Новости и события » Общество » Как проводить мониторинг образа жизни чиновников, НАПК еще до конца не знает

Как проводить мониторинг образа жизни чиновников, НАПК еще до конца не знает

Как проводить мониторинг образа жизни чиновников, НАПК еще до конца не знает

Влащенко: Сегодня у нас в гостях председатель Национального комитета по предотвращению коррупции Наталья Корчак.

Доброго вечера. Прошел почти год после вашего назначения. Сбылись ли ваши планы, которые вы себе намечали? Удалось чего-то достичь за это время?

Корчак: 28 марта прошлого года состоялось первое официальное заседание четырех членов Нацагентства, где меня избрали председателем. Буквально 30 марта мы зарегистрировались как юридическое лицо. С этого момента у нас началась череда организационных процедур, на которые ушло почти 2 месяца. У нас не было средств на развитие - это как раз тот вариант, когда государство дало заработную плату, но забыло вложить в смету все, что называется развитием.

- Мне кажется, что главное, что вам удалось за этот год, что есть электронные декларации.

- Электронные декларации - это то, что на слуху. Но мы еще запустили с 1 июля процесс государственного финансирования политических партий. То есть, мы начали прием отчетов.

- А вы лично верите в то, что как только начнется государственное финансирование политических партий, там исчезнет сотрудничество с олигархами, коррупция?

- А первые результаты уже есть. Во-первых, партии подавали отчеты. Во-вторых, когда они получили государственные средства, они не начали их тратить налево-направо. Они с нами советовались, на что можно потратить эти средства.

- Это будет мотивом исключить все остальное финансирование?

- По крайней мере, это уже начинает дисциплинировать. Мы в процессе анализа отчетов проверяли источники финансирования партий. На сегодняшний день их два - государственное финансирование для крупных партий и взносы от юридических и физических лиц в определенном объеме. На сегодняшний день мы уже выявили нарушения в отношении этих взносов и уже составили три административных протокола, и направили в суд. Надеюсь, что у нас уже будут дела по конфискации этих взносов.

- А вы можете привести пример, у кого есть нарушения?

- Мы всю информацию по партиям размещаем у себя на сайте. А протоколы буквально недавно составили.

- А что у вас с г. Гройсманом? Почему он недоволен вами?

- Лично персонально я никогда с ним не общалась, кроме единственного заседания, где я была вынуждена сказать, когда будет запущена система е-декларирования. Мы являемся центральным органом исполнительной власти и подотчетны Кабмину, а ответственны перед ВР. Такой дуализм и плюс еще коллегиальная форма организации работы. Я думаю, что мы найдем точки соприкосновения, поэтому я уже сама инициирую и вопросы, и встречи с ним. Недавно я инициировала создание межведомственной рабочей группы, потому что среди этих дебатов по поводу порядков, текущей работы мы забыли, что Нацагентство должно подготовить национальный доклад по вопросам реализации антикоррупционной политики.

- Мы увидим через два месяца новые декларации за 2016 год?

- Да, система электронного декларирования работает.

- Всех поразили в декларациях за 2015 год груды наличных денег, которые декларировали наши депутаты. А что дальше? Есть ли у вас механизмы проверить то, что написано в декларации?

- Этот вопрос волнует всех, и меня в том числе. Когда читаешь декларации, то понимаешь, что кто-то насмехался, кто-то писал на всякий случай, кто-то, возможно, обращал внимание, кто-то вообще ничего не написал. Проблема заключается в том, что мы превентивный орган. Мы не наделены функциями правоохранительного органа, чтобы проводить какие-то оперативно-розыскные действия. Мы свои функции проверки деклараций и мониторинга образа жизни должны осуществлять без вмешательства в личную жизнь. Что это такое - никто не знает. И это как раз тот случай, что Украина взяла в свое время очень амбициозные на себя обязательства, потому что, как я понимаю, европейцы от нас не требовали именно такой декларации в отношении такого количества лиц, которые должны подать. Преследовалась идея в отношении топ-чиновников, а у нас получилось, как всегда. Проверка наличности, может, будет осуществляться не в этот период, мы же не можем сказать, чтобы нам принесли наличку - тогда эти деньги будут ходить по кругу. Тем более, я еще знаю, что много кто разводился. Поэтому этот вопрос мы обязательно будем решать в процессе своей работы, возможно, руководствуясь собственным опытом, собственными ошибками. Я спрашивала у коллег с НАБУ, можем ли мы включить их специалистов, или воспользоваться их ресурсом для проверки деклараций. Они ответили, что есть УПК - пределы компетенции. Это как раз тот вариант, что жизнь поставила перед нами вызов.

- Есть ли смысл вносить правки в закон о НАПК?

- Вообще, создание НАПК в том формате, который мы сегодня имеем, это не совсем оправдано. Например, коллегиальная форма организации труда, когда мы все равноправны, а на мне лежит лишь дополнительная организационная функция и координация их деятельности.

- Если вы, теоретически, видите преступление в действиях депутатов, что вы делаете дальше?

- Мы, наконец, поставили точку в порядке проведения проверки. Когда уже этот порядок будет зарегистрирован и опубликован, мы принимаем решение о начале проведения проверки. И с этого момента мы уже официально проверяем декларации, вызываем лица для дачи объяснений.

- Вы уже будет работать с декларациями 2016 года?

- Все, кто подал декларации в 2015 году, они подают и в 2016 году. Это, фактически, та же самая декларация с обновленными данными. Поэтому основа у нас же будет. Следующая проверка деклараций - это гораздо более простой процесс.

- Если вы увидите, что какой-то депутат задействован в коррупции, что вы будете делать дальше?

- Мы тогда формируем материалы дела и своим решением направляем его по подследственности в НАБУ. Мы в этой части работаем с НАБУ, а в части политических партий - с Нацполицией.

- Один из членов НАПК, Р. Рябошапко получал на личную банковскую карточку деньги от организации "ПРООН". В пояснениях он утверждал, что тогда не находился на государственной службе. Вы проверяли эту историю?

- Мы не имели возможности проверить, потому что мы избираемся по конкурсу и не можем ставить под сомнение легитимность избранного члена Национального агентства. Работал он в Министерстве юстиции, к нашей работе это отношения не имело, но у меня возникали вопросы по поводу того, что он находится в конфликте интересов по отношению к "ПРООН". Он критиковал и меня, и НАПК, когда у нас возникали вопросы по поводу программного обеспечения. В последнее время он опять же лоббирует то, что мы должны принять на баланс четвертый, пятый модуль программного обеспечения, то, что называется "Автоматическая система верификации данных и проверки деклараций". Даже, когда оно нам бесплатно дается, если мы берем на баланс, мы несем за это ответственность. Мы стараемся выходить дипломатично из таких ситуаций, потому что я не позволяю себе поступать по отношению к своему коллеге так же, как он иногда. Я считаю недопустимым, когда через "Фейсбук" начинается оценка действия своих коллег, что недопустимо было бы на государственной службе. В том и проблема, что когда вносили изменения в закон о государственной службе и разделили политические фигуры от государственных служащих, то по отношению к государственным служащим остались стандарты профессиональной этики. А политическая фигура - "все что хотим, то и говорим".

- Ваш коллега Р. Радецкий был задержан за рулем в нетрезвом состоянии. Вы что-то знаете про эту историю?

- Я знаю об этой истории ровно столько, сколько и вы знаете, из прессы. Но, как по мне, те, кто является олицетворением руководства НАПК - они не должны допускать даже таких мелочей. Это все ассоциируется с НАПК. Эта вся ситуация, которая сложилась, это еще один предмет для размышлений. Это то, что я всегда говорила в определенных кругах, но ко мне не всегда прислушивались. Хотя с каждым человеком что-то может произойти.

- Отслеживаете ли вы истории со странным обогащением людей, которые являются политическими фигурами? Как вы для себя выстраиваете первоочередность - кого сегодня надо проверять?

- Закон не устанавливает очередности. В первую очередь надо проверять декларацию и вызвать человека для дачи объяснений. От того, как будут предоставлены объяснения, проводить процессы проверки. Декларация не является свидетельством того, откуда что-то появилось. Это называется мониторинг образа жизни" - это ряд процедур. Как проводить мониторинг образа жизни, мы еще до конца не знаем. Мы консультировались с послом Италии, потому что я должна ехать подписывать меморандум с антикоррупционным органом Италии. Он сказал, что они только делают первые шаги по мониторингу образа жизни. Но как раз этот мониторинг включает то, что проверяется образ жизни не только субъекта декларирования, но и его родственников. Будет отслеживаться ряд последовательных действий. Для того, чтобы сделать верное решение, нужно провести серьезную аналитическую работу сравнительного характера. Можно дать ответ на отдельные вопросы, но когда их накапливается ряд... поэтому здесь и важно сотрудничество с журналистами, с обличителями, с теми, кто предоставляет определенную информацию, с тем, чтобы сравнивать. Но, в первую очередь, будем отталкиваться от декларации.

- А вы можете взаимодействовать с фискальными службами других стран?

- В рамках правовой помощи - да.

- Испытываете ли вы давление со стороны депутатов, ваших коллег, со стороны власти? Были прямые звонки?

- Нет, такого не было. А возможно это из-за того, что я все-таки не человек власти, поэтому никакого давления не было. Если говорить о давлении в опосредованной форме, то, действительно, то, что задаются вопросы, на которые ты не можешь дать ответа, потому что не можешь объяснить технологию, например. То, что ты просишь средства, а тебе говорят, что уже все есть. На первых этапах бывали такие вопросы, что нам говорили, что нам помогут международные организации.

- Когда мы услышим первые фамилии людей, которых НАПК подозревает в коррупции?

- Как только официально публикуется документ о порядке проведения проверок, то со следующего дня мы можем начинать официально проводить проверку.

- Ваш вопрос?

- Вы верите, что мы будем жить в богатой Украине?

- Я очень хочу, чтобы так было.

Спасибо, г. Наталья.

Подпишитесь на 112.ua в вашем Telegram и Facebook. Оперативно и лаконично о самом важном.

Как проводить мониторинг образа жизни чиновников, НАПК еще до конца не знает

Как проводить мониторинг образа жизни чиновников, НАПК еще до конца не знает

НАПК ООН


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх