Новости и события » Общество » О чем умолчал Порошенко после встречи с Меркель

О чем умолчал Порошенко после встречи с Меркель

О чем умолчал Порошенко после встречи с Меркель

О чем говорили Меркель и Порошенко за закрытыми дверями, знают только они - однако германский канцлер отметила прогресс Украины в деле реформирования и призвала обеспечить и дальнейшие успехи в этой сфере.

Президент Украины Петр Порошенко, проведший в субботу, 20 мая, переговоры с главой германского правительства Ангелой Меркель, сообщил, что с высокой долей вероятности Европейский Союз продлит ограничительные меры в отношении Российской Федерации, если не будут выполнены подписанные в Минске договоренности по урегулированию конфликта на Донбассе.

Поездки украинского лидера в Германию в определенной степени можно назвать рутинными - нынешний визит является одиннадцатым за время президентства и третьим в текущем году. Похоже, Петру Порошенко необходимо было пообщаться с Ангелой Меркель перед встречей "Большой семерки" и саммитом НАТО, на которых впервые Соединенные Штаты будет представлять Дональд Трамп.

Хаос в Вашингтоне, посеянный последними разоблачениями в ходе "русского скандала", несмотря на фантастические суммы контрактов между США и Саудовской Аравии (кроме сумм, это вполне привычное взаимодействие) объективно ставит Германию на первое место в "Большой семерке", играющей большую роль в политике санкций. Опасения европейцев как в Берлине, так и в Киеве - теперь, после победы "евроглобалистов" во Франции, Европу вновь можно считать единым целым - вполне обоснованы. Ведь Трамп, как выяснилось, расценивает увольнение Джеймса Коми не как начало конца собственного президентства, а как крупный успех, который расчищает путь для объятий с Путиным. Мало ли что он скажет на встрече лидеров G7 на Сицилии и на саммите НАТО в Брюсселе - даже чиновники аппарата НАТО пытаются сократить тексты выступлений, чтобы не потерять внимание американского президента.

В этом смысле интересно, что в Берлине президент Порошенко также встретился с бывшим генеральным секретарем НАТО, а ныне его собственным внештатным советником Андерсом Фог Расмуссеном. Возможно, в Берлине эта встреча произошла именно потому, что от Берлина в любом случае и будет зависеть любое будущее расширение НАТО на Восток (США и так, как правило, поддерживали эту идею, указывая в 2008-2013 гг. на необходимость национального консенсуса). Впрочем, с учетом продолжающихся боевых действий (любопытно, что Ангела Меркель указала на этот факт, оценивая, так сказать, выполнение Минских соглашений) повестка приглашения к членству в НАТО, видимо, не является "горящим вопросом". В Берлине говорили о безопасности, о реформах, о встрече в "нормандском формате" (а ведь Францию в нем теперь будет представлять Эммануэль Макрон, рассматривающий Путина как человека, пытавшегося помешать ему стать французским лидером).

Можно считать достижением, что на Украину больше не давят - в том смысле, в котором это происходило ранее: призывая что-либо сдать, дабы умилостивить агрессора. Если бы что-то такое звучало, то уже было бы известно. Да и Порошенко говорит, что между нашими странами достигнут наиболее высокий уровень доверия в истории, а Меркель - что политическое урегулирование на востоке может наступить только после полноценного прекращения огня. А его нет и, разумеется, не будет - до падения путинского режима.

Германский канцлер должна была рассказать Порошенко о результатах своих недавних встреч с Путиным и Макроном. При этом надо понимать, что каких-либо содержательных изменений ожидать не приходится. Путин продолжает обитать в параллельном мире, а вывести его оттуда может только ужесточение санкций и масштабное предоставление Украине современных систем вооружений. Мелкие сдвижения ситуации, конечно, происходят, в том числе и на востоке, и в Крыму. РФ продолжает медленно деградировать, ее переговорная сила существенно сократилась, но боязливое нежелание поставить вопрос ребром все время подводит политических лидеров демократических стран. Поэтому более практичным представляется вспомнить, что изменилось в украинско-германских отношениях с конца 2013 г. (ведь не стоит забывать, как неустанно обрабатывали германские руководители Виктора Януковича, необходимо отдать им должное).

Так, в прошлом году двусторонняя торговля впервые за три года сменила тренд и начала расти, а сальдо, разумеется, в пользу Германии (германский импорт в Украину превышает украинский экспорт в Германию втрое). Начало возвращаться доверие инвесторов, а их вклад в экономику Украины (12%) примерно соответствует объему ежегодного импорта. Фактически главный конкурент Берлина в сфере прямых иностранных инвестиций в Украину - Гаага (отсюда, отчасти, и голландские интриги вокруг соглашения о зоне свободной торговли, к которым, к ее чести, не стала прибегать Германия).

Чрезвычайно важно и то, что Германия не только является основным лоббистом институционального кредитования и донорской помощи, которые Украина получает от ЕС, но и сама создала аналогичную программу. По разным данным, поскольку считать можно в соответствии с отличающимися методиками - за два последних года Украина получила подобного финансирования не менее $700 млн, а гуманитарной помощи так и вообще "без счету".

В широком смысле магистральное социально-экономическое развитие Украины (собственно, это касается всей Европы) в ближайшие годы будет зависеть от немецкого камертона. В эту же канву хорошо ложится и очевидное с 2013 г. желание Вашингтона переложить основную часть ответственности за "украинский вопрос" на Берлин. Насколько этот курс сегодня модифицируется в связи со сменой власти в США - сказать непросто, просто в силу непредсказуемости действующей администрации. Но сама по себе ее туманная перспектива делает позицию Берлина еще более важной. Разумеется, о чем говорили Меркель и Порошенко за закрытыми дверями, знают только они - однако германский канцлер отметила прогресс Украины в деле реформирования и призвала обеспечить и дальнейшие успехи в этой сфере.

Киеву следует, по-видимому, воспользоваться и складывающейся ситуацией охлаждения между США и ЕС в НАТО, поскольку (если воспринимать всерьез заявления нового министра обороны Франции Сильви Гулар) на этом фоне будет крепнуть и франко-германское оборонное сотрудничество. Причем, учитывая то, что ранее стало известно о состоянии германских вооруженных сил, такое сотрудничество, в условиях зигзагообразной риторики Вашингтона, больше нужно как раз Германии. А если не брать в расчет сирийскую войну, участие в которой собственно европейских контингентов является крайне ограниченным, то единственной точкой приложения такого оборонного сотрудничества европейских тяжеловесов (в некой форме) может быть только зона АТО на востоке Украины. Что опять-таки возвращает дискуссию к состоянию, в котором находятся Минские соглашения, которые по ряду причин Берлину дороги, а оно выглядит довольно жалким.

На эту тему прямо высказывается, к примеру, уполномоченный правительства ФРГ по сотрудничеству с Россией Гернот Эрлер (DW). По его словам, важнейшая цель Германии - прекратить кровопролитие, "чтобы оружие смолкло". И рингтон "режим прекращения огня нарушают обе стороны" в высказываниях г-на Эрлера все же звучит. Но его громкость несравнима с 2015-2016 гг., когда делались некие неявные намеки на то, что мира необходимо достичь "любой ценой". Очевидно, впрочем, то, что до выборов Берлин не будет и заикаться об ужесточении санкций, кроме того, неясно, найдет ли подобная идея понимание в Вашингтоне. Причем тот же Эрлер подтвердил, что американцев устраивает нынешнее положение вещей в аспекте дипломатической конструкции, которая сложилась вокруг конфликта на Донбассе. К сожалению, следует сказать - она, вероятно, устраивает и Москву, и Берлин. Плохо, конечно, что стреляют, но вроде и не наступают, значит, так тому и быть. По крайней мере, такой вывод можно сделать из откровений правительственного уполномоченного - правда, Гернот Эрлер вряд ли может сказать что-то другое, поскольку годами занимается именно что отношениями с РФ.

Поэтому обратить внимание необходимо на другие нюансы - критика поправки к закону об электронных декларациях госслужащих (к счастью, украинская власть от нее все-таки отказалась), необходимость плотнее работать с Германией информационно, в частности в вопросе, касающемся российских социальных сетей. Но в принципе каких-то острых выпадов или ультимативных пожеланий, исходя из официальной риторики, окружающей визит украинского лидера в Германии, не прозвучало.

Это тем более важно, что серия земельных выборов, всегда предваряющих в Германии федеральные, демонстрирует не просто восстановление позиций Ангелы Меркель, но и, как представляется, указывает на высокую вероятность ее четвертого срока в кресле канцлера. Это значит, что Киеву еще долго - и это к лучшему - придется иметь дело именно с ней (даже притом что Мартин Шульц во главе сегодняшней СДПГ - далеко не худший вариант, поскольку в сантиментах по отношению к Москве не замечен). Поскольку в ближайшее время каких-либо сдвигов на восточном фронте не предвидится (о чем, предваряя визит Порошенко в Германию, сделал симптоматическое заявление министр обороны Степан Полторак), то вряд ли произойдут и какие-либо кардинальные изменения в климате украинско-германских отношений.

Что же касается безопасности в охваченном российской агрессией регионе, о которой мечтает федеральный канцлер, вряд ли она зависит от Киева, который и так делает все, что объективно может для защиты своих граждан от вылазок наемников Владимира Путина. Есть, правда, и кое-что еще. Нельзя надеяться только на то, что постоянная деградация германо-российских отношений (а она неизбежно продолжится, поскольку поражения в Нидерландах и Франции вряд ли остановят диверсионную деятельность Кремля в Европе) будет пропорционально означать улучшение отношений украинско-германских. Для их развития и динамики Украине - в каких бы тяжелых обстоятельствах она ни находилась - придется делать заметные и глубокие успехи в сфере приближения к европейским правовым и социально-экономическим стандартам.

На саммите НАТО и встрече G7, которые пройдут на предстоящей неделе, в адрес российского президента наверняка будет сказано немало нелицеприятного. После такой артподготовки переговоры в "нормандском формате" могут стать для хозяина Кремля публичной поркой. Подобная перспектива ему вряд ли по душе. Скорее всего, ответа от Путина на предложение "посидеть вчетвером" Ангеле Меркель придется ждать долго. Равно как и Эммануэлю Макрону, которому российское вмешательство в ход президентской кампании добавило немало седых волос. Тем более что опыт отказа от подобных приглашений у Путина есть - он отменял переговоры то из-за поимки "украинских диверсантов" в Крыму, то из-за обидных слов уже бывшего французского президента Франсуа Олланда в его адрес, то из-за отсутствия соответствующей почвы для разговора. В последний раз "нормандская четверка" собиралась в октябре прошлого года, но результат посиделок оказался нулевым.

Отсутствие прогресса в переговорах с российским президентом по урегулированию на Донбассе подталкивает Евросоюз к активизации поддержки Украины. Как политической, так и финансовой. ЕС, наконец, принял решение о визовой либерализации для украинцев. Правда, не стоит забывать и о разработанном механизме приостановки действия безвиза, который может быть включен в случае, если в Брюсселе заметят сворачивание реформ в Украине. В частности, снижение интенсивности борьбы с коррупцией, о недостаточности которой руководству страны периодически напоминают лидеры ЕС. Впрочем, во время субботней встречи с Порошенко Ангела Меркель критических замечаний в отношении реформ в Украине не делала, а наоборот - отметила успех. И пообещала оказывать поддержку в дальнейшем. Стоит отметить, что в начале апреля Евросоюз перечислил Украине 600 млн евро макрофинансовой помощи на реализацию реформ. А общий объем финансовой помощи, предоставленной Киеву с 2014 года, составил 2,8 млрд евро, что является максимальной суммой, которую Брюссель выделял странам, не входящим в ЕС.

В замке Месеберг обсуждали также и Соглашение об ассоциации Украины с ЕС, которое все еще не ратифицировали лишь Нидерланды, где этот процесс остановил референдум. Голосование за ратификацию в голландском Сенате ожидается в конце мая. После победы на мартовских парламентских выборах партии действующего премьера Марка Рютте шансы на успешное завершение процедуры ратификации и вступление в действие СА серьезно возросли. Для Украины это станет еще одним фактором, подтверждающим поддержку курса на сближение с Евросоюзом и укрепление позиций в противостоянии с Россией.

Безвиз Вашингтон Германия НАТО Франция


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх