Черные дыры? Сумело ли правительство вывести госкомпании из пике
Государственные предприятия - "черная дыра" украинского бюджета.
В прошлом году убыток 30 крупнейших госкомпаний страны составил более 100 млрд грн, а из казны на счета предприятий было перечислено 13 млрд грн субсидий (без учета НАК Нафтогаза).
Министр экономики Айварас Абромавичус неоднократно заявлял о необходимости скорейшей приватизации абсолютного большинства госкомпаний, которые, по его словам, являются рассадниками коррупции. Верховная Рада не спешит продавать госкомпании, в течение 2015-го они, похоже, так и не проголосуют за расширение списка и изменение условий приватизации. Как результат - за два года после Революции Достоинства ни одного значимого объекта продать так и не удалось: все крупнейшие предприятия остаются в госсобственности.
Пока госкомпании остаются в собственности государства, министерства рапортуют о реформировании подчиненных им госпредприятий и повышении эффективности их работы. ЛІГА.net разбиралась, так ли это на самом деле.
Анализ финансовых показателей госкомпаний за 9 месяцев текущего года подтверждает, что правительству действительно удалось повысить эффективность работы как минимум 80% из большинства крупнейших госкомпаний. Так, из 20 крупнейших предприятий убыток нарастили лишь две - ГПЗКУ и Центрэнерго. (Также надо учитывать, что Укрзализныця и Нафтогаз консолидированную отчетность за 9 месяцев 2015-го еще не подавали, и спрогнозировать их реальные, а не заложенные в финплан показатели довольно трудно.
ЛІГА.net разобралась, в чем причина повышения доходов и прибыли госпредприятий и стоит ли доверять заявленным цифрам.
Энергетика
В энергетической сфере резкие улучшения наиболее заметны. Энергоатом вместо убытка в 3,8 млрд грн показал прибыль в 1,3 млрд грн, вдвое увеличил прибыль Харьковоблэнерго, в полтора раза - Турбоатом и Укргидроэнерго, а прибыль Запорожьеоблэнерго выросла в 40 с лишним раз. Единственное предприятие, вместо прибыли задекларировавшее убытки, - генерирующая компания Центрэнерго.
"Повышение доходов и прибыли энергетических компаний связано в первую очередь с ростом тарифов на электрическую и тепловую энергию, - комментирует директор аналитического департамента инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий. - Особенно это сказалось на Энергоатоме: тарифы на выработанную на АЭС электроэнергию заметно выросли, что позволило компании выйти из убытков и получить прибыль". При этом эксперт обращает внимание, что тарифы на тепловую генерацию не росли, и именно поэтому ранее прибыльное Центрэнерго ушло в минус. Старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь добавляет, что повышение тарифов совпало с уменьшением производства электроэнергии. "То есть выработали мегаватт-часов меньше, но продали их дороже, благодаря чему удалось повысить прибыльность госкомпаний", - уточняет Жолудь.
Успех Турбоатома Жолудь отчасти объясняет тем, что компания часто работала с заграничными заказчиками и получала выручку в валюте. Благодаря девальвации доходы предприятия в гривневом эквиваленте значительно выросли, а расходы не увеличились. "Даже если учесть, что часть комплектующих Турбоатом закупает за границей, длинный производственный цикл позволил "сыграть" на курсе и увеличить прибыль", - говорит эксперт.
Агросектор
Заметно повысилась эффективность работы и государственных аграрных компаний. Вдвое выросла прибыль Укрспирта (при этом доходы увеличились незначительно), в полтора раза - Аграрного фонда. В то же время убытки ГПЗКУ также увеличились в два с лишним раза.
"Я бы не рекомендовал чрезмерно доверять задекларированным показателям, - предупреждает аналитик Украинской зерновой ассоциации Марьян Заблоцкий. - В нынешней отчетности не отображены пассивы Аграрного фонда и ГПЗКУ. К примеру, у Фонда около 2 млрд грн депозитов "зависли" на счетах ликвидированного БрокБизнесБанка, а перед ГПЗКУ имеют задолженность в 3 млрд грн три офшорные компании". Шансов вернуть эти деньги немного, поэтому реальные финпоказатели этих двух компаний значительно хуже заявленных.
Не впечатлен Заблоцкий и ростом прибыли Укрспирта. По его мнению, госмонополия в такой выгодной отрасли, как производство алкоголя, должна демонстрировать значительно лучшие показатели, и потенциал роста еще не исчерпан.
Химпром
Из убыточных в прибыльные превратились и крупнейшие государственные химические предприятия - Одесский припортовый завод и Сумыхимпром. По итотам 9 месяцев 2015 года они показали практически такую же прибыль, как годом ранее - убыток.
Руководитель проекта "Инфоиндустрия" Дмитрий Гордийчук объясняет значительные улучшения благоприятной внутренней и внешней обстановкой. "В прошлом году рынок химпрома был очень плохой: сказывался и разрыв торговых связей с Россией, и высокие цены на газ, и общая сложная экономическая ситуация, - говорит эксперт. - В этом ситуация стабилизировалась, предприятия смогли наладить сбыт своей продукции, а падение цен на энергоносители позволило нарастить прибыль".
Гордейчук уточняет, что хорошие показатели ОПЗ связаны, помимо снижения стоимости газа для предприятия, еще и с ростом цен на основную продукцию предприятия - аммиак. Также компании удалось наладить сбыт продукции.
В целом аналогичные причины и успешности Сумыхимпрома. Компания смогла перейти с дорогого российского сырья на более дешевое украинское, низкие цены на газ и грамотно выстроенная система продаж помогли госпредприятию из убыточного стать прибыльным.
Транспорт
Несколько иные причины роста показателей у предприятий транспортной отрасли. Экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава указывает, что основной фактор улучшения - девальвация гривни. "И аэропорт Борисполь, и Администрация морских портов Украины получают выручку в валюте, а операционные расходы несут в гривне, - рассказывает Кава. - При этом гривневые расходы (например, зарплата персонала) не выросли, а доход резко увеличился". Благодаря резкому обесцениванию гривни и получению от контрагентов платежей в валюте Борисполь и АМПУ смогли задекларировать прибыль.
В то же время Александр Кава скептически оценивает шансы Укрзализныци по итогам года выйти на заявленный убыток в 47,9 млн грн (годом ранее чистый убыток составил почти 1,6 млрд грн). По его мнению, при всем старании реальные показатели окажутся гораздо хуже.
Другие факторы
Паращий из Concorde Capital добавляет, что, без сомнения, на работе практически всех госпредприятий сказался и ряд других факторов. "Например, повышение прозрачности работы и пристальное внимание общественности и госорганов к тендерам госкомпаний, - конкретизирует он. - Из-за этого закупать товары и услуги по явно завышенным ценам стало гораздо сложнее". Отчасти сказались и кадровые перестановки в руководстве предприятий: новые руководители по крайней мере начали борьбу с традиционными коррупционными схемами. Жолудь из МЦПИ называет еще один фактор: на многих компаниях стали оптимизировать расходы, что также привело к повышению рентабельности. При этом потенциал для дальнейшего роста эффективности работы госпредприятий есть.