Новости и события » Культура » Галя Солодовникова: "У русских в крови - делать все в последний момент"

Галя Солодовникова: "У русских в крови - делать все в последний момент"

Галя Солодовникова: "У русских в крови - делать все в последний момент"

Художник о своей работе, лучших проектах и авторском курсе в Британке.

Сценограф и обладатель премии "Золотая маска" Галя Солодовникова рассказала TrendSpace о взаимодействии с режиссерами, международном опыте и о новых театральных проектах.

У вас есть опыт оформления спектаклей не только в России, но и в Европе. Существует ли какая-то разница в подходах к рабочему процессу?

В Европе есть свои отличительные черты - точность, пунктуальность и верность договоренностям. Но несмотря на очевидные плюсы, в этом есть и ограничения. Работая с российскими компаниями, можно какие-то детали корректировать в последний момент, а в европейских театрах - все заранее рассчитал, продумал, и поменять уже ничего нельзя.

Это не очень удобно для художника, потому что почти все надо решать заранее, не сталкиваясь с реальностью и процессом репетиций, продумать все в голове и на бумаге. В итоге - креативный процесс ограничивается, и нет возможности получить настолько хороший продукт, который мог бы быть. Эта тенденция сейчас и в России. С другой стороны, такие ограничения могут быть полезны для русского человека.

Это, возможно, вопрос ментальности. У русских в крови - делать все в последний момент. Только у нас вплоть до первого звонка за сценой могут стучать молотками и что-то доделывать.

Вы взаимодействовали со многими режиссерами, в частности, ставили оперу "Золотой петушок" с Кириллом Серебренниковым и "Сказки Гофмана" с режиссером Катериной Евангелатос. С кем из них было легче выстраивать коммуникацию?

Работа с режиссерами - это каждый раз построение коммуникации. Каждый режиссер - абсолютно новый опыт. Если вы уже работали вместе, то связи налажены и есть понимание совместного процесса. Если работа происходит первый раз, то очень важно договориться и начать обсуждать систему взаимодействия еще до того, как процесс пошел, чтобы потом не было взаимного недовольства.

Я считаю, что успешное или провальное сотрудничество зависит от личных качеств и какого-то энергетического соединения, совпадения характеров. С Кириллом мне работать всегда комфортно и удобно. Я думаю, что это не только мое личное ощущение, а опыт большинства людей. Кирилл очень открытый человек, он мгновенно создает теплую и комфортную для творчества атмосферу, стимулирует мышление.

Что касается Катерины, то она достаточно строгий, собранный, очень четкий профессионал, но творческий процесс часто не поддается жестким рамкам и структуре. Он бывает нелогичен и спонтанен. Тут как раз, наверное, проявляется разница в сознании. В работе с российским театром ей было очень сложно, так как в спонтанности у нас не только творческие процессы, но и часто административные.

В 2006 году вы читали лекции для Института европейского дизайна в Бразилии, а с 2007 года преподаете в Британке. Расскажите о своем опыте в качестве приглашенного лектора? Отличается ли восприятие информации нашими и иностранными студентами?

Сравнивать восприятие студентов сложно: во-первых, все люди индивидуальны; во-вторых, в Бразилии у меня были серии мастер-классов по 10 дней, а в Британской высшей школе дизайна программа рассчитана на целый год.

Могу лишь сказать, что в Сан-Паулу, несмотря на сжатые временные рамки, мы со студентами достигали хороших результатов: рассматривали разные виды перформативного искусства, подходы к созданию костюма и в кратчайшие сроки реализовывали проекты.

Расскажите про преподавание в Британке. Как родилась идея запустить учебный курс "Театральный дизайн"?

На одном мероприятии я случайно пересеклась с Александром Аврамовым (основатель БВШД) и предложила ему эту идею. До этого, с 2007 года, я преподавала в Британке направление Fashion. Потом на какое-то время полностью ушла в театр. И вот с 2014 года решила запустить свой курс.

Скоро состоится премьера постановки Kandid студентов курса "Театральный дизайн" Британки, куратором которого вы являетесь вместе с Полиной Бахтиной. Расскажите, пожалуйста, об особенностях работы над спектаклем.

Структура произведения Kandid навела на мысль о компьютерной игре. Но это скорее ключ к внутренней структуре и прием, от которого мы отталкивались, работая над произведением. Задумка возникла у режиссера Лизы Бондарь при разборе вольтеровской повести. Все участники проекта загорелись этой идеей, потому что она давала много интересных визуальных и пластических решений и, кроме того, ставила необычные задачи в плане музыкальной структуры произведения.

Так, композитор Андрей Бесогонов сочинил музыку, которая ведет весь спектакль в совершенно разных исторических стилях. Герой путешествует между уровнями как между разными жанрами и эпохами. В "Кандиде" музыка очень важна, потому что это музыкальная постановка, такая современная мультижанровая опера.

Как возникла идея сотрудничества с мастерской Брусникина?

Каждый год мы вместе со студентами делаем одну большую работу - крупнейшую коллаборацию, которая становится преддипломным или дипломным проектом. Для нас это значимое публичное событие, на которое мы приглашаем не только зрителей, но и критиков.

В этом году мы думали над новым проектом, который мог бы быть интересен и нашим студентам, и другим участникам. Родилась идея сотрудничать с драматическими актерами, дать молодым сценографам именно такой опыт. Мы обратились к Дмитрию Брусникину с предложением сделать масштабную коллаборацию с актерами его мастерской. Он загорелся, и работа началась.

Каким образом строится курс "Театральный дизайн" и какие навыки получают студенты после его окончания?

Курс "Сценография" ("Театральный дизайн") подразумевает обширную учебную программу. Обучение с самого начала строится на практических заданиях - создании живых проектов, которые играют ключевую роль для понимания профессии. Мы проводим студентов от зарождения идеи до полного ее развития в готовый продукт. Все этапы производства обсуждаются: от эскизов, макетов до полной реализации.

Пройдя курс, студенты понимают весь объем работ, который ожидается от художника. Им уже море по колено и не страшно браться за большие и сложные проекты.

Все мы, конечно, не можем охватить, потому что программа пока годичная. Хотелось бы, чтобы она стала двухгодичной, потому что объем очень большой.

Для любого учителя успех его ученика - самая большая награда. Работы каких студентов вы можете отметить?

Сейчас только второй выпуск, а студенты курса уже активно реализуют себя в профессиональной среде: взаимодействуют с театрами, режиссерами, хореографами. Поэтому повод для гордости есть. Так, Маша Кечаева сейчас сотрудничает с "Гоголь-центром", работая над детским спектаклем "Море деревьев", Юля Староверова уже длительное время сотрудничает с хореографом Ольгой Прихудайловой в серии проектов и сейчас разрабатывает художественное решение для постановки "Чайка. Фрагменты", а еще четверо студентов (Разина Александра, Абрамова Евгения, Горбас Анна и Татьяна Луданик) выиграли грант от Славы Полунина и поехали делать инсталляции на фестиваль во Францию.

Какую свою постановку вы можете назвать самой удачной?

Все работы для меня очень важны. Одна из таких больших, сложных работ - "Сказки Гофмана". Перед нами стояла непростая задача - построить четыре разные декорации на очень маленькой сцене и продумать быстрые смены. Работа была непростая, но оперу встретил большой зрительский успех.

Какие постановки у вас запланированы на следующий год?

Ближайший проект в октябре - это "Век-волкодав", новая постановка в проекте "Звезда" в "Гоголь-центре" по Мандельштаму, режиссер и хореограф Антон Адасинский. Следующий - "Тартюф" с Филиппом Григоряном в Электротеатре, "Чапаев и пустота" в театре "Практика" с Максимом Диденко, опера в Вуппертале с Тимофеем Кулябиным.

У вас очень напряженный график с таким количеством проектов и преподавательской деятельностью. Как вы все совмещаете?

Да, это сложно совмещать. Разумеется, проще, когда вся работа сконцентрирована в одном месте, а в Вупперталь придется летать, что поделать.

Галя Солодовникова: "У русских в крови - делать все в последний момент"

Галя Солодовникова: "У русских в крови - делать все в последний момент"

Галя Солодовникова: "У русских в крови - делать все в последний момент"

Галя Солодовникова: "У русских в крови - делать все в последний момент"

Галя Солодовникова: "У русских в крови - делать все в последний момент"

Франция


Каршерінг, як інноваційний підхід до мобільності у містах

Каршерінг, як інноваційний підхід до мобільності у містах

Каршерінг - це концепція, яка стала переворотом у сучасних міських транспортних системах. Замість власного автомобіля чи постійного використання таксі, користувачі можуть отримати доступ до автопарку на короткий термін, оплачуючи лише за фактичне...

сегодня 21:15

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх