Новости и события » Культура » Спутники искусства: интервью с арт-дилером Игорем Абрамовичем

Спутники искусства: интервью с арт-дилером Игорем Абрамовичем

Спутники искусства: интервью с арт-дилером Игорем Абрамовичем

Специально для арт-номера Vogue UA главные украинские кураторы рассказали о закулисье художественной жизни страны. Третий герой - Игорь Абрамович, самый успешный арт-дилер страны и представитель Украины на всех ключевых аукционах, Sotheby ’ s, Philips и Christie ’ s.

В июне во Львове открылась выставка Show Promise. Три этажа Львовского дворца искусств заняты произведениями современных украинских мастеров: видеоарт, монументальная скульптура, фотография, 3D-графика, живопись. Всего 35 художников - от суперзвезд Бориса Михайлова и Александра Ройтбурда до молодых Назара Билыка и Романа Минина. Посмотреть выставку во Львов прилетел куратор Центра Помпиду Николя Луччи-Гутников по приглашению арт-фонда Zenko Foundation (Николя занимается расширением и популяризацией коллекции музея). Абрамович мыслит масштабно: в 2013 году он был куратором выставки Contemporary Ukrainian Artists в Saatchi Gallery в Лондоне, а теперь говорит, что следующий шаг - Tate и MоMA. Сейчас он заканчивает работу над англоязычной версией масштабного издания "25 лет присутствия", посвященного украинскому современному искусству периода независимости.

Игорь Абрамович - энергичный и неутомимый: кажется, проблемы его боятся и решаются сами собой. Опоздав минут на 20, он залетает в Институт проблем современного искусства, где запланирована съемка и интервью для Vogue UA, и за пару минут решает все вопросы. Снимает со стены инсталляции, которые мешают фотографу, дает указания сотрудникам, проводит меня в кабинет, где нагружает пятью альбомами по искусству («посиди почитай»), успевает бегло рассказать все свои новости («открываем новые музеи в Ужгороде и Львове, ведем переговоры с Tate Modern, будем делать с Романом Мининым мурал на Таймс-сквер в Нью-Йорке»).

В искусство Игорь Абрамович пришел человеком зрелым: отслужил в армии, поработал в студии звукозаписи на родном Донбассе, руководил строительным бизнесом и занимался автоперевозками. История о том, как Абрамович увлекся искусством, достойна отдельного тома - ее хорошо бы описал земляк Игоря Сергей Жадан. В 1999 году у Абрамовича была компания, которая занималась автоперевозками, и как-то раз в нее позвонил куратор Александр Соловьев, которому нужна была машина для перевозки картин из Киева в Одессу. Так постепенно началось вхождение Абрамовича в мир современного украинского искусства, Игорь даже купил спецмашины для перевозки работ - «дорогущие, но очень удобные». Дело у Игоря не спорилось, и поэтому спустя три месяца он приобрел свою первую картину в коллекцию - у Олега Тистола. «Потом - Ройтбурд, Гнилицкий, Цаголов, Ралко, Будников. У меня было около десяти имен в списке, и я за год собрал их всех».

Сегодня как арт-дилер Абрамович участвует во всех ключевых аукционах (Sotheby's, Philips и Christie's), перемещаясь из Лондона в Нью-Йорк, а из Нью-Йорка в Париж. На данный момент Игорь самый успешный арт-дилер в стране: его рекорд - картина Анатолия Криволапа «Конь. Вечер», которую в 2013 году он продал на аукционе в Лондоне за 186 тыс. долларов. Это рекорд не только Абрамовича, но и страны - самая дорогая украинская картина, когда-либо проданная.

Успех Игорь объясняет личным подходом к делу. Например, в случае с продажей картины Криволапа он не поленился и поехал в гости к американскому коллекционеру, который эту картину купил, - чтобы узнать историю, которая стоит за покупкой. «Оказалось, в юности этот человек работал в Украине, среди прочего бывал и в Яготине. Его очень впечатлила местная природа и некоторое время он там жил. Там и познакомился с творчеством Анатолия Криволапа, ценителем которого является до сих пор»

К кураторству Абрамович тоже подходит со страстью: первая выставка, которую он курировал, прошла в 2009 году в Москве и была посвящена Олегу Тистолу - одному из самых любимых его художников. О Тистоле Абрамович написал и дипломную работу в НАОМА. «Это будет совсем маленькая работа, - отговаривали его преподаватели. - Возьмите кого-то из классиков». - «Нет уж. У меня будет большая», - заявил упрямый Абрамович. Тистола, Криволапа, Билыка, Минина и еще с десяток художников сегодня можно купить только через Абрамовича: у Игоря с ними эксклюзивные контракты, но в первую очередь - «дружеские отношения».

Сводить роль Игоря только к продажам нельзя: он издает книги и каталоги по украинскому искусству и со свойственной ему энергией продвигает украинских художников на Западе - да так, что те не успевают делать работы на заказ. «Зайдите в мастерскую к Роме Минину или Назару Билыку - у них нет готовых работ, настолько высок спрос на них среди коллекционеров, как украинских, так и западных».

Минин и его шахтерская тема, например, очень полюбились бельгийцам: один коллекционер из Брюсселя купил несколько работ на Kyiv Art Week в 2016-м, а в этом году устроил выставку Минина в своей брюссельской галерее. «Мэр города увидел монументальные витражи Романа - и заказал ему мурал, причем отдал под него стену возле Королевского оперного театра». На очереди - небоскреб на Таймс-сквер в Нью-Йорке. Кроме того, сейчас Игорь курирует книгу об украинском искусстве ХХ - ХХI века, которую пишет американский искусствовед Алла Розенфельд, и открытие музея современного искусства в Ужгороде. «Коллекционеры - вот кто строители главных музеев по всему миру. Вспомните Пегги Гуггенхайм,Эрнста Бейелера, Жана Пола Гетти или нашу украинскую династию Терещенко».

Украине нужен музей современного искусства - и свой Гуггенхайм.

Текст: Дарья Слободяник

Стиль: Venya Brykalin

Макияж, прически: Vitalia, Viktoriya Bachinskaya

Ассистент стилиста: Valerie Kondruk

Продюсер: Vika Yukhymenko.

Спутники искусства: интервью с арт-дилером Игорем Абрамовичем

Спутники искусства: интервью с арт-дилером Игорем Абрамовичем

Philips


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх