Новости и события » Общество » Томос об автокефалии: Польская церковь смогла, а мы нет?

Томос об автокефалии: Польская церковь смогла, а мы нет?

Томос об автокефалии: Польская церковь смогла, а мы нет?

В текст Томоса об автокефалии УПЦ включен ряд жестких ограничений ее самостоятельности

Если верить ряду публикаций, в текст Томоса об автокефалии Православной церкви в Украине включен ряд жестких ограничений ее самостоятельности. Советник Президента Украины Ростислав Павленко заверяет, что эти ограничения - чистая формальность, а Украинская церковь будет независимой "без каких-либо ограничений, компромиссов и оставленных зависимостей от других церквей, включая Вселенский патриархат". Он также утверждал, что текст Томоса является "стандартным" и мало чем отличается от тех, что получили за последние 100 лет другие церкви Восточной Европы.

Мы проанализировали тексты всех Томосов, которые Вселенский патриархат предоставил Поместным церквям в - веках (Румынской, Сербской, Болгарской, Элладской, Польской, Албанской, Чешских земель и Словакии). Результат обескураживает: большинство ограничений, включенных в наш Томос, не имеют аналогов, либо приводили к конфликтам.

Особенно показателен пример Польской Церкви: она получала независимость в сходных исторических условиях, и тоже как историческая часть Киевской митрополии - но ей полностью удалось отстоять свою независимость от Вселенского патриархата: краткий текст ее Томоса не включает ни одного из тех ограничений, которые есть в Томосе Православной церкви в Украине.

1. Священный Синод Православной церкви в Украине "признает в качестве главы и власти (γινωσκει ως κεφαλην και αρχην) Апостольский Престол Константина Града". В большинстве Томосов высшей властью в новой церкви назван ее Священный Синод. В некоторых случаях отмечено, что Главой новой церкви является Иисус Христос.

"... признаем автокефальное устройство Православной Церкви в Польше и даем Свое благословение на то, чтобы она управлялась отныне, как духовная сестра, и решала свои дела независимо и автокефально, сообразно чину и неограниченным правам других Святых Автокефальных Православных Церквей, признавая своею Высшею Церковною Властью Священный Синод, состоящий из православных канонических епископов в Польше, имеющий каждый раз Председателем Высокопреосвященнейшего Митрополита Варшавского и всея Польши." (Томос Польской церкви)

"... чтобы Православная Церковь в Румынии пребывала... независимой и автокефальной... не признавая в собственном своем внутреннем управлении никакой другой церковной власти, кроме самого Главы... Церкви... Богочеловека Искупителя" (Томос Румынской церкви).

2. Синод Православной церкви в Украине "несет ответственность за всякое нарушение (υπεχουσα ευθυνας δια πασιν παραβασιν) не только перед Священным Синодом Вселенского патриархата, но и перед Великим собором", который созывает Патриарх Константинопольский.

Подобной формулировки нет ни в одном Томосе кроме чешского:

"... неся ответственность за всякое нарушение перед лицом Святого и Священного Синода Вселенской Патриархии и перед Большим и Расширенным Собором, специально на то созываемым тщанием и действием Вселенской Патриархии".

Для чехов это положение стало источником ряда конфликтов с участием Константинополя. В 2012 г., когда они отказались исполнять этот пункт и внесли изменения в свой устав, Вселенский патриархат пригрозил архиепископу Чешских земель и Словакии Христофору отозвать Томос - т. е. отменить независимость церкви и вернуть ее в состав Вселенского патриархата. Против Христофора был опубликован компромат, и тот был вынужден уйти в отставку. Нового предстоятеля Патриарх Варфоломей не признавал до тех пор, пока тот не дал письменное обязательство привести устав в соответствие с текстом Томоса.

3. Право Вселенского Престола "учреждать ставропигии везде" (οπως πηγνυει τοιαυτα πανταχου) не упомянуто ни в одном Томосе! По всеобщей практике, Вселенский Патриархат обязан согласовывать с автокефальной церковью открытие своих представительств на ее канонической территории и не может этого сделать против ее воли.

4. Митрополит Киевский обязан получать священное миро от Вселенской церкви - во свидетельство "духовного единения и теплых чувств ко Вселенской Церкви", и ее "канонической власти над православными" Формулировка о "канонической власти" не встречается более нигде (в чешском Томосе сказано мягче: "в знак единения с Церковью Матерью"). Миро - это особое масло, без которого невозможно совершение важнейших таинств (крещение, освящение храмов). Румыны и болгары получать миро от греков не согласились и смогли добиться права варить его самим. При этом румынам пришлось бороться за свой Томос несколько лет.

5. Православной церкви в Украине запрещено окормлять свою собственную национальную диаспору за пределами Украины. Этого положения также нет ни в одном Томосе: приходы Румынской, Польской, Сербской, Болгарской и других Поместных церквей в изобилии существуют в странах Западной Европы и Америки.

6. Право апелляции ко Вселенскому Патриарху архиереев, священников и дьяконов отсутствует во всех Томосах, за исключением чешского. Чешский Томос дает право апелляции только архиереям. В 2013 г. архиепископ Оломоуцкий Симеон при поддержке Вселенского патриархата воспользовался апелляцией, чтобы оспорить выборы предстоятеля в своей церкви, что привело к расколу в Чешской церкви и поставило ее на грань распада. Украинский же Томос предоставляет такое право каждому клирику, что создает еще более масштабное поле для конфликтов в каждой епархии.

7. Ни в одном Томосе нет запрета на изменение или дополнение титула главы церкви. Нынешний Глава Православной церкви Чешских земель и Словакии имеет отличный от текста Томоса сан (митрополит, а не архиепископ) и кафедру (Прешов вместо Праги). Архиепископ Афинский по Томосу должен носить сан митрополита (у греков это более низкий статус). Нынешний полный титул главы Румынской церкви не совпадает ни с Томосом об автокефалии ("митрополит Унгро-Влахийский"), ни с Томосом о признании патриаршества ("архиепископ Бухарестский, митрополит Унгро-Влахийский, Патриарх Православной Автокефальнйо румынской Церкви").

8. Ни в одном Томосе, кроме украинского, не указывается, что глава церкви обязан совершить свой первый официальный визит ко Вселенскому Патриарху.

9. Ни в одном Томосе не запрещено вносить изменения в свой диптих Православных церквей.

Скрывая текст Томоса, аппарат П.А. Порошенко пытается скрыть собственное дипломатическое поражение. Ограничения, наложенные Вселенским Патриархатом, превратят украинскую автокефалию в фикцию. Они позволят Константинопольскому патриарху в любой момент и на законных основаниях вмешиваться во внутреннюю жизнь Украинской церкви и добиться беспрецедентного для автокефальной церкви уровня контроля над ней.


Переваги суцільних купальників перед роздільними

Переваги суцільних купальників перед роздільними

Літо вже на носі, тож питання вибору купальника стає все актуальнішим. Хочу поділитися з вами своїми спостереженнями і розповісти, чому ж суцільні купальники часто виграють у битві з роздільними. У цій статті ми розглянемо основні переваги суцільних...

сегодня 16:43

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх