Новости и события » Культура » 9 ОМКФ, обратный отсчет. Субъективные заметки на обложке фестивального буклета

9 ОМКФ, обратный отсчет. Субъективные заметки на обложке фестивального буклета

9 ОМКФ, обратный отсчет. Субъективные заметки на обложке фестивального буклета

«Одесский Международный кинофестиваль - праздник, которого ждешь год, а пролетает за одно мгновение.

Не успел посмаковать красную дорожку на открытии - а вот уже и закрытие...» - писала я в первой статье, посвященной красной дорожке. И это правда. Мы уже считаем так - до окончания феста осталось 4 дня. И конечно же, далеко не все удалось посмотреть, хотя были дни, когда особо глубоко инфицированные киновирусом умудрялись смотреть по 5 (пять, Карл!) фильмов в день. Однажды это удалось и мне) Знаете, тут такое - ты как бы попадаешь в другую, параллельную реальность, где время течет абсолютно иначе, и чувствуешь себя иначе, и погружение в экранный мир тоже значительно глубже, чем когда смотришь один фильм или даже три... Впрочем, это - на экстремала. Тем более, что просмотр фильмов на фестивале - та еще лотерея! Ведь конкурсные фильмы видели только отборщики и нет никакой гарантии, что их мнение совпадет с твоим. Были среди конкурсных фильмов такие, которые лично у меня (и не только) вызывали изумленный вопрос - кто ЭТО отобрал в конкурсную программу? Однако, я не киновед, и не беру на себя смелость утверждать, что эти фильмы плохие. Восприятие любого произведения искусства - вещь достаточно субъективная, потому и я не стану претендовать на абсолютность своей оценки. Пусть зритель голосует - напомню, что Гран-При на нашем фестивале определяет именно он своим голосованием. А со статистикой не поспоришь)

«108 фильмов из 45 стран мира покажут на Одесском кинофестивале за 9 дней. Это главное, что вам нужно знать. Потому что попасть на все фильмы вам все равно не удастся, но хотя бы побить свой прошлогодний рекорд решительно рекомендую каждому.» - писала я несколько дней назад и снова убедилась в справедливости этого утверждения. Например, свой личный прошлогодний рекорд я уже побила)

Все это, собственно, к тому, что очень хочется поделиться своими впечатлениями от увиденного...

Для меня кино нынешнего фестиваля началось не с фильма-открытия, хотя эта исландско-французская лента с украинским участием безусловно профессиональна и, возможно, просто именно мне, как говорится, «не зашла». Началом фестиваля для меня стал показ, посвященный 100-летию Ингмара Бергмана. Это было откровение. Не потому, что я раньше не видела картин Бергмана (и, в частности, «Персону»). Видела. Разумеется, на экранчике ноута. И в глубокой молодости на каких-то полузакрытых полулегальных показах. Но когда это - большой экран, глубокий звук, когда перед фильмом ты видишь самого Мастера, который рассказывает о том, как писал (именно писал, не снимал!) этот фильм - «как симфонию» - в небольшой документальной ленте «Интермеццо», созданной и привезенной на фестиваль исследователем творчества Бергмана Гуннаром Бергдалом - это абсолютно другой уровень восприятия. Именно «Персона» стал для меня главным фильмом всего нынешнего фестиваля. В принципе, я думаю, что это была довольно опасная затея - в самом начале так высоко поднять планку, что остальные фильмы просто пытаются до нее хотя бы допрыгнуть...

Невероятная долгожданная премьера Терри Гиллиама «Человек, который убил Дон Кихота». Картина, на которую особенно трудно было достать билеты. Картина, которую нужно идти и смотреть - если она появится в прокате. Ничего не буду говорить - Гиллиама вообще «пересказать» невозможно. Только скажу, что и фирменная гиллиамовская кинофеерия, и невозможно, ослепительно красивая картинка, и, конечно же, многослойная и спиральная, как раковина, или молекула ДНК, или Вселенная, история... Ах, как бы великолепно зарифмовался в этот фильм Джонни Депп - вот прямо видишь, как бы он прожил ту или иную сцену (хотя актеры великолепны. И все же...)

И снова вернусь к конкурсной программе. Пока что из всех увиденных лент международного конкурса (правда, видела я далеко не все) наибольшее впечатление на меня произвел фильм «Девушка». История о Лоре, которая родилась Виктором и желает исправить это недоразумение природы (благо, медицина позволяет). Это если брать самый верхний слой этого фильма. Для меня этот фильм стал историей о невероятной силе духа и упорстве в достижении своей мечты, ведь Лора еще и учится на профессиональную балерину - а это кровь, пот и слезы - в буквальном смысле! Это разбитые изуродованные пальцы ног, огромное напряжение - физическое, а еще больше - моральное, ибо все вокруг знают, что он пока что еще не вполне Лора. Очень непростой фильм, снятый откровенно, с физиологическими подробностями. Которые, впрочем, не вызывают отвращения, потому что сделано это весьма деликатно. Тонкая и глубокая работа. Хотя и не без некоторых вопросов - в основном, касающихся уж больно глянцевой картинки окружения Лоры/Виктора - просто-таки брошюрка о знаменитой европейской толерантности. Но это так. Мелочь.

Еще один конкурсный документальный фильм, который неким удивительным образом перекликается с «Девушкой» - хотя это совсем другая история. Абсолютно другая. Но это тоже - о силе духа, и о толерантности, и еще о том, как важно понимание родного человека, и какие чудеса может творить Любовь и Искусство. Я говорю о фильме «Михаил и Даниил» Андрея Загданского. Эти двое - папа и сын, когда-то были нашими соотечественниками, потом из-за болезни сына они уехали, теперь живут и творят в Чехии. Папа - известный художник Михаил Щиголь. Сын - он родился, как сейчас принято говорить «особенным ребенком». ДЦП и глухонемой. Вначале фильма ты думаешь о том, насколько социально адаптирован этот молодой человек, который самостоятельно ездит в автобусе и метро, живет отдельно от отца и... занимается творчеством! Он создает удивительные украшения из цветных стеклышек и металла, и совершенно потрясают кадры фильма, в которых камера следит за тем, как этот парень упорно, долго и тяжело, припаивает колечко к очередной подвеске. Вначале тебе неловко, потом ты начинаешь сопереживать вместе с Даниилом, которому никак не удается припаять колечко, и он снова и снова пытается это сделать, потом наступает момент некоего дзена - как когда смотришь на огонь и перестаешь замечать течение времени, и вот наконец колечко припаяно и ты ощущаешь необыкновенную радость - вместе с Даней, который все-таки сделал это... Вот именно из этих колечек и связывается нить повествования, нить жизни этих двух людей, связанных узами не только любви отца и сына - узами сотворчества... Серия картин Михаила посвящена Францу Кафке. Но когда ты наблюдаешь за рождением картины, режиссер таким образом зарифмовывает кадры, что ты видишь, как картина рождается из образа...Даниила. Вот Даня сидит за столом, вот его руки - вот персонаж Михаила точно в той же позе за столом, и точно так же изломаны его руки... Вообще, таких планов в картине множество, фильм удивительно полифоничен - там несколько четких тем, которые практически по законам музыкальной формы переплетаются, создавая сложное, но ясное и прозрачное полотно. Еще одна любопытная деталь - в картине нет музыки. Роль музыки там играет искусно сотворенный саундтрек, сплетенный из шумов и редких реплик Михаила и Даниила. Каждая из линий обладает собственным голосом.

Вот, пожалуй, пока и все. Фильмов видено гораздо больше. Но захотелось написать именно об этих. Фестиваль продолжается, хотя - помните? - уже пошел обратный отсчет.

И закончу тем, с чего начинала:

9 Одесский Международный кинофестиваль

это:

108 фильмов из 45 стран мира

ИДИТЕ И СМОТРИТЕ!

П. с. Важное дополнение. На фотографиях - та часть программы, о которой я не рассказала: невероятный показ на Потемкинской лестнице, встречи со съемочными группами фильмов, актеры, продюсеры и режиссеры, зрители, презентация будущего фильма по книжечке Андрея Скрябина... Это тот визуальный мир фестиваля, с которым нужно знакомиться глазами. И. возможно, мы еще кое-что расскажем об этом...

Текст: Ира Донцова

9 ОМКФ, обратный отсчет. Субъективные заметки на обложке фестивального буклета

9 ОМКФ, обратный отсчет. Субъективные заметки на обложке фестивального буклета

9 ОМКФ, обратный отсчет. Субъективные заметки на обложке фестивального буклета

9 ОМКФ, обратный отсчет. Субъективные заметки на обложке фестивального буклета

9 ОМКФ, обратный отсчет. Субъективные заметки на обложке фестивального буклета

9 ОМКФ, обратный отсчет. Субъективные заметки на обложке фестивального буклета

9 ОМКФ, обратный отсчет. Субъективные заметки на обложке фестивального буклета

9 ОМКФ, обратный отсчет. Субъективные заметки на обложке фестивального буклета

9 ОМКФ, обратный отсчет. Субъективные заметки на обложке фестивального буклета

9 ОМКФ, обратный отсчет. Субъективные заметки на обложке фестивального буклета

9 ОМКФ, обратный отсчет. Субъективные заметки на обложке фестивального буклета

9 ОМКФ, обратный отсчет. Субъективные заметки на обложке фестивального буклета

9 ОМКФ, обратный отсчет. Субъективные заметки на обложке фестивального буклета

9 ОМКФ, обратный отсчет. Субъективные заметки на обложке фестивального буклета

9 ОМКФ, обратный отсчет. Субъективные заметки на обложке фестивального буклета

9 ОМКФ, обратный отсчет. Субъективные заметки на обложке фестивального буклета

9 ОМКФ, обратный отсчет. Субъективные заметки на обложке фестивального буклета

9 ОМКФ, обратный отсчет. Субъективные заметки на обложке фестивального буклета


В iOS 18 не будет фирменного чат-бота в духе ChatGPT

В iOS 18 не будет фирменного чат-бота в духе ChatGPT

Apple не планирует добавлять в iOS 18 собственный чат-бот на базе генеративного искусственного интеллекта, утверждает Марк Гурман из Bloomberg. Вместо этого корпорация сконцентрировалась на отдельных ИИ-функциях, которые «помогают пользователям в...

сегодня 10:32

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх