Новости и события » Общество » Что белорусские православные думают об украинской автокефалии

Что белорусские православные думают об украинской автокефалии

Что белорусские православные думают об украинской автокефалии

Как православные верующие в Беларуси воспринимают возможную независимость УПЦ от Москвы, на примере Могилева выясняла DW.

Официально православная церковь считается в Беларуси крупнейшей религиозной конфессией. Согласно данным на июль 2010 года, предоставленным аппаратом Уполномоченного по делам религий и национальностей после последней переписи населения, общее число православных в стране составляет около 4,5 миллиона человек - примерно половина населения. Верующими себя назвали 58,9% жителей страны, из них 82,5 % относят себя к Белорусскому экзархату Русской православной церкви (РПЦ).

В понедельник, 15 октября, в Минске состоится заседание Синода РПЦ, запланированное еще весной как ответ на визит в Литву папы римского Франциска. Однако повестка заседания резко поменялась, пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла анонсировал, что Синод РПЦ даст окончательную оценку действиям Константинопольского патриархата. Что белорусские православные верующие думают о начавшейся процедуре предоставления автокефалии Украинской православной церкви (УПЦ), к которой приступил Синод Вселенского патриархата в Стамбуле, выясняла DW.

Автокефалия УПЦ: политика и религия

Могилевчанин Алексей Кириенко, получая среднее образование, параллельно посещал и воскресную православную школу при могилевском Трехсвятительском кафедральном соборе. Будучи ее выпускником, он знает все каноны. При этом Кириенко человек не только религиозный, но и политически активный. На последнем съезде оппозиционной Объединенной гражданской партии (ОГП) был избран заместителем председателя. Кириенко положительно отзывается о возможной автокефалии УПЦ. Реакцию РПЦ на это он назвал "политическими играми" и выразил уверенность, что для верующих людей совершенно ничего не изменится.

Настоятельница Подникольского монастыря в Могилеве игуменья Ефросинья также считает вопрос автокефалии УПЦ политическим. Поэтому она и отказалась что-либо комментировать для DW, посоветовав обратиться в главный городской собор Трех святителей. При этом одна из монахинь, через которую общалась игуменья, и вовсе призналась, что "просто ничего об этом не знает".

Подникольский монастырь многие считают самым пророссийским местом в Могилеве, ведь здесь хранится и почитается, пожалуй, единственная в Беларуси икона последнего российского императора Николая II, причисленного в 2000 году РПЦ к лику святости "страстотерпцы". Тем не менее верующие здесь не стали защищать позицию РПЦ, а блиц-опрос прихожан показал, что о происходящем в Украинской православной церкви мало кто знает. Вероятно, это результат отсутствия информации на эту тему в местной прессе, которую читает большинство прихожан.

В главном могилевском храме Трех святителей DW также не удалось взять комментарий. Архиепископ Могилевский Софроний выехал в Минск для участия в Синоде РПЦ, а в его отсутствии никто не взял на себя ответственность оценить действия Константинополя. Один из служителей, пожелав остаться неизвестным, пояснил, что вряд ли кто-то осмелится на комментарий, ведь позиция священников будет такой, как укажет минский митрополит.

Что же касается прихожан, то они оказались здесь больше осведомлены о ситуации с УПЦ, однако выразить свое отношение к происходящему не смогли: все сошлись во мнении, что братское отношение к православным и украинцам, и россиянам не изменится.

Беларусь - светское государство

Но реальность гораздо сложнее и должна быть дополнена иными данными, указывающими на светскость белорусского общества, считает теолог, директор центра "Экумена" Наталья Василевич, которая сейчас пишет докторскую диссертацию по философии и православному богословию в университете Бонна.

Говоря о людях, называющих себя православными, следует различать две их категории, считает могилевчанин Алексей Кириенко. Цифры вроде 83% православных, полагает он, берутся после переписей населения, на которых люди, не задумываясь, отождествляют себя с привычной для них конфессией - и это самая большая категория православных людей. Однако на самом деле, считает Кириенко, воцерковленный верующий должен еженедельно посещать богослужение, знать ряд молитв. А с этим, продолжает он, большие проблемы: "Статистика будет очень неприятной для РПЦ".

Навскидку Кириенко насчитал в Могилеве лишь шесть действующих храмов, три из которых были построены в последнее десятилетие. Далеко не всегда они заполнены, отмечает он. Но даже если представить, что каждый примет тысячу человек, то для города с населением в 370 тысяч процент реальных прихожан будет на уровне погрешности.

Согласно опросу Gallup, который был проведен в 114 странах в 2009 году, Беларусь находится в группе из одиннадцати стран, где религия в повседневной жизни не играет ни малейшей роли. При этом, отмечает Наталья Василевич, ни Россия, ни Украина в этот список не попали. Эта ситуация актуальна и сейчас. То есть, Беларусь является самой не религиозной среди трех этих стран, так что возможен вариант, не исключает Василевич, когда белорусы просто не заметят противостояния вокруг автокефалии УПЦ.

БПЦ - это даже не автономия, а лишь экзархат

Минский Историк Анатолий Сидоревич согласен с таким мнением. Более того, в конце 80-х годов, вспоминает он, количество неверующих белорусов достигало 70% населения. В 2003 году было подписано соглашение между Республикой Беларусь и Белорусской православной церковью (БПЦ), в рамках которого были разработаны ряд программ в сферах образования, культуры, соцзащиты.

Нужно понимать, продолжает Сидоревич, что БПЦ это даже не автономия, а лишь экзархат, которым руководит назначаемый Москвой человек. По сравнению с Россией кажется, что белорусские иерархи РПЦ живут скромнее - без дорогих автомобилей и часов. Но это может быть результатом того, что, в отличие от России, об этом мало пишут в белорусских СМИ. Некоторые резиденции местных архиепископов, утверждает Сидоревич, выглядят не хуже, чем у россиян.

Но, по выражению историка, лимит рекрутинга исчерпан - верующие белорусы определились с деноминациями, и притока верующих в церкви больше нет. Поэтому, добавляет Сидоревич, православные священники были допущены в учебные заведения и подразделения армии, однако, по его мнению, плодов это пока не принесло.

В то же время белорусы, по оценке Сидоревича, стали заложниками позиции РПЦ. Если 15 октября на Синоде в Минске будут приняты решения об отходе РПЦ от Всемирной православной церкви, то они будут названы "Минскими постановлениями Синода". И это принесет Минску реальные имиджевые потери, хотя обычные прихожане на низовом уровне не станут исполнять эти решения.

Что белорусские православные думают об украинской автокефалии

Что белорусские православные думают об украинской автокефалии

Что белорусские православные думают об украинской автокефалии

Что белорусские православные думают об украинской автокефалии

Франция


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх