Новости и события » Культура » Фильм "Терминатор: Фатум": ностальгия или тавтология?

Фильм "Терминатор: Фатум": ностальгия или тавтология?

Фильм "Терминатор: Фатум": ностальгия или тавтология?

В прокат вышел один из самых ожидаемых голливудских блокбастеров этого года - "Терминатор: Фатум", который амбициозно и претенциозно игнорирует существование всех плохих сиквелов (то есть третью часть "Восстание машин", четвертую "Да придет спаситель" и пятую "Генезис") и рассказывает прямое продолжение культовой оригинальной дилогии Джеймса Кэмерона и, в частности, "Судного дня", вышедшего на экраны в 1991 году.

И именно в этом его главная беда - в амбициях. Пусть "Генезис" оказался мудреной и несуразной комедией, но он хотя бы не претендовал встать в один ряд с великой картиной 1984-го и ее еще более великим продолжением. Он просто всех повеселил. Тогда как "Фатум" с самого начала гонористо заявил о своей сопричастности шедеврам и столь же самоуверенно и даже брезгливо отодвинулся от всех предыдущих неудачных попыток продолжить франшизу. Так сказать, безосновательно примазался к команде победителей и поторопился отречься от команды проигравших.

Собственно, "Фатум" оказался где-то посередине, то есть значительно лучше третьего, четвертого и пятого фильмов, но значительно хуже первого и второго.

И вот вам, к слову, яркий пример того, что рейтингам авторитетного агрегатора профессиональных отзывов Rotten Tomatoes не всегда стоит доверять. На "гнилых помидорах" "Терминатор: Фатум", щедро охаянный передовыми англоязычными рецензентами, имеет рейтинг 71%, в то время как "Джокер", удостоенный главной награды Венецианского фестиваля и на сегодняшний день являющийся самым вероятным претендентом на "Оскар" в категории "фильм года", имеет рейтинг 69%.

Как написал один из американских журналов, "Фатум" не просто повторяется, но "повторяет повторы". Речь о том, что предыдущий фильм серии "Генезис" уже провернул уловку с воспроизведением знаковых сцен из "Судного дня", включая наличие плохого жидкого киборга и погоню на фуре. А "Фатум" не постеснялся сделать то же самое снова. Качественнее, чем "Генезис". Но абсолютно то же.

Сценаристы нового "Терминатора" (на котором, будем надеяться, пробы собрать с доверчивых зрителей деньги за счет репутации фильмов Кэмерона закончатся) попеременно подражают сюжету то первой картины, то второй. И предлагают публике "выбрать кулак" (угадать, в какой руке находится сюрприз: правой или левой), то есть отгадать, чем же в итоге окажется "Фатум": суррогатом первого "Терминатора" или суррогатом второго. Но если в случае с кулаками сюрприз обычно достается адресату при любом раскладе, вне зависимости от того, угадал или нет, то в случае с "Фатумом" с точностью до наоборот: при любом раскладе сюрприз мы не получаем.

Режиссер Тим Миллер (постановщик первого "Дэдпула", не отказавший себе в удовольствии ввинтить несколько хохм вроде пакета из-под чипсов, в котором Сара Коннор держит мобильный с наивной уверенностью, что фольга блокирует сигнал и не позволяет определить ее местонахождение) в одном из интервью признался с трепетом в голосе, что каждый раз пускает слезу, когда пересматривает финал своего "Фатума". Мол, шибко он эмоциональный. В действительности же Миллер, должно быть, оплакивает четвертый по счету плохой фильм, намеревающийся выехать за счет авторитета двух очень хороших.

Впрочем, создателям "Фатума" стоит и посочувствовать. Они столкнулись как минимум с тремя невыполнимостями. Снять фильм серии "Терминатор", который превзошел бы или хотя бы равнялся "Судному дню", - миссия невыполнима. Придумать киборга более высокотехнологичного, чем Т-1000, - миссия невыполнима (поэтому модель Rev-9 в исполнении Гэбриела Луны делает практически все то же самое, что делал Т-1000 в исполнении Роберта Патрика). 72-летнему Арнольду Шварценеггеру играть боевую машину из будущего, не выказывая при этом усталости и от возраста, и от назойливой роли, которая никак его не отпускает, - миссия невыполнима.

"Фатум" и так, и эдак демонстрирует пресловутую голливудскую политкорректность. Тут вам и феминоцентричность в тройном экземпляре (три ведущие героини представляют собой три поколения женщин: юную, зрелую и украшенную благородной сединой), и расовая паритетность: и терминатора, и его цель играют актеры латиноамериканского происхождения (если не дай бог будет еще один "Терминатор", то наверняка с темнокожими звездами).

Повторение - мать учения? Но если речь о кино, а не о штудировании, то повторение - тавтология. Ностальгия - это сходить на "Терминатора 2", который за неделю до выхода "Фатума" пустили в повторный прокат. Тавтология - это следом сходить на фильм Тима Миллера и удостовериться, что ничему новому в этой франшизе уже не бывать.

У всех этих персевераций есть разве что одно оправдание: технический прогресс остановить невозможно, и сколько не расплющивай чипы заводским прессом, сколько не расплавляй их в чанах с жидким металлом, все равно какой-нибудь компьютерный гений рано или поздно изобретет искусственный интеллект, и рано или поздно этот искусственный интеллект задумается и выйдет из-под человеческого контроля и возжелает поработить своего хозяина - нас, и отмененное мрачное будущее все равно повторится. Собственно, мы уже порабощены своими умными гаджетами. Мы зависимы от них и совершенно без них беспомощны. И однажды они захотят еще большего.

Фильм "Терминатор: Фатум": ностальгия или тавтология?

Фильм "Терминатор: Фатум": ностальгия или тавтология?

Фильм "Терминатор: Фатум": ностальгия или тавтология?

Арнольд Шварценеггер Венеция


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх