Новости и события » Общество » Что едят запорожские заключенные, сколько они зарабатывают и как "стучат" на сокамерников: исповедь сотрудника колонии

Что едят запорожские заключенные, сколько они зарабатывают и как "стучат" на сокамерников: исповедь сотрудника колонии

Что едят запорожские заключенные, сколько они зарабатывают и как "стучат" на сокамерников: исповедь сотрудника колонии

Места не столь отдаленные", "казенный дом", "зона" - как только в народе не называют тюрьмы. Однако мало кто знает (и не дай Бог вам узнать на личном опыте), что собой представляют тюрьмы изнутри. Корреспондент 061 побеседовал с одним из работников колонии в Запорожской области и разузнал, живут ли современные зэки по старым понятиям, какие продукты пользуются самым большим спросом за решеткой и почему лагеря называют "малой волей". По понятным причинам, имя нашего источника указать мы не можем.

Две недели карантина определяют судьбу осужденного

Наш инсайдер работает в тюрьме среднего уровня безопасности. По старой классификации эти тюрьмы считались тюрьмами строгого режима. Основной контингент подобных заведений - рецидивисты, но не самые закоренелые, со сроками заключения до 10 лет. В основном, к этой категории относятся люди, совершившие имущественные преступления, то есть воры. Они составляют примерно половину всех тех, кто сегодня отбывает наказание по тюрьмам Запорожской области. Еще треть - наркоманы и "барыги", торгующие "зельем": амфетамином, марихуаной, ширкой. Остальные 20 процентов - уголовники, мотающие срок за другие преступления: грабители, налетчики, насильники, убийцы.

В течении 10-ти дней после вступления приговора в силу осужденного должны этапировать в лагерь. Правда иногда происходят задержки - конвоиры ждут пока соберется необходимое число зэков, направленных в одну из колоний. Как видим, правило, "оптом дешевле" работает и в пенитенциарной системе.

По приезду осужденных направляют в карантинную зону - чтобы кто-то из них не занес инфекцию и не заразил остальных зэков. В изоляции они находятся порядка двух недель. В течение этого времени производится текущая проверка документов и дела, приговора и прилагающихся материалов. Но еще данный этап важен четырьмя особенностями. Во- первых, администрация зоны узнает, что умеет прибывший, какие виды работ может совершать. Во-вторых, во время пребывания в карантине оперативная часть при колонии (да-да, в лагерях работают оперативники) в беседах с зэками старается выведать у «новичка» о его прошлых "подвигах", о круге знакомств - чтобы заинтересовать администрацию колонии достаточно и серии мелких краж. Порой такая информация может дать правоохранителям ниточку для раскрытия «глухарей». В-третьих, тюремщики узнают, сколько у родни осужденного денег. При их наличии в большом количестве новоприбывшего пытаются "развести" на ремонт помещений лагеря или покупку хозтоваров. Ну а в-четвертых, за эти две недели у администрации колонии есть возможность создать агентурную сеть, которая будет "стучать" на других зэков и докладывать оперативную обстановку непосредственно руководству колонии. Чем это сулит заключенному и какие выгоды он сможет получить, вы узнаете чуть позже.

Кто хочет поработать?

Как вы себе представляете пребывание в тюрьме? Лежать в камере, ничего не делать и раз в день выходить на прогулку? Именно так выглядит ежедневное времяпровождения тех людей, которые больше никогда не выйдут на свободу, заключенных с пожизненными сроками. А вот у тех, кто не так сильно "накосячил" жизнь совершенно другая.

Во многом пребывание в лагере напоминает службу в армии - все по распорядку. В 6.00 подъем, через 40-50 минут построение и проверка, завтрак, работа. А по вечерам -воспитательные мероприятия, которые на деле никто никогда не проводит. В 22.00 - отбой.

После карантинного периода зэки отправляются в бараки и приступают к работе. Бараки напоминают армейские казармы. Кровати с тумбочками по всей жилой площади помещения. Вот только на окнах решетки - тюрьма все-таки. Интересная деталь: раньше кровати были двухэтажными, теперь же их поменяли на одноярусные. Такие метаморфозы стали возможны из-за введенного в действие «закона Савченко». Согласно закону, сутки пребывания в СИЗО равняются двум суткам пребывания в колонии. «Благодаря» этому правовому акту десятки тысяч зэков разом вышли на свободу раньше времени. "Теперь, с этим законом, перенаселение нашим тюрьмам не грозит" - невесело усмехается наш инсайдер.

Как правило, род занятий осужденных зависит от географического положения лагеря. Например, заключенные 101-й зоны, что в Вольнянске работают в карьере и занимаются изготовлением плитки. Работа тяжелая, но за нее заключенным платят. Суммы правда незначительные - 40-50 гривен в день, но в итоге минимальную зарплату в 1500 гривен получить можно. Эти деньги кладутся на счет заключенному, после чего зэк может заказать себе все необходимые "ништячки" - сгущенку, чай, шоколад. Именно из-за возможности передвигаться по территории лагеря, находиться долгое время на свежем воздухе и совершать покупки по собственному усмотрению лагеря и называют "малой волей".

Еду многие заказывают из-за плохого рациона питания:

- Кормят плохо. В рацион входит тоже, что и в армии, один в один. Но еда в совершенно неприглядном виде и отвратительного качества, - рассказывает источник. - Каши и овощи еще можно есть, а вот, мясо лучше выкинуть

При том, что у большинства заключенных есть деньги на счетах, наличка в тюрьмах находится под запретом, поэтому ценна вдвойне. Ведь не сможет Вова Кичкасский отдать карточный долг Ржавому, перечислив деньги с одного счета на другой!

Зоны без понятий

Времена, когда чай и сигареты были в лагерях самым ценным сырьем ушли вместе с наступлением нового века. Нынче в почете водка (или спирт), мясо и наркотики. Передавать "запрещенку" возможно двумя способами. Во-первых, через дежурную смену охраны. Во-вторых, через хозобслугу. Причем ту же водку передать довольно тяжело - такие "посылки" получают или авторитетные воры, или "красные, как пожарная машина» зэки - так называют тех, которые сотрудничают с администрацией колонии. Мобильные телефоны же просто швыряют через забор, но их регулярно изымают в ходе проверок и обысков.

К человеку, получившему подачку, тут же сбегаются "чайки" - другие заключенные, которые, просят поделиться "дарами". При этом "по беспределу" не отбирают. В современных колониях вообще беспредела мало. У людей, которые целыми днями пашут, зачастую просто не остается сил на разборки и выяснение отношений. Точно также обстоят дела с "понятиями" - сегодня в лагерях их практически не соблюдают:

- Такого, что в камеру, например, нельзя в красном входить, уже давно нет. Понятия - они как пришельцы, многие слышали, но никто не видел, - рассказывает наш информатор. - Другое дело - "малолетки", колонии для несовершеннолетних преступников. У юных зэков совершенно нет мозгов. Они не работают, вот и страдают всякой фигней.

По словам нашего инсайдера, малолетних преступников уже никак не наставить на правильный путь - в будущем они станут отпетыми рецидивистами.

- Можно, конечно было бы собрать комиссию из лучших психологов и ради эксперимента попытаться кого-то перевоспитать. Но мы понимаем, что данные предложения относятся к разряду фантастики. Да и не верю в то, что их реально перевоспитать, - говорит источник.

Вместо вывода

- Жить в зоне можно. Главное - как жить. Хочешь «сладкой» жизни - придется «стучать». Но если другие прознают - могут и убить. Спокойно себя чувствуют только авторитеты. А вот воры в законе сегодня не сидят по лагерям, они сидят в горсоветах, парламентах и по высоким кабинетам, - резюмирует наш источник.


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх