Новости и события » Политика » Теневой город. Часть четвертая: «Вместо преступной власти – преступное безвластие»

Теневой город. Часть четвертая: «Вместо преступной власти – преступное безвластие»

Теневой город. Часть четвертая: «Вместо преступной власти – преступное безвластие»

Данный материал будет последним в цикле “ Теневой город“ (первый, второй, третий), однако это совсем не означает, что история на этом заканчивается. Задачей цикла было показать переход власти от режима Януковича к постмайданным элитным группам. При этом "режим Януковича" - это далеко не сам Янукович или пресловутая "Семья", но сложная система отношений, созданная его окружением. А смена власти - совсем не президентские выборы 2014 года, а процесс переподчинения этой системы. Поэтому нелишним будет повторить: Запорожье - лишь иллюстрация, вместо него мог быть любой другой украинский город. Просто источник информации о теневых процессах и участии в них ОПГ автору удалось найти именно в Запорожье.

Тему сегодняшнего разговора с моим визиви так сходу и не определишь. С одной стороны все просто: беседуем об ОПГ братьев Саргсянов - одной из наиболее влиятельных группировок города и области. С другой стороны, говорим об Игоре Коломойском. Дело в том, что армянская ОПГ является негласным союзником Коломойского и его партии в регионе - примерно так же, как группа известного по прошлым публикациям Евгения Ружина была союзником Юлии Тимошенко и "Батькивщины", а теперь - Олега Ляшко и "Радикальной партии". Ну а с третьей стороны, как всегда, говорим о конкретных теневых процессах во власти, масштабируя их на страну в целом.

Из статьи можно будет узнать:

1. почему за покушение на Анисимова арестовали самого Анисимова;

2. как лидерам армянской преступной группировки удается сочетать покровительство Игоря Коломойского и российских воров в законе;

3. почему из всех группировок Запорожья Коломойский выбрал именно группировку Саргсянов,

а также, чем этот выбор может обернуться для Запорожья.

- Игорь, здравствуйте. Встречаемся снова, и тема под конец осталась самая "жирная", - "армянская группировка". Что о ней скажете?

- Ничего хорошего. Не о самих армянах, понятное дело, а об Арташе и его людях. В 90-х в Запорожье много армян приехало, в Армении в те годы было совсем невесело. Арташе и Хорес (это брат его) начинали с банального рэкета. Причем в первую очередь "трусили" соотечественников. Забирали машины. За возврат брали с владельцев долю от стоимости автомобиля - процентов 20-30%. Со временем бизнес разросся. Появились интересы в наркоторговле, производстве "паленой" водки, темах вокруг запорожских металлургических заводов. А сегодня даже углем занимаются.

- Можно о заводах подробнее?

- Фильм "Бригада" знаете? Там группировка Саши Белого подменила вагоны с алюминием на пустые, а металл забрала себе. Вот группировка Саргсянов проделывала на "Запорожье-Сортировочном" то же самое. Кстати, может как раз из фильма они это и взяли. С помощью сцепщиков меняли вагоны, металл продавали. Есть и обратная схема: на завод приходят вагоны с металлоломом, но это только сверху, для вида. Под ним - мусор, земля, но принимают его как полный по весу. Только после того, как половина комбината отошла Ренату Ахметову, у них с этим "бизнесом" начались проблемы.

- Как я понимаю, только в Запорожье группировка действует около 20 лет. Какие-то они уж "слишком" вечные. Почему не "закрыли" их за все эти годы?

- Во-первых, они сразу начали искать покровительство в милиции. И нашли. Причем на взаимовыгодной основе. Например, их тему с "паленкой" как раз милиция города и области "крышует" - за долю, разумеется. Т. е. силами местной власти с ними давно уже не справиться, эту возможность они еще лет 15 назад нейтрализовали, с тех пор все "прикормлены".

А для угроз более высокого порядка у них есть и более серьезное покровительство: Армен Горловский и российские воры в законе.

- Даже так? И сейчас они их прикрывают?

- Насколько я знаю, да. Политика этому совсем не помеха.

- Я правильно понимаю, что поддержка в том числе российских воров стала причиной того, что группировка Саргсянов смогла противостоять даже всесильному Анисимову, который стал запорожским "смотрящим" после победы Януковича на президентских выборах в 2010 году?

- Именно так. Когда между ними возникали конфликты, а они начались практически сразу, Анисимов обращался к своим покровителям, Саргсяны - к своим. И тем, и тем особой охоты воевать из-за споров своих вассалов не было. Поэтому расходились каждый раз вничью. Пока не стало понятно, что остаться должен кто-то один.

- Игорь, и Анисимов и Саргсяны - криминалитет. Есть между ними разница?

- Конечно. Первый весьма профессионально создавал схемы, потому и вырос так за 4 года. Кроме того, он действовал иначе. Если кто-то не хотел платить - приходили проверки. Т. е. давил, мешал работать. От Саргсянов проверки не приезжали, от них пуля прилетала обычно. Ребенка могли украсть, а затем выкуп потребовать. Т. е. несколько иной стиль ведения дел.

- В августе 2013 года они группировка Саргсянов организовала на Анисимова покушение. История давняя, довольно известная, нет смысла подробно на ней останавливаться. Вопрос такой. Как так случилось, что после покушения арестовали не Саргсянов, на которых все указывало, а самого Анисимова?

- По слухам, он тогда как раз решил сменить подчиненность - перешел в орбиту влияния старшего сына Януковича. И в критический момент его оказалось некому отмазать. Кроме того, он сделал ошибочный шаг: после покушения решил воевать с Саргсянами через СМИ. Статья, публикацию которой он тогда проплатил, до сих пор висит на том же Цензоре. Однако этот материал доставил куда больше неприятностей не Саргсянам, а упомянутым в нем работникам милиции, крышующим тот же водочный бизнес. А также их киевским покровителям. В результате Анисимова объявили в розыск, а затем и арестовали - в Киеве, куда он поехал договариваться. Правда, затем выпустили, когда стало понятно, что с запорожским майданом надо что-то делать. Но он в эту драку уже сам лезть не захотел и подался в бега. В результате все получилось, как и планировали Саргсяны: они остались одни.

- И это было на руку не только им?

- Конечно. Наличие в городе смотрящего вроде Анисимова мешало закреплению в области олигархов, того же Коломойского. Анисимова не стало, - проблема исчезла.

- Почему именно армянскую группировку он взял себе в союзники?

- Сразу по нескольким причинам. Во-первых, на начало 2014 года она объективно была самой влиятельной в городе. С сильным всегда выгоднее договориться, чем воевать. Конкуренты пока слабоваты, попытка наезда со стороны майдановцев, засевших на облэнерго (этот эпизод упомянут в предыдущем материале -.), закончилась разбитым лицом Бурана (один из организаторов "Правого Сектора" в Запорожье, подробнее об этом в первом материале цикла -.).

Во-вторых, группировка Саргсянов действительно "отмороженная". Они себя показали по истории с Анисимовым, и по многим другим. Приехать на разборку в центре города с оружием? Не проблема. Организовать покушение на смотрящего? Тоже не проблема. Вот такие парни нужны Коломойскому в городе. Чтобы не гимны пели и флагами махали, а дела делали. Мало иметь ствол и красоваться с ним перед телекамерами, как некоторые майдановцы, нужно его в дело пускать. После Анисимова в городе и области осталось что делить.

В-третьих, у них есть общий интерес, вернее, общий противник. Как я уже сказал, именно приход Ахметова на "Запорожсталь" уменьшил доходы группировки от схем воровства металла и поставок мусора под видом металлолома.

Ну, и кроме того, они всегда с Коломойским были в теплых отношениях, сейчас просто плотнее сотрудничать стали, когда новые возможности открылись.

- Все же уточню этот момент. Я правильно понимаю ситуацию: армянская группировка в Запорожье - своего рода опора Коломойского; они негласно курируют здесь его партию, помогают в разных щекотливых вопросах, где самому олигарху уже нельзя самому светиться; кроме того, это обоюдное сотрудничество, т. е. в случае чего и он их может выручить?

- Верно.

- И одновременно с этим они, когда нужно, прибегают к помощи российских воров, хотя Коломойский далеко не в лучших отношениях с РФ и демонизирован там пожалуй сильнее, чем здесь?

- Они иначе это воспринимают. Хотя и живут здесь уже 20 лет, им и страна и город - чужие. А что до Коломойского, то какая ему разница, кто его союзникам покровительствует? Российские воры - ну пускай будут воры. Для него главное, чтобы в Запорожье его интересы соблюдались, а какими средствами это достигается - совсем не важно.

- До майдана фигура Анисимова и его непосредственного покровителя Юры Енакиевского постоянно становились причиной информационных нападок на Януковича. Майдан эту проблему решил: если бы Анисимова не убрали в конце 2013 года, то точно убрали бы в 2014. Ну, или он бы сам уехал, как это многие сделали многие “ регионалы”. Изменило ли это Запорожье к лучшему? Ведь если почитать запорожскую прессу 2011-2013 гг., то создается такая картина: одна у Запорожья беда - Анисимов.

- Ну, значит теперь у Запорожья другая беда, вот и все изменения. Если раньше армянская группировка была просто заметной силой в городе, то теперь Саргсян фактически в статусе положенца (смотрящий, не являющийся вором -.). Если раньше их противостояние с Анисимовым ослабляло обоих, то теперь Саргсяну отвлекаться не на кого. Был бы он таким же оборотистым, как Анисимов, уже бы всю область под себя подмял. А так вон еще в конце лета половина перевозчиков области Анисимову платила.

- Настроены вы явно невесело.

- Повода нет. То, что оборотистостью не возьмет - доберет силой. В ближайшие годы лучше 7 раз подумать, прежде чем открывать в Запорожье какой-то бизнес.

Этот материал пишется ровно через два года после первых смертей на киевском евромайдане. Одним из его лозунгов была борьба с преступной властью. И этот лозунг непросто оспаривать с учетом того, что мы уже знаем о Запорожье, а значит - и о всей Украине, т. к. этот пример можно с успехом масштабировать на всю страну. Однако самое время вспомнить все, о чем мы говорили с моим собеседником во время наших встреч. О городских блатных Сокире и Буране, которые подмяли под себя отвалы "Запорожстали" (бывшая вотчина Анисимова), получив франшизу "Правого Сектора". О персонажах вроде Ружина, чьи блокпосты вокруг Запорожья быстро превратились в своего рода феодальные таможни (не говоря уж о том, что отвалы "Запорожстали" он "копал" на паях с этими блатными). О том, как упомянутый "блатной патриотизм" защищал для Суркисов "Запорожоблэнерго", давая им драгоценное время для вывода средств из предприятия - на 60% государственного предприятия, подчеркну. Ну, и наконец, о фигурантах сегодняшнего материала: вымогателей и убийц родом из лихих 90-х, их покровителей в российской уголовной среде и Игоре Коломойском, для которого запорожская армянская группировка - нечто вроде вассалов.

Когда посредники только выводили меня на моего собеседника осенью 2015 года и когда настоящий цикл статей только задумывался, не верилось, что окончательный результат удивит меня самого. Нет, я конечно предполагал, что евромайдан по большому счету ничего не изменил в закулисной расстановке сил. И ошибся. Изменил. Через 2 года можно с уверенностью говорить, что изменил к худшему. На смену кинематографическим мафиозным типажам ("... ты приходишь и просишь что-то у меня, но ты просишь без уважения, не предлагаешь мне дружбу, даже не называешь меня "крестным") пришли типажи куда более опасные.

Вернее, не то чтобы пришли, они всегда были. Однако в постмайданной анархии и при непосредственном покровительстве олигархов и политиков они смогли приобрести силу и влияние, которых украинский криминал не имел уже давно.

Анархия 90-х в свое время была побеждена известным способом: государство стало во главе преступной пирамиды, а представители региональной преступности либо играли по предлагаемым правилам, либо постепенно сходили с арены, уступая место своим более сговорчивым коллегам. Один из самых печальных итогов евромайдана - то, что этот процесс повернули вспять. И недавние сообщения о бесчинствах "Правого сектора" на карпатских курортах - лишь начало того вала преступности, который ожидает Украину в ближайшие годы. Начало, кстати, не самое страшное, весь этот дурной молодняк, расхватавший автоматы во взломанных оружейках, отойдет в прошлое первым - 20 лет назад все это уже было. Хуже станет тогда, когда привыкший к негласному договору криминалитет наконец поймет, что никакого договора больше нет. Тем более, что сама власть этому усиленно способствует. Переаттестации, селфи-полиция - бороться с Саргсянами и их коллегами в других регионах будет некому.

Вместо преступной власти нас ждет преступное безвластие. Стоило ли за это платить человеческими жизнями два года назад?

Иван Зацарин

Евромайдан


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх