Одесса?

Дневник ОМКФ, День третий: почему одесситы уезжают и не весь ли мир - Одесса?

Дневник ОМКФ, День третий: почему одесситы уезжают и не весь ли мир - Одесса?

Девятый Одесский международный кинофестиваль растрогал до слез по меньшей мере полтысячи человек. Лента внеконкурсной программы "Специальные показы", документальный фильм-размышление "Into_нация большой Одессы" режиссера Александра Бруньковского буквально сделала день. Чтобы на "документалку" собрать зал на полтысячи мест, да еще и не всех желающих посадить - такого не ожидали организаторы. Но в Фестивальном центре "Родина" было буквально паломничество на этот фильм, представляющий собой своеобразную оду Одессе. Облик города, который стал пристанищем для людей разных национальностей и вероисповеданий, городу, у которого есть свой особенный язык - язык юмора, дан через монологи "уехавших", но не только. Действительно, иной раз мы, оставшиеся, удивляемся: куда они все едут? Почему же люди все равно уезжают из Одессы, и почему Одесса никуда не уезжает из них?

"Прав Олег Сташкевич, один из героев фильма: человек всегда рвется на свободу, - прокомментировал фильм один из первых зрителей, вице-президент Всемирного клуба одесситов Евгений Голубовский. - Как он ее понимает - другое дело. Для одних это политическая свобода, для других - экономическая, для кого-то даже колбасная, но свобода. Но кино и не про это. Я бы сказал, что за полтора часа нам показали парад встреч. Давно не видел Нелю Харченко. Как отлично выглядит. Как сохранила чувство юмора.

Последняя съемка Иры Ратушинской. Читает свои стихи. Мы не видим, не чувствуем, что преодолевая болезнь. Но это знает оператор. И ощущение, что камера застыла перед Ирой. Никакой суеты. А в целом фильм калейдоскопичный. Была ли у вас в детстве такая игрушка - калейдоскоп? Медленно поворачиваете тубус, а в зеркалах причудливые картины. И здесь в кино - Греция, настоящая Аркадия, Париж, Вена, Берлин.И конечно, Одесса, созвучия которой мы только что видели в городах Европы. Но главное - люди. Анатолий Контуш живет в Париже. Доктор наук, исследователь, работает над новым поколением лекарств. Его сын жил в Берлине. Родители в Одессе. В парижской квартире у него есть окно в Одессу. Скучает? Времени нет скучать. А когда нахлынет, пишет замечательные рассказы об Одессе и друзьях, к примеру, о Сергее Рядченко... Иван Романов, телеведущий и Дора Шварцберг, скрипач, педагог живут в Вене. И их придомовой садик воспроизводит одесские, дачные. И в их общении возникают интонации большой Одессы. Особенно, когда Дора берет в руки скрипку. А Ваня - старый сапожный инструмент своего деда...".

Знаменитые одесситы порой высказывают догадку: европейские корни Одессы так глубоки, что при желании в Париже можно найти квартиру с такими же балконными дверями, а в Берлине воображать, что за углом увидишь знакомый спуск к морю. Не весь ли мир - Одесса? Конечно, не весь, иначе не было бы этой ностальгии, постоянного желания вернуться, узнать, что да как в любимом городе.

Алексей Бруньковский зарубежным зрителям советует не концентрироваться на смысле, вслушиваться в интонацию, с которой говорят герои фильма. А продюсер картины, известный журналист и кинообозреватель Сусанна Альперина, объясняет, почему именно Михаил Жванецкий не говорит с экрана ни слова: "Мы часто можем услышать, как Михаил Михайлович говорит, но только в нашем фильме можем увидеть, как он думает!". К слову, думает писатель-сатирик на экране очень впечатляюще, и ничего смешного в его мыслях, увы, нет.

Мы видим, как прекрасная Оксана Фандера выгуливает породистую собаку по Приморскому бульвару, как шутят в гримерке Ростислав Хаит и Леонид Барац, погружаются в воспоминания Марлен Хуциев и Виктор Лошак, обаятельно хохочет, разучивая оперную арию, Анна Шафажинская, рисует и занимается ленд-артом очаровательная молодая художница Ирина Озаринская... Ну назовем еще Иосифа Райхельгауза, Михаила Левитина. Романа Карцева. Для показа в Одессе предоставили двухчасовую версию фильма. Осенью по фестивалям, требующим более сжатого формата, поедет сокращенная, причем авторы следили за реакцией одесской аудитории, коррективы внесут, исходя именно из нее. Будет жалко, если вырежут прекрасные операторские работы, связанные с высотными полетами над Одессой, от них захватывает дух у одесситов, но наш город полюбят в любом уголке мира, увидев эту красоту.

Конечно, скажете вы, а как же одесситы в Штатах и Австралии, неужели им нечего сказать? А вот следующий фильм как раз и будет сниматься там. Но какое же счастье на самом деле - никуда из Одессы не уезжать...

Автор - Ирэн Адлер, фото с сайта ОМКФ

Дневник ОМКФ, День третий: почему одесситы уезжают и не весь ли мир - Одесса?

Дневник ОМКФ, День третий: почему одесситы уезжают и не весь ли мир - Одесса?

Дневник ОМКФ, День третий: почему одесситы уезжают и не весь ли мир - Одесса?

Дневник ОМКФ, День третий: почему одесситы уезжают и не весь ли мир - Одесса?

Дневник ОМКФ, День третий: почему одесситы уезжают и не весь ли мир - Одесса?

Дневник ОМКФ, День третий: почему одесситы уезжают и не весь ли мир - Одесса?

Дневник ОМКФ, День третий: почему одесситы уезжают и не весь ли мир - Одесса?

Дневник ОМКФ, День третий: почему одесситы уезжают и не весь ли мир - Одесса?

Дневник ОМКФ, День третий: почему одесситы уезжают и не весь ли мир - Одесса?

Дневник ОМКФ, День третий: почему одесситы уезжают и не весь ли мир - Одесса?

Дневник ОМКФ, День третий: почему одесситы уезжают и не весь ли мир - Одесса?

Дневник ОМКФ, День третий: почему одесситы уезжают и не весь ли мир - Одесса?

Дневник ОМКФ, День третий: почему одесситы уезжают и не весь ли мир - Одесса?

Дневник ОМКФ, День третий: почему одесситы уезжают и не весь ли мир - Одесса?

Дневник ОМКФ, День третий: почему одесситы уезжают и не весь ли мир - Одесса?


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх