Новости и события » Культура » Кира небесная: интервью с режиссером Кирой Муратовой

Кира небесная: интервью с режиссером Кирой Муратовой

Кира небесная: интервью с режиссером Кирой Муратовой

В 2013 году, накануне премьеры фильма "Великое возвращение", режиссер Кира Муратова дала интервью украинскому Vogue. Спустя пять лет редакция вспоминает беседу великого режиссера, которая ушла из жизни 6 июня, и Валентины Клименко.

Я считаю, что интервью - это шаг к дешевке, - говорит Кира Муратова, самый свободный и знаменитый украинский режиссер, после того как а) вследствие долгих уговоров согласилась дать интервью украинскому Vogue; б) предупредила, что разговаривать будет только о кино; в) заявила, что придет вместе с мужем. - Вот мне рассказывали, на премьере Ренаты Литвиновой в Киеве был какой-то бомонд, им нравится, что она дива, звезда, как она одета, но как режиссер она их вообще не интересует и с фильма эти люди ушли. Понимаете, эти интервью на самом деле из того же разряда. Ну что с этим сделаешь? Кино и вообще искусство смежно с гламуром, они имеют что-то общее - вершки или корешки, и некоторым людям только такая смежность и интересна».

Все лично знающие Киру Муратову говорили мне, что ее репутация мизантропа сильно преувеличена. Она признается, что периодически дает слабину: если не сумела сразу резко пресечь просьбы журналиста и уйти или сразу сказать «нет» в неловкой ситуации, иногда из чувства вины соглашается делать вещи, которые не любит. «По-честному, я не люблю все эти разговоры про искусство, вопросы зрителей, но меня можно втянуть. У меня есть такое профессиональное режиссерское послушание: если начинаю чем-то заниматься, то втягиваюсь. Когда все кончилось, я рада - наконец-то, понимаете?» Понимаю, и даже наблюдаю процесс втягивания наяву.

Хоть Муратова и не любит кинофестивали, потому что они всегда предполагают пафос и большое количество народу, на красной дорожке Одесского МКФ она смотрится превосходно - в темных очках, с каре цвета воронова крыла и очень красивой улыбкой. Когда традиционное советское кино кончилось и ее несоветские фильмы достали с запретных полок, Муратова оказалась любимицей мировых кинофестивалей, разговаривающей на общепонятном языке актуального искусства. После перестройки Минкульт СССР завел ей несколько загранпаспортов - так часто ее посылали на международные кинофестивали.

Ей было интересно путешествовать, видеть новые места, и поскольку тогда не было ни дисков, ни кассет, на фестивалях она со страстью смотрела кино. Но, говорит, постепенно стала понимать, что абсолютно все фестивали зависят от денег, что фестиваль - это такое же коммерческое предприятие, как и любое другое, и что ее представление о том, будто здесь избранные ценители кино смотрят избранные фильмы, оказалось утопическим. Окончательно иллюзии утратила после того, как посидела в жюри нескольких фестивалей. «Потом появились диски, я наездилась и подумала: а зачем мне туда ездить, на кой ляд? Летать я не люблю и больше не хочу, а какова причина? Должны быть или выгода, или интерес, или удовольствие».

На Одесском кинофестивале Муратова дисциплинированно смотрит кино. Мы договорились встретиться после конкурсной румынской картины «Люди и звери». Она вышла из зала в розовой рубашке с подплечниками и светлых брюках, держась за руки с мужем, Евгением Голубенко. «Это интересно, но кино не получилось», - говорит Кира, которая пришла поддержать румынскую картину, ведь и сама родилась в бессарабском городке Сороки, некоторое время жила с мамой в Бухаресте и до самой перестройки не расставалась со своим румынским гражданством.

На кинофестивале в Одессе состоялась украинская премьера последней картины Киры Муратовой «Вечное возвращение». В ней разные актеры разыгрывают один и тот же эпизод: к женщинеприходит ее бывший сокурсник, чьего имени она и вспомнить толком не может, и хочет переложить на нее ответственность выбора - жена или любовница. Мужчина бестактный и эгоистичный, женщина - легкая и практичная. В середине фильма выясняется, что это кинопробы к фильму недавно скончавшегося режиссера, которые смотрят продюсер и потенциальный инвестор. Сюрреализм, абсурд, красота, печаль, сарказм.

«Сначала я просто написала новеллу: приходит человек четыре раза и талдычит одно и то же женщине, которую не видел очень давно, и ведет себя, я бы сказала, вежливо-нагло, - рассказывает Кира. - Вот такой странный характер. Потом придумала: а повторим это три раза. Спустя некоторое время мне показалось, что это похоже на специальный претенциозный выпендреж, и я придумала кинопробы - такой шаг навстречу публике с моей стороны. И теперь вы ничего не можете мне сказать, это кинопробы - и так бывает в жизни».

О чем этот фильм? О сложных жизненных коллизиях, которые символизирует спутанный моток веревки в руках женщины? О закулисье киноиндустрии? О красоте формы? Кира Муратова считает главным героем картины монтаж, «который и есть драматургия». Евгений Голубенко - художник фильма, автор последней сцены и муж Муратовой - говорит, что изначально у нихне было уверенности, что кино получится цельным, а не набором сцен. Кира возражает: «Нет, у меня не было никаких сомнений, я знала, как его собирать».

Заметно, что, в отличие от других пар, проживших вместе более 30 лет, им всегда есть о чем поговорить и о чем поспорить. Он - постоянный художник в ее лентах, иногда соавтор сценария, его картина «Привидение под простыней» - один из многократно повторяемых фрагментов «Вечного возвращения».

Я спрашиваю, какими бы были фильмы Муратовой, работай с ней другой художник. «Точно были бы хуже. - И после паузы: - Как можно такие вопросы выдумывать - что было бы, если бы у меня были голубые глаза? Не знаю. Мы ссоримся часто. В смысле, спорим, выясняем, как лучше, как хуже, как нужно».

На Римском кинофестивале в прошлом году это черно-белое кино с саундтреком из музыки Валентина Сильвестрова, из романсов Петра Лещенко и арии герцога из «Риголетто» в исполнении Земфиры жюри не наградило. В этом году в России картина получила «Нику» как лучший фильм стран СНГ и Балтии. 4 октября картина выйдет в украинский прокат. Ждет ли Муратова реакции публики? «Как там? «Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть. Я хочу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!» Это мой ответ. Мне вообще все это так обрыдло: конъюнктурное отношение, у людей нету своего мнения, понимаете, все только и умеют притворяться. Тебе нравится? Ну конечно, ведь он имел успех там-то и там-то. Но это же так скучно и неинтересно».

Когда председателем Госслужбы кинематографии Украины была Анна Чмиль, Министерство культуры всегда поддерживало фильмы Муратовой. В «Вечном возвращении» нет ни одной копейки из госбюджета. Во-первых, бессменному продюсеру Киры Муратовой Олегу Кохану показалось, что экранизацию короткой новеллы можно снять очень дешево за свои деньги. Во-вторых, у него был личный конфликт с Министерством культуры, поэтому к госструктуре не обращались. Но когда на половине фильма дело застопорилось, студия отказывалась работать в долг, а Муратова запаниковала, на выручку снова пришла Анна Чмиль, уже как частное лицо, и подключила все свои связи, чтобы любимый режиссер закончила картину.

«Очень хорошо, что вы вспомнили Анну Павловну, - говорит Муратова. - Я все время боюсь забыть сказать о ней во время выступления, потому что без Чмиль этот фильм не был бы закончен и сегодня. Московские актеры - ужасно занятые люди. Табаков постоянно ездил на лечение и операции за границу. Демидова все время больна. Я думала: боже мой, а если он умрет, его голос уйдет вместе с ним, а это же уникальный голос. Понимаете, какой ужас?! На меня нападали маниакальные страхи, я просыпалась и думала: а жив ли Табаков, жива Демидова? Все мы смертны, я могу умереть, все могут разбежаться, мы никогда не закончим - и я опять начала взывать к Анне Павловне. Короче, она все сделала, и я ей по гроб жизни благодарна».

После Анны Чмиль контакты с Министерством культуры не возобновились, потому что и не начинались: «Я же не знакома с Копыловой (нынешний председатель Госкино Украины. - Прим. ред.), хотя она мне присылает поздравления с праздниками, чисто номинально, знаете, как начальство обязано поздравлять народных артистов». Евгений вспоминает еще одного умного чиновника - бывшего посла Украины в Германии Анатолия Пономаренко: «Было десятилетие фильма «Астенический синдром», и Кира получила премию имени Анджея Вайды, учрежденную в поддержку кинематографистов Восточной Европы. По этому поводу в Берлине была встреча на уровне трех послов - американского, польского и украинского, и Пономаренко сказал: «Благодаря этой вашей премии я первый раз сижу с ними со всеми за одним столом и имею возможность сразу решить столько вопросов, на которые в обычной ситуации потратил бы годы».

За 50 лет ее режиссерской карьеры государство, несомненно, делало попытки заказать Кире Муратовой какое-нибудь идеологически правильное кино. Говорили: у нас в плане вот такое, попробуйте, давайте расширьтесь как-нибудь, снимите что-нибудь другое, вы же режиссер, вы должны разное снимать. Она отвечала: я разное не умею, не могу и не хочу. Бывает, богатые люди присылают ей сценарии с припиской «у нас есть много денег

на фильм» и с условием снять в главной роли жену или любовницу. Муратова говорит: «Я ничего принципиально не имею против, не кричу - нет, ни за что! А вдруг бы совпало? Но не совпадает же». После фильма «Короткие встречи» 1967 года, в котором она была и соавтором сценария, и режиссером, и актрисой, ей часто предлагали сценарии, где нужно и снимать, и играть, но снова не совпадало. Телеведущий Александр Гордон приглашал Киру сняться в его фильме об Одессе «Огни притона» - она отказалась.

Кира Муратова в жизни - человек закрытый и держит дистанцию, но когда она ищет актеров для съемки, кто угодно может прийти к ней и сказать: можно у вас посниматься? «Я говорю: ну давайте попробуем, почитайте вот этот кусочек». Больше всего на свете ее интересуют человеческие характеры, фрики, чудаки, поэтому режиссер Муратова любит снимать непрофессиональных актеров. Отбирает персонажей обильно, избыточно, просматривая сотни и сотни людей. «Вот Филипп Панов: я думала, после фильма «Второстепенные люди» он будет нарасхват - настолько яркий персонаж. А никто им не заинтересовался, кроме нас. На самом деле заинтересовались только Ренатой Литвиновой, которая как актриса впервые снялась в «Увлечениях». Она всем понравилась, потому что она красавица. Красавица и одновременно чудачка. Очень редкое сочетание».

Финал фильма «Вечное возвращение» задумывался как открытый -

инвестор говорил продюсеру, которого, кстати, играет 30-летний внук Киры Муратовой Антон, «Я подумаю» - и куда-то убегал. Но тут реальный продюсер Олег Кохан попросил снять и его, тогда Евгений Голубенко дописал финальную сцену, в которой продюсер и его друг разыгрывают инвестора и тот соглашается дать деньги на кино. «Причины изменения финала были разные, - говорит Муратова. - Как говорят, у самоубийства нет одной причины, так и в жизни - всегда совокупность причин и причинок, и одна из причин - просьба Кохана. Мы до последнего думали, какой сделать финал, и даже озвучили оба. Но в конце концов захотелось сделать веселый - наверное, это было главной, основополагающей причиной».

Антон Муратов снимался и в предыдущих фильмах бабушки - в эпизодах «Астенического синдрома», «Увлечений», «Трех историй», - но желанием стать актером не горит. «Он хотел бы иметь отношение к кино в том случае, если бы ему дали сразу деньги и большую роль». Тернистый путь актера не прельщает? «Нет, он не хочет вообще никаких тернистых путей». Другой внук, Женя, открыл в Одессе клуб «Точка сборки», где проводит время авангардная молодежь. «Женя - добрый и открытый парень, - рассказывает моя одесская приятельница. - Когда-то я играла в его клубе диджейский сет и попросила для антуража раздобыть торшер. Он принес из дому бабушкин торшер, который так вписался в клубный интерьер, что остался там навсегда». Кстати, стены полуподвального клуба украшают картины и коллажи Евгения Голубенко.

Уже много фильмов подряд с Муратовой работает одесский дизайнер Руслан Хвастов. Ему было трудно приноровиться к новому виду деятельности - не только потому, что он пришел в кино из другого мира, но и потому, что Кира Муратова сама очень любит заниматься костюмами. Мастер-класс по костюму ей дал художник Рустам Хамдамов во время работы над фильмом «Княжна Мэри», который в итоге закрыли. «Хамдамов сказал: вот ты когда на актрису надеваешь бусы, ты следи, чтобы часть нитки была свободной, не заполненной бусинами. И я подумала: боже мой, как это здорово. Это же рассказывает о том, как устроены не только бусы - как устроены вещи вообще. Что они сложно-слоистые. Когда мы видим бусы, мы уже не помним, что внутри них есть нить, не помним, что внутри человека есть скелет. Я была поражена глубиной этого маленького простенького замечания».

Перед фильмом «Чеховские мотивы» Кира Муратова даже приезжала в Киев на показы UFW - сцена венчания в церкви требовала большого количества красивых, богатых платьев. Нам тогда дали кое-какие вещи, но немного, говорит Муратова. А ее «тайная страстишка» заключается в том, чтобы одеть актеров из подбора - из того, что есть на складах, в костюмерных, у знакомых, - если ничего подходящего не нашлось, тогда уже шить или покупать. «У меня есть такой пунктик, - открывает Кира еще одну тайну, - от которого никогда не избавлюсь: я не могу снимать дорогое, роскошное кино. Потому что меня приучили быть бедной. Еще в начале, в советское время, я говорила: «Вам не нравится сценарий? Но я так дешево его сниму». И эта мысль во мнестала основополагающей, я всегда хочу из ничего сделать нечто. Некоторые режиссеры говорят: нам нужны миллионы, чтобы было дорого, шикарно, много всякой техники. А я могу без всего этого».

Про «приучили быть бедной» я слышала одну историю. Мол, перед премьерой одного из последних фильмов Муратовой в Киеве ее поселили в приличный отель «Опера». Режиссер заехала, посмотрела - и перебралась в «Кооператор». «Может, там воды не было?» - шутит Евгений Голубенко. Кира возмущается: «Не понимаю, кто сочиняет такие истории. Я, как всякий нормальный человек, не люблю бедность и люблю комфорт, но, видимо, это произошло из-за того, что меня и съемочную группу поселили в разных гостиницах, а нам нужно было общаться по делу».

Еще пишут, что Хамдамов научил ее любить, носить и коллекционировать шляпы. «Шляпы? - удивленно вскидывает брови Кира и протяжным голосом отвечает: - Нет. А где у меня шляпы?» Многие знают, что Муратова любит котов, и Интернет тут же услужливо подкидывает якобы романтичную историю ее знакомства с мужем Евгением Голубенко: дескать, он у нее на глазах отбил котенка у собаки. «Это наши одесские такие слухи в Интернет запускают, - уверяет Евгений. - Вранье, эта история случилась через много лет после нашего знакомства».

Рената (кстати, Муратовна) Литвинова недавно заявила, что «Вечное возвращение», возможно, станет последней картиной Муратовой. Но на вопрос о следующем фильме у Киры есть целых два ответа - либо они будут делать альманах из нескольких уже написанных новелл, либо экранизировать один недетективный рассказ Агаты Кристи, только перенесут действие в наше время. «Меня приучили к этой профессии, запрограммировали, и я так функционирую - как машинка. Вот только это и люблю - кино снимать. А все, что окружает кино, все, что при кино, - нет. Я люблю только существо дела, сущность. Я всегда иду навстречу случаю. Думаю, что в случае есть что-то неожиданное, что меня может вдруг пленить».

Кира небесная: интервью с режиссером Кирой Муратовой

Кира небесная: интервью с режиссером Кирой Муратовой

Кира небесная: интервью с режиссером Кирой Муратовой

Кира небесная: интервью с режиссером Кирой Муратовой

Кира небесная: интервью с режиссером Кирой Муратовой

Кира небесная: интервью с режиссером Кирой Муратовой

Кира небесная: интервью с режиссером Кирой Муратовой

Кира небесная: интервью с режиссером Кирой Муратовой

Кира небесная: интервью с режиссером Кирой Муратовой

Германия Загранпаспорт


RTX 5080 станет первой видеокартой нового поколения от Nvidia

RTX 5080 станет первой видеокартой нового поколения от Nvidia

Инсайдер Kopite7kimi сообщил, что Nvidia сначала выпустит видеокарту GeForce RTX 5080, а после выйдет более производительная RTX 5090. В случае с RTX 40 все было наоборот, сначала в продаже появился флагман RTX 4090, потом подтянулись решения попроще. Судя...

сегодня 12:35

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх