Новости и события » Культура » Картинки с выставки: Баския и Шиле в Fondation Louis Vuitton

Картинки с выставки: Баския и Шиле в Fondation Louis Vuitton

Картинки с выставки: Баския и Шиле в Fondation Louis Vuitton

3 октября в Fondation Louis Vuitton в Париже открылась выставка работ двух художников - Жан-Мишеля Баския и Эгона Шиле. На ней побывала Алена Пономаренко

К выставке Баския и Шиле я готовилась. Сделала маникюр со знаменитыми принтами Баския - Sugar Ray Robinson и желтой короной. Волновалась. Планировала поездку так, чтобы непременно успеть.

Здорово помог совет друга - воспользоваться шатлом, который отправляется от Трумфальной арки прямо в фонд Louis Vuitton. Иначе пришлось бы брать такси или придумывать сложную логистику - фонд находится в некотором удалении от центра Парижа, в Булонском лесу. Sharing is caring, - подумала я, - и сфотографировала расписание шатлов. По пресс-картам проезд бесплатный, для всех остальных цена билета - что-то около 1 евро.

Очередь в музей - приличная, надо запланировать минимум минут 40 на ожидание. Выставка - грандиозная, 4 этажа. Так что нет смысла приезжать к закрытию, времени насладиться не хватит. Я начала с Шиле. Поначалу, если честно, недоумевала - с какой стати кураторам вздумалось объединить две экспозиции абсолютно разных художников в одной выставке. Но очень быстро получила четкий визуальный ответ (не уверена, что смогу сформулировать его вербально). Если в общем, то оба - и Баския, и Шиле, - бунтари. Люди, которые чувствовали нерв, изобретали новые визуальные коды, не боялись быть непонятыми, ретранслировали красоту так, как умели и чувствовали. Оба умерли молодыми: Эгон Шиле - в 28, от испанки, эпидемия которого унесла его жену и нерожденного ребенка. Баския - в 27, пополнив ряды «клуба 27».

Многие работы Шиле - будто скетчи современных фешн-съемок. Модные ракурсы, модная одежда. И абсолютно современная нервозность. Как будто это он живет в стремительно меняющемся мире, как будто это у него - мегаполисы, самолеты, цифровая реальность, драмы, рефлексия, юность и секс.

Выставка Шиле хороша, но заканчивается быстро, не успеваешь осознать. Начинается выставка Баския. По ощущениям это как взрыв, как пожар, как ураган. У меня нет ни желания, ни сил беспристрастно изучать «визуальные коды», которых полны работы художника. На это объективно не хватит и нескольких дней. Проще отдаться потоку - и идти, совершенно ошалев от силы, ярости и драйва Баския.

Возле многих работ буквально сносит идущей от них силой. Контролировать свою реакцию сложно - да и зачем. Что-то трогает до слез, от чего-то покрываешься мурашками. Люди вокруг потрясены не меньше: краем глаза я вижу, как кто-то зажимает рот ладонью и округляет глаза, кто-то недоверчиво качает головой, как будто внутренне спорит с художником, кто-то смеется.

Читать экспликации интересно. Из них я узнаю, например, что Баския был дружен еще с одним моим любимым уличным художником, Китом Харингом. И что его (Баския, не Харинга) в 8 лет бросила мать, которая и привила ему, совсем еще маленькому, любовь к искусству: вечно таскала его по музеям, от МОМА до Metropolitan, а когда его на улице сбила машина и ребенок оказался в больнице, притащила ему в больницу анатомический атлас - и Жан-Мишель часами его изучал, чтобы потом, став взрослым, достоверно изображать человеческое тело. О достоверности, конечно, можно спорить - все-таки манера у художника специфическая. Брат, с которым я делюсь фотографиями в мессенджере, явно расстраивается: «Это же детские рисунки». Совершенно недетские рисунки, если точнее. В них и бунт, и поиск себя, и выплеснутое подсознательное.

Я также узнаю, что Баския штурмом взял арт-мир, что он проповедовал интеллектуальный подход, свободно говорил на французском, испанском и английском, любил поэзию, историю и мифы. Что свои первые работы они с другом, граффити-художником Al Diaz, подписывали SAMO (аббревиатура расшифровывалась как Same Old Shit; позднее, когда дружбе пришел конец, появился рисунок Samo is dead).

Несмотря на «детскость» стиля, работы художника достоверны и точны. Меня впечатляет история рядом с портретом Баския и Уорхола. Оказывается, обоих художников какое-то время официально представлял галерист Бруно Бишофбергер. Уорхол сделал несколько полароидных снимков Жан-Мишеля, чтобы создать портрет молодого гения. Спустя два часа на пороге его студии появился красный, взмыленный ассистент Баския с огромным портретом. Картина не помещалась в такси, и ассистенту пришлось тащить ее на себе пятнадцать кварталов. Уорхол тогда завистливо воскликнул: «Ну ничего себе, этот парень быстрее, чем я».

Когда видишь работы, сделанные, например, на обычных деревянных дверях, это пробирает особенно. Эта вещественность, материальность - и гений художника, превратившего утилитарный предмет в объект искусста, - такой контраст, от которого все переворачивается внутри.

Это была первая в моей жизни выставка, с которой я ушла без книги, где были бы собраны работы. Фокус в том, что они настолько живые и пронзительные, что отпечатанными на глянцевой бумаге они потеряли бы свой нерв. Это все равно что запереть в клетку дикого зверя. Все, что я унесла с собой, - фото в телефоне. И впечатления, которых хватит надолго.

Картинки с выставки: Баския и Шиле в Fondation Louis Vuitton

Картинки с выставки: Баския и Шиле в Fondation Louis Vuitton

Картинки с выставки: Баския и Шиле в Fondation Louis Vuitton

Картинки с выставки: Баския и Шиле в Fondation Louis Vuitton

Картинки с выставки: Баския и Шиле в Fondation Louis Vuitton

Картинки с выставки: Баския и Шиле в Fondation Louis Vuitton

Картинки с выставки: Баския и Шиле в Fondation Louis Vuitton

Картинки с выставки: Баския и Шиле в Fondation Louis Vuitton

Картинки с выставки: Баския и Шиле в Fondation Louis Vuitton

Картинки с выставки: Баския и Шиле в Fondation Louis Vuitton

Картинки с выставки: Баския и Шиле в Fondation Louis Vuitton

Картинки с выставки: Баския и Шиле в Fondation Louis Vuitton

Картинки с выставки: Баския и Шиле в Fondation Louis Vuitton

Картинки с выставки: Баския и Шиле в Fondation Louis Vuitton


Фирменная швабра Wash G1 от Dyson

Фирменная швабра Wash G1 от Dyson

Компания Dyson представила фирменную швабру Wash G1. Устройство выглядит как беспроводной ручной пылесос, но это только на первый взгляд. Задача у прибора одна - эффективно мыть полы. Если совсем упрощать, то механизм работы выглядит так: на две вращающиеся...

сегодня 15:03

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх