Новости и события » Общество » Никогда не хотел быть реформатором в театре - я хотел реформировать миры

Никогда не хотел быть реформатором в театре - я хотел реформировать миры

Никогда не хотел быть реформатором в театре - я хотел реформировать миры

Влащенко: Сегодня у нас в гостях режиссер Юрий Одинокий. Здравствуйте, Юрий. Зачем, вообще, люди ходят в театр? Что такое зрительский запрос? Одинокий: Люди погружаются в другой мир на 2,5 часа. Мир, созданный художником по своим законам. Они выходят из театра, пережив этот мир, с опытом каким-то. Публика в театре - женщины в основном. Они приводят мужей, знакомых в театр. Поэтому большинство пьес не получалось у постановщиков, потому что героиня - женщина, а не мужчина. Вот с "Лисовой писней" очень много я спектаклей видел, и ни разу удачного не было. Что-то у человека очищается в театре, может быть, человек за сопереживанием в театр приходит. Это тоже очень важно.

- Для того, чтобы делать искусство, надо вынимать из себя колоссальное количество энергии. В Киеве половина худруков театров - люди, мягко говоря, очень пенсионного возраста. Может быть, пора их уже поменять на сорокалетних, чтобы начать новую жизнь в театре?

- Бывает по-разному. Бывает, что человек воспитал труппу, и что, его выбросить? Ведь и режиссеры, и актеры - очень незащищенные, социально. У нас много и играющих пенсионеров, которых любят зрители.

- Но есть люди, которые выходят на сцену раз в два месяца.

- Есть и такие. Но тут и от человеческих каких-то качеств зависит.

- Но тогда чем искусство отличается от всего остального?

- Бывает же по-всякому. Бывает, что человек в возрасте, опытный, а энергетически совершенно ребенок, а бывает в разрухе. Тут нет общих правил - в каждом случае надо искать свой подход, свой взгляд. Нельзя вот так вот всех... это советский, диктаторский подход.

- Как вы считаете, украинский театр надо как-то реформировать и менять?

- Надо. В 30-ых годах была уничтожена режиссерская школа. Может быть, она должна появляться постепенно, благодаря и таким пожилым людям, разным. Благодаря семинарам, гастролям. Я никогда не хотел быть реформатором в театре - я хотел реформировать миры, которые я делаю. Во-первых, не открывать одинаковыми ключами, искать природу автора, природу мира его, пытаться ее раскрыть. Я направлен внутрь процесса, а вот что сделать, чтобы... я не знаю. Если у меня есть возможность работать - это потрясающе.

- А драматургия есть?

- Драматургии всегда не было, и всегда она была. Это очень тяжело - взять и написать хорошую пьесу. Но драматургов много, и молодежь пишет для театра. Процесс это пошел, и появляется много интересного - Павел Арье, Максим Курочкин, например. Когда я был в жюри "Коронация слова", нам давали около ста пьес, я их должен был прочесть все, и из ста пьес было одна-две, заслуживающие внимания. Я поэтому много ставлю прозы, писал инсценировки по "Мелкому бесу", "Братьям Карамазовым", сейчас Ремарк "Три товарища". Мне кажется, там более полноценные образы. Этот мир более развернут, чем в пьесе.

- Почему вы выбрали Ремарка?

- У нас похожее сердцебиение. Похожая боль, мы очень похожи. "Три товарища" - про дружбу трех мужчин, про колоссальный конфликт человека и времени, про колоссальную потерю.

- А война вам там не интересна?

- Она там чувствуется, она там в воздухе.

- А за какие нитки вы это "пришьете" к сегодня?

- Там очень много перекликается - у нас очень похожая ситуация. Там все образы очень интересные, сочные.

- Вы когда-то хотели поставить спектакль по произведениям Подеревянского.

- Самое главное - формат, потому что как обычные спектакли Подеревянского нельзя ставить. Это должна быть клубно-закрытая, камерная постановка - для своих.

- Несмотря на наличие трех или четырех спектаклей, никто не может пока переплюнуть исполнение самого автора - Подеревянского.

- Да. Хотя, он и меня хвалил.

- Вам нравится, чем закончился Майдан?

- Революцию надо доводить до конца. А так прогнали одного - и остановились. Революции заканчиваются сменой строя, а не изгнанием короля. Другой король пришел - и все.

- Вас эта история мобилизует или парализует, что не изменилось ничего? Или вам плевать?

- Не совсем плевать - это же время, в которое я живу. Это люди, которые это все делали, столько жертв принесли. В первую революцию, в 2004 году, я активно принимал участие, даже ездил в Донецк членом УИК, а в эту я просто приходил, раздавал деньги, вещи, которые мы собирали театром.

- Как сохраниться в мире, который подчас бывает не очень лояльным к тебе, а иногда и враждебным?

- Смотря, что ты хочешь сделать, смотря, к чему ты идешь. Время ко всем враждебно - все в этом смысле жертвы. А Будда говорит, что вообще этого ничего нет, это иллюзия.

- Как вы считаете, это не мифология, что суровые времена, кризис - это шанс настоящему человеку раскрыться?

- Так и бывало, что эти времена рождали новую литературу, новое искусство. Здесь какие-то законы существуют: кого-то ломает, а кого-то нет. У нас сейчас война, но, все равно, молодежь появилась удивительная - она не помнит СССР, не помнит идеологических штампов. Они более свободные люди, и уже вот это и будет рождать новые какие-то формы.

- А в театр наша элита ходит? Есть люди в нашей стране - из бизнеса, политики, которые хотят давать на театр деньги, которые хотят его изменить?

- Да все хотят. И вот министр культуры, Е.Н. Нищук, молодой, понимающий, театральный человек. Он у меня, кстати, Роберта Локампа играет. Это просто не делается так быстро - это должна быть эволюция, а не резкие движения. Оно должно сформироваться на каких-то примерах, на каком-то опыте. Самая главная реформа, которую нужно сделать, - это закон о меценатстве. В Париже, например, сто театров и только один государственный, а все остальные - дотационные. Так же и в России. А у нас почему-то этот закон не голосуют. Еще покойный Богдан Сильвестрович говорил мне, что первый документ, который он подготовил, когда стал министром, был закон про меценатство. И до сих пор он еще где-то в Раде - и ничего.

- Когда вы смотрите на нынешних людей, вам хочется о ком-нибудь из них поставить спектакль?

- Нет. Я, может быть, какие-то черты, какую-то интонацию могу украсть себе в спектакль. А ставить о ком-то я не стал бы. И потом, они же не закончили песню, они ее не спели - пусть споют, и тогда будет понятно. Тогда уже получится эта история.

- А что такое хороший театр? Если б у вас была власть и деньги, какие бы вы вопросы задавали себе?

- Я этого не представлял никогда. Питер Брук сказал, что "театр есть живой, а есть мертвый". Я бы хотел, чтоб этот театр был живой. Живой театр- это не там, где артисты, как слоны в цирке, а там, где они живут, проживают какие-то части совершенно по-новому и обнажено. Примеры живых театров - это Лев Абрамович Додин и все его постановки. Я не видел ни одного общего места у Додина, у Римаса Туминеса, у Някрошюса. При живом Товстоногове я видел весь репертуар БДТ.

- Это все классики. А вы не назвали ни одного тридцатилетнего человека. Они есть вообще?

- Есть Стас Жирков, например, который ставит эксперименты в театре "Золотые ворота". Он меня очень порадовал. Есть Андрей Билоус, который театр возглавил.

- Вас устраивает тот уровень, на котором дается театральное образование?

- Не устраивает. Школы театральные уничтожены. В Щукинское училище на одно место - 800 человек. А у нас, может быть, 5 - в лучшем случае. Когда я поступал, у нас было на место - 47 девочек.

- Когда вы "упираетесь головой в потолок" - вы что с собой делаете?

- Медитирую. Я освобождаю свои мозги полностью от всех мыслей. И это самое великое блаженство, когда ты долго бился, а потом - как молния! И это самое большое режиссерское счастье, когда эта молния ударяет тебе в голову.

- У вас есть вопрос?

- Какой у вас самый любимый писатель?

- Один из любимых - Питер Хег. Его "Условно пригодные" я просто мечтаю увидеть на сцене. Ну и, конечно, Тибор Фишер, все его романы. Большое спасибо, Юрий.

112.ua

ИА «Newsmir.info». При использовании материала гиперссылка обязательна.


Городское управление молодежи провело для николаевских...

Городское управление молодежи провело для николаевских чиновников семинар о противодействии насилию

1 декабря в рамках Всеукраинской акции "16 дней против насилия" в помещении Николаевского областного центра переподготовки и повышения квалификации работников органов государственной власти и местного самоуправления проведен тематический подробнее ...

загрузка...

 

Вверх