Новости и события » Hi-Tech » «Писатель - это тот, у кого есть книжка, и издать ее элементарно»

«Писатель - это тот, у кого есть книжка, и издать ее элементарно»

«Писатель - это тот, у кого есть книжка, и издать ее элементарно»

Платформа для издания книг Ridero позволяет любому человеку издать электронную книгу в обход посредников. За три года так поступили более 60 тысяч авторов.

В интервью изданию Five o'clock компании «2ГИС» генеральный директор Ridero Алексей Кулаков рассказал, почему проект еще не вышел в плюс, чем привлечь авторов, у которых нет времени на написание книги, и почему платформа не конкурирует с традиционными книжными издательствами.

Издательская система Ridero появилась в 2013 году усилиями экс-главы опального издательства «Ультра. Культура» Александра Касьяненко, книжного обозревателя и визионера Александра Гаврилова и программиста Дмитрия Сумина.

Идею электронного самиздата Касьяненко подсмотрел на американском сайте Lulu.com, собрался делать его русскую версию, но вскоре решил «сломать существующий издательский мир». Ridero предложил пользователям бесплатно верстать их книги и выкладывать их в самых популярных книжных магазинах («Литрес», Ozon, Amazon). Позже появились услуги редактора, корректора, дизайнера и персонального помощника.

Сейчас проект готов работать с любым контентом: аудио- и видеозаписями, презентациями, записями в блогах и соцсетях. С помощью Ridero выходят авторские сборники статей, путевые записки, воспоминания родителей, сказки и стихи, изданные микротиражами.

Алексей Кулаков, генеральный директор Ridero. Выпускник УГАХА (дизайн), 40 лет У Ridero, судя по интервью основателей проекта, постоянно сдвигается точка безубыточности. Последняя отметка - 2018 год. Почему так происходит?

Точка безубыточности зависит не только от темпов роста, но и от амбиций, темпов развертывания проекта. В России по плану должны окупиться в этом году, и я не помню, чтобы мы говорили, что отобьемся раньше. Что касается окупаемости в целом, то есть темпы окупаемости территории. Я специально не говорю «страны», потому что рынок для нас ограничивается не столько регионами, сколько языками. Это значит, что люди, говорящие по-русски, и люди, живущие в России, - не одно и то же. У нас есть аппетиты, и сейчас, кроме России, мы тратим деньги на присутствие в Польше, Германии и Латвии.

Понятно, что все это не окупается в моменте, и когда ты себе что-то такое позволяешь, точка безубыточности отдаляется. Зато расширяется рынок. Я к тому, что это история не про бизнес-модель, а про то, насколько агрессивна политика захвата территорий. Так что не стану предсказывать, когда у нас окупится проект: это сильно зависит от того, куда и как мы будем вкладываться, от размера текущих инвестиций.

А инвесторам вы то же самое отвечаете? Их это устраивает?

Инвесторы разные бывают, их разное интересует. Прежде всего мы демонстрируем, что выходим в плюс за обозримое время, показываем хороший возврат на инвестиции. Сейчас мы берем деньги для захвата новых рынков, и это понятная история. Не развивайся мы такими темпами, Ridero окупился бы гораздо раньше. Так всегда бывает, когда окупаемость вступает в конфликт с долей рынка: нужно просто выбрать для себя верный баланс.

И какова доля рынка? Сколько у вас авторов?

Более 60 тысяч. Растем примерно в полтора раза за квартал. Например, в конце прошлого года было 20 тысяч авторов, в конце позапрошлого - 5 тысяч.

Кто ваш автор? Обрисуйте среднего клиента.

Как правило, это автор «современной прозы». Это значит, что он еще не определился с жанром и пишет в режиме «что вижу, то пою»: много бытописания, просто наблюдений о жизни, частной хроники. Это большое количество нишевых форматов типа «мама пишет, как воспитывать детей», «бабушка дает советы, как жить», «бизнесмен рассказывает, как делать деньги». Такая трансляция опыта.

Мы поначалу думали, что наш автор - человек сильно старше среднего возраста, уже вот-вот пенсионер, а оказалось, что нет - ему 30-40 лет. В это время очень важна творческая и профессиональная самореализация, ты подходишь к подведению промежуточных итогов, оглядываешься. В этом случае книга становится способом диалога со следующими поколениями.

Обычно у человека уже есть идея книги, то есть до того, как обратиться к нам, он уже идентифицировал себя как писателя. Он думает: «я молодой автор фантастики» или «я немолодой автор мемуаров».

Для большинства наших авторов традиционный способ публикации книжки оказался слишком сложным: издательства им уже отказали либо предложили такие сроки подготовки книги и за такие деньги, которые люди не могли себе позволить. Ridero сделан для них.

Жанры?

Пока художественные преобладают: приключения, фэнтези, любовный роман, юмор, научная фантастика и детская литература. Поэтов в три раза меньше, чем прозаиков. Самые редкие темы для книг - «киберпанк», «химия» и «садоводство».

Вообще, знаете, наш средний покупатель - это я. До Ridero никогда не думал, что я писатель. У меня было много статей в местной деловой прессе, много разных текстов, но идеи, что я писатель, никогда не было. Я же не пишу романы и стихи. А когда ты понимаешь, что писатель - это тот, у кого есть книжка, и издать ее элементарно, то все меняется. Тратишь полчаса - и раз, у тебя уже есть книжка. Сам я издал на Ridero уже несколько книг, мой сын издал сборник своих сказок.

Спрос на самые востребованные жанры и род занятий большинства авторов как-то влияют на вашу бизнес-модель, интерфейс сайта, услуги? Очевидно же, что старому бизнес-волку нужно одно, автору фэнтези - другое, а домохозяйке, решившей взяться за любовные романы, - третье.

Естественно. Мы проводим эксперименты. Запускаем, например, услуги, ориентированные больше на бизнесменов или молодых мам, и смотрим на результаты. Это обычное тестирование гипотез, как и в любом стартапе.

Недавно проверяли гипотезу, что есть люди типа меня, которые бы с радостью написали книжку, но у них нет времени. Контент есть, а времени нет. Ок, если мы предложим автору сделать книжку с помощью литературных негров, он согласится? Это предложение уже есть на рынке, но обычно оно реализуется в русле классического проектного бизнеса:

- Сколько это будет стоить?

- Ой, ну, мы сразу сказать не можем, тут все сложно, все будет зависеть от материалов и...

Когда такое слышишь, думаешь: блин, это реально сложно. Чтобы книга все-таки вышла, она тебе должна быть нужна до зарезу, иначе все это не пройти.

Мы решили, что все должно быть проще. Цена - 120 тысяч рублей, сроки - три календарных месяца, ваше участие - 14 часов разговоров по Skype. Мне показалось, что это крутое предложение, я бы лично взял. Если ты состоявшийся бизнесмен, у тебя есть деньги, экспертиза, и ты хотел бы ее зафиксировать - пожалуйста, нет проблем. Сделали лендинг, даже, по-моему, никак его не продвигали, и заказы пошли.

Первая проблема обозначилась сразу, с первой главы. Это такой, знаете, паралич перфекциониста. Не может сдвинуться с места, потому что считает, что не справится. Человек видит написанную с его слов главу и отказывается от нее. Нет, он согласен со своими словами, но что-то его не устраивает, он себе все видел иначе. Плюс это же не статья в газете, это Книга - нечто вечное, к ней совсем другие внутренние требования.

Сейчас мы, по сути, заново запускаем эту услугу, но уже с другим посылом. Есть много людей с готовым контентом, но он не всегда хранится в виде текстов. У меня, например, около десятка презентаций лежат на SlideShare, выступления - на YouTube и Vimeo, куча статей в разных журналах. Мы предлагаем за 60 тысяч собрать из этого книгу, грубо говоря «избранное». Посмотрим, что получится. Когда результаты выстреливают, мы уже полноценно вкладываемся в услугу.

Какая услуга приносит вам наибольшую прибыль?

Продвижение книги, создание сайта-визитки. Здесь есть интересный момент, иллюстрирующий разницу между нами и традиционными издательствами. Обычная издательская модель - это как венчурная экономика, только все еще хуже. Когда вы издаете книжку, то ввязываетесь в очень рисковую историю с долгой проверкой гипотезы и плохой обратной связью. Это сомнительные инвестиции.

Мы же, в отличие от издательства, не инвестируем деньги в отдельно взятую книжку: ни с автора денег не берем, ни ему гонораров не платим. При этом мы занимаемся имиджевой рекламой, когда вам нужно создать спрос на какое-то конкретное слово, например название книги. Мы инвестируем в появление первых фанатов автора, в первую волну популярности, пусть даже «среди своих». Делаем так, чтобы автора могли заметить издатели, выйти на него, узнать о нем в социальных сетях.

Мы добиваемся конверсии в 5-10%, хотя нам почти каждый раз приходится объяснять, почему это хороший показатель. Обычно слышишь: «Так, ко мне на сайт пришло 100 человек, книгу купили 5, и вы хотите сказать, что это много? Куда вы дели остальных 95?».

Какие услуги могут появиться в будущем?

Профессиональные аккаунты для литературных агентов. Вряд ли это будут совсем уж новые услуги - скорее мы будем продавать пакет услуг под конкретные задачи и ниши. Литературных агентов в России немного, зато много людей, у которых есть знакомые, готовые опубликовать книгу и нуждающиеся в помощи.

Планируем зайти на рынок академической литературы. Мы же работаем на длинном хвосте: в нишах, где есть много авторов с мелкими тиражами. Это, например, авторы научных монографий. Мы, правда, пока не умеем автоматически верстать глоссарий, предметные указатели, сложные таблицы и формулы. Есть относительно «холодные» ниши: те, кто пишет, но к книжкам относится скептически или вообще никак. Скажем, девушка пишет в онлайн-дневник, парень - в Livejournal или Facebook.

Мы сейчас работаем над такой штуковиной, которая позволит делать книги прямо из записей в блогах и соцсетях. Пока пробуем с Livejournal: даешь ссылку - получаешь книгу.

Нужно разве что самому выбрать, какие публикации ты хочешь видеть в книге, а все остальное уже автоматизировано. Учитывая, что пользователей соцсетей гораздо больше, чем писателей и вообще авторов чего бы то ни было, - думаю, это огромная аудитория и очень перспективная ниша.

Как все это терпят традиционные издательства? Почему «Эксмо» еще не запустило аналог Ridero?

Это не так просто. У нас есть ряд штук, которые мы делаем лучше всех в мире. Например, мы в один клик из файла в Word готовим настоящую книгу профессионального уровня с оглавлением, стилями и красивым макетом. Другие так не умеют. В России есть Bookscriptor (проект издательского дома «Литературная учеба», запущен в сентябре 2015 года - прим. Five o'clock), но он, на мой взгляд, слабее нас. Даже банально по показателям: у нас 60 тысяч авторов, а у них сильно меньше. Мы сейчас номер один в стране.

Что касается «Эксмо», это просто не их бизнес, им не нужен аналог Ridero. Зачем? Они зарабатывают на читателях, а мы на писателях, точнее на поставщиках услуг писателям: комиссия с типографии, с редактора и корректора. Мы стартовая площадка - они монополисты. На самом деле мы можем быть полезны издателям: мы отличный способ тестирования книг, когда можно быстро и дешево выявить потенциальные бестселлеры, а не пытаться их угадать силами отдельных редакторов.

За кем следите на Западе?

За Amazon, естественно. Но у них тоже другая бизнес-модель: они абсолютные гиганты, у них колоссальная читательская аудитория. Это делает Amazon самым мощным игроком на рынке селф-паблишинга, на него все смотрят. Мы партнеры. Другое дело, что бумажные книжки, на мой взгляд, у нас получаются лучше, да и электронные, в общем-то, тоже.

Есть Blurb, но они хороши для создания фотоальбомов, больших книг с иллюстрациями. Еще Reedsy - британский маркетплейс услуг для авторов, в котором реализовано много интересных идей.

«Писатель - это тот, у кого есть книжка, и издать ее элементарно»

«Писатель - это тот, у кого есть книжка, и издать ее элементарно»

«Писатель - это тот, у кого есть книжка, и издать ее элементарно»

«Писатель - это тот, у кого есть книжка, и издать ее элементарно»

«Писатель - это тот, у кого есть книжка, и издать ее элементарно»

«Писатель - это тот, у кого есть книжка, и издать ее элементарно»

«Писатель - это тот, у кого есть книжка, и издать ее элементарно»

«Писатель - это тот, у кого есть книжка, и издать ее элементарно»

«Писатель - это тот, у кого есть книжка, и издать ее элементарно»

«Писатель - это тот, у кого есть книжка, и издать ее элементарно»

«Писатель - это тот, у кого есть книжка, и издать ее элементарно»

«Писатель - это тот, у кого есть книжка, и издать ее элементарно»

«Писатель - это тот, у кого есть книжка, и издать ее элементарно»

«Писатель - это тот, у кого есть книжка, и издать ее элементарно»

«Писатель - это тот, у кого есть книжка, и издать ее элементарно»

«Писатель - это тот, у кого есть книжка, и издать ее элементарно»

«Писатель - это тот, у кого есть книжка, и издать ее элементарно»

Германия


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх