Новости и события » Hi-Tech » I Have No Mouth and I Must Scream – Бог из машины

I Have No Mouth and I Must Scream – Бог из машины

I Have No Mouth and I Must Scream – Бог из машины

Как часто в играх бывает сильный литературный источник? Редко. А чтобы не «по мотивам», а практически дословно, следуя букве оригинала? Еще реже. А, чтобы не просто следуя, – но и с литературным дополнением, написанным автором, собственно, первоисточника? «Да не бывает такого» – скажете вы, и будете по-своему правы. Не бывает. Но раньше было – сценарий к одной давно забытой игре сочинял один очень известный писатель – на основе своего же произведения. Поскольку эта игра недавно посетила наши с вами телефоны с планшетами, есть повод рассказать подробнее.

За сложносочиненным названием нашего сегодняшнего реципиента на самом деле скрывается огромный кусок культуры литературной фантастики. Первоначально так назывался рассказ самого титулованного фантаста Харлана Эллисона, опубликованный в 70-х – его проза вызывает споры и сейчас, можете ознакомиться. Потом, в 1995 году, некая компания решила сделать видеоигру в жанре квеста – и за основу взять как раз этот рассказ «Нет рта, но должен кричать». Разработчики обратились к Харлану, а ему идея так понравилась, что он не только сам написал сюжет для игры, но и озвучил местного злодея. Квест распугал местную общественность своей графикой, но сильно удивил; местный сюжет, посыл, и атмосферу современники оценили. Теперь, спустя двадцать лет, можем оценить и мы – I Have No Mouth and I Must Scream неожиданно вышла на iOS.

Отличия оригинального рассказа от сюжета игры в основном в масштабах – квест гораздо больше. Но синопсис девственен: люди из трех супердержав построили по своему суперкомпьютеру, чтобы он вел войны, не привлекая общественность. Компьютеры какое-то время справлялись, а потом слились в единый организм – получился сверхразум, который назвали АМ. Компьютер, отчего-то ненавидящий людей (потом расскажет, отчего) захватил всю планету и благополучно вырезал все население – кроме пяти человек. Их он поместил в специальный цифровой ад, где 119 лет над ними издевался. Рассказ начинается с очередного мытарства пятерки несчастных; игра – в общем-то, с того же.

У каждого выжившего свой скелет в шкафу – один довел до самоубийства жену, второй ставил эксперименты над военнопленными, третий всю жизнь жил за счет женщин. AM предлагает своим миньонам игру – они проходят через придуманные им испытания, и в конце, может быть, (может быть!) один получит свободу. Пятерка соглашается (вариантов особо и нет), после чего каждый попадает в свой личный лабиринт ужаса.

I Have No Mouth and I Must Scream можно сравнить со «Стеной» Сартра, или другими текстами, где под гнетом обстоятельств люди вываливали всю свою мерзкую сущность. Но прозу Харлана отличает один важный момент – если у экзистенциалистов Бог либо пропал, либо его вообще не было, то у Харлана высшее существо вот оно – из лампочек, транзисторов, и голосом из пустоты. Бога создали люди – и сами позволили ему стать Дьяволом, отдав власть в его цифровые руки. Кое-что напоминает, не правда ли?

Конечно, странно такое писать об обычном квесте, но прелесть I Have No Mouth and I Must Scream именно в этом – в его мощной литературной основе, пронзительных диалогах и почти физически очищающих мучений, через которые вас протащит игра. Это не проект из серии «заставляет задуматься» – скорее заставляет прочувствовать.

Единственная во всем этом проблема – сейчас играть крайне тяжело. «Квест 1995-ого года» – эта фраза сама по себе звучит как приговор, но I Have No Mouth and I Must Scream и для своего времени пугала странными задачками. Со временем лучше, конечно, не стало, но если есть большое желание: все прохождения и гайды давно написаны.

Портирование тоже далеко не идеальное. Минимально подтянули графику, адаптировали под маленькие экраны – молодцы. Но все остальное, скажем так, сильно фрустрирует: управление оставили таким же дурацким, персонажи не всегда слушаются ваших команд. Русской аудитории не понравится еще и отсутствие родного языка (хотя в описании в App Store он почему-то указан).

В итоге получается довольно странное сочетание: богатое содержание скрыто под отвратительной формой. Стоит ли продираться через двадцатилетние приемы геймдизайнеров, чтобы насладиться сюжетом – вопрос практически риторический. В любом случае, вы всегда можете ограничиться простым чтением рассказа – он занимает страниц двадцать и не отнимет много времени.

I Have No Mouth and I Must Scream – Бог из машины

I Have No Mouth and I Must Scream – Бог из машины

I Have No Mouth and I Must Scream – Бог из машины


RTX 5080 станет первой видеокартой нового поколения от Nvidia

RTX 5080 станет первой видеокартой нового поколения от Nvidia

Инсайдер Kopite7kimi сообщил, что Nvidia сначала выпустит видеокарту GeForce RTX 5080, а после выйдет более производительная RTX 5090. В случае с RTX 40 все было наоборот, сначала в продаже появился флагман RTX 4090, потом подтянулись решения попроще. Судя...

сегодня 12:35

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх