Новости и события » Культура » Личный опыт: урок скульптуры

Личный опыт: урок скульптуры

Личный опыт: урок скульптуры

« Одна женщина, в начале двадцатого века в Штатах решила открыть бордель. И, чтобы понимать специфику бизнеса изнутри, она два года работала по специальности, - говорит мне молодая художница-скульптор Кристина Захарчук. - П родавая скульптуру, тебе нужно больше специальных знаний, света. П о этому я приглашаю тебя на урок ».

С Кристиной меня познакомил скульптор Петр Гронский. И мы подружились с первой минуты. Ей 25 лет, она родом из Коломыи, из семьи художников. Уже в Киеве окончила Академию искусств. Когда есть время, свободное от творчества, делает работы на заказ. Периодически работает декоратором для кино; дает частные уроки скульптуры. Чтобы попасть на такое занятие не требуется специальная подготовка. Можно просто написать Кристине запрос на Facebook и договориться о встрече.

Урок было решено начинать пораньше, когда особенный свет. Мы встретились с самого утра в мастерской на Татарке. За последние восемь лет я уже побывала во многих мастерских киевских скульпторов. При этом рабочее место скульптора женщины отличается. Здесь больше порядка при общем кажущемся хаосе. На одной стене на гвоздиках развешены инструменты, на другой - множество мелких зеркал, еще на одной - коллекция черных фетровых шляп.

Процесс не начинается сразу с лепки. Подготовка фанерного планшета и металлического каркаса на нем, чтобы легче снять эскиз, когда подсохнет - отдельный ритуал. Возле мольберта меня поджидала свежая глина - мягкая, послушная субстанция. В отличие от масла, она легко отмывается с любой поверхности. Заданием для моего урока стало создание архитектурного элемента - розетки. Кристина давала советы с чего начать, в каком направлении двигаться, как работать с разными инструментами. Я слушала внимательно и с удивлением замечала, что технические принципы создания скульптуры работают как универсальная формула и в обычной жизни.

Отщипнув немного холодной, влажной глины, я наметила квадрат на планшете. Привыкла так во всем - начинать понемногу, чтобы избежать ошибки. Художница это сразу отметила: «Работай от целой формы и формируй важные детали в процессе. Не бойся взять слишком много глины, бойся взять мало». И действительно, в любом деле, если боишься сделать лишнее - не сделаешь и главного.

«В работе должны быть строгие линии и четкие формы, - продолжала скульптор, - а потом можно их слегка смягчить. А если сразу их делать мягкими, то работа получится вялой». Ну нет, думаю, только не это. И добавляю резких очертаний шпателем. Кстати, у многих именно шпатель ассоциируется с работой скульптора, а на самом деле комфортнее работать с инструментом под названием «петелька» - именно с его помощью безликой массе придаются выразительные черты.

Кристина подсказывает: «отходи подальше от работы, смотри на нее со всех стороны, проверяй себя, как бы отстраняясь от процесса». Как это верно, думала я, ведь попадая в сложные ситуации нужно дать себе не только время, но и расстояние. Не принимать решение сразу, отойти в сторону. Я оставляю слепок на полдороге, и выхожу в теплое осеннее утро за очередным кофе. Вернувшись, свежим взглядом вижу свои промахи, которые были незаметны, когда работаешь напряженно и безотрывно.

Через 4 часа «объект» был закончен. Не хватало несколько штрихов, чтобы сделать раму четче. Художница объяснила, что, обозначая рамки скульптурного рельефа, нужно быть резким, свободным и немного агрессивным. Иначе они смажутся. И это тоже как с личными границами. В скульптуре все как в жизни. В этом ее особенная суть.

Когда созданный мною рельеф высохнет, с него будет снят слепок с помощью гипса или силикона. Этот слепок и станет формой, в которую будет залит основной материал - снова гипс, или пластик, или бронза в жидком состоянии. Если форма была сделана из гипса, ее можно использовать только один раз. А из силиконовой формы можно сделать еще сколько угодно экземпляров. Этот процесс называется формовкой. Так произведение искусства появляется на свет. Впоследствии оно может быть доработано - покрашено, декорировано. И только из камня работа создается иначе: высекается соразмерно эскизу - это всегда в разы дольше, сложнее и, соответственно, дороже.

Я пофантазировала: что если бы я стала скульптором? Мир вокруг преобразился. Круг уютным образом вписался в квадрат. Намеченный тонкой линией треугольник превратился в виноградный листок. Геометрия перестала быть врагом, когда появилось искусство. Урок скульптуры снял мою тревогу. Я бы с удовольствием продолжила это занятие, ведь остались еще моменты, которые эта медитативная практика помогает понять.

Текст: Светлана Старостенко.

Личный опыт: урок скульптуры

Личный опыт: урок скульптуры

Личный опыт: урок скульптуры

Личный опыт: урок скульптуры

Личный опыт: урок скульптуры

Личный опыт: урок скульптуры

Личный опыт: урок скульптуры


RTX 5080 станет первой видеокартой нового поколения от Nvidia

RTX 5080 станет первой видеокартой нового поколения от Nvidia

Инсайдер Kopite7kimi сообщил, что Nvidia сначала выпустит видеокарту GeForce RTX 5080, а после выйдет более производительная RTX 5090. В случае с RTX 40 все было наоборот, сначала в продаже появился флагман RTX 4090, потом подтянулись решения попроще. Судя...

сегодня 12:35

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх