Новости и события » Культура » В Запорожье показали историю прошлого века глазами известных художников

В Запорожье показали историю прошлого века глазами известных художников

В Запорожье показали историю прошлого века глазами известных художников

В Запорожском областном художественном музее открылась выставка "Корифеи запорожского искусства"

"Корифеи запорожского искусства" - это выставка художников-юбиляров, вошедших в историю запорожского искусства и создававших ее. Она открылась в Запорожском областном художественном музее. И посвящена дню основания нашего музея - 29 сентября 1971 года.

Любители классического искусства смогут насладиться проверенной временем живописью и графикой. Возле этих работ словно погружаешься в прошлый век. Индустриальные пейзажи и пионерка, ушедшие виды нашего города, портреты актеров и художников, немного "мягкого" авангарда и лирического реализма - все это смиксовано на выставке, которая складывается из пяти персональных.

Никого из участников выставки уже нет в живых, Со дня рождения Александра Кошеля прошло 100 лет. Бориса Егорова, Анатолия Фомина, Петра Вольского и Юрия Смирнова - 95 лет. Владимира Луценко - 80 лет. С некоторыми "Индустриалка" успела пообщаться.

За рисование моста забрали в милицию

Почетный гражданин Запорожья, художник Борис Егоров (1925-2017) запечатлел Запорожье таким, каким мы его уже не увидим. Рисовал, как застраивался послевоенный город. Писал индустриальные пейзажи - порой получалась весьма поэтично. Как, например, на знаменитой картине с Днепром и Днепрогэсом «Весенние кружева», которую можно увидеть на выставке.

- Переехал в Запорожье в 1950 году и меня просто впечатлил размах новостроек, - рассказывал "Индустриалке" Борис Егоров накануне 85-летия. - Тогда на Вознесеновке сносили старые одноэтажные дома и строили многоэтажки. Я писал стройку на Вознесеновке, на набережной, на площади Профсоюзов. Рисовал, как застраивали улицу 12 Апреля, Нижне-Днепровскую, Центральный бульвар, возведение дамбы. В начале 50-х я жил на Узловой, сейчас там Театр молодежи и цирк. Так когда на «Запорожстали» шла плавка, все небо озарялось нарядным красным цветом. И на красном фоне - силуэты доменных печей. Очень красиво!. Меня впечатлило это состояние, и я написал картину «Ночной город». Я любил писать заводы, особенно ночные виды.

Однажды наблюдал, как через Днепрогэс волны катились кружевом по всему Днепру, такая стихия! И написал картину «Весенние кружева», она находится в Запорожском художественном музее.

- Однажды, когда мы с товарищем рисовали строительство моста Преображенского, нас забрали в милицию, - вспоминал случай Борис Егоров. - Это было в начале 50-х. Мы поехали на Хортицу на этюды. Взяли с собой разрешение, что имеем право рисовать в городе этюды. На особо важных объектах просто так рисовать было нельзя. Пришлось доказывать, что мы не шпионы.

Счастливый художник, который пережил Бухенвальд

Патриарх - так уважительно называли молодые художники Анатолия Фомина (1925-2013). Он рисовал удивительно красивые позитивные пейзажи. Его любимый тост, как художник признавался "Индустриалке" накануне 85-летия: «Будем жить до самой смерти!». Считал себя счастливым человеком. Сложно поверить, что он пережил ужасы Бухенвальда. Впрочем, все участники выставки прошли Вторую мировую войну.

- В 1943 году попал в концлагерь, в Бухенвальде, - рассказывал "Индустриалке" Анатолий Фомин. - Иногда бывает даже хочется поговорить об этом, только не совсем связно получается. Гоняли нас в каменный карьер. А через несколько месяцев направили в так называемую рабочую команду, на авиационный завод, это небольшой лагерь на 2 тысячи человек. Клеймо оставалось у меня бухенвальдское. В Бухенвальде не кололи цифры на руках, а был пришит красный треугольник с номером на груди.

В апреле 1945 года нас освободили американцы. Но домой я попал только через четыре года. Всего шесть лет проболтался в этой долбанной Германии. Потому что после освобождения служил в Советской Армии, в группе оккупационных войск в Германии. К слову, я и в армии оформлял плакаты, писал копии картин - так и стал художником.

А о творчестве говорил:

-Больше всего любил рисовать природу, особенно на Хортице. Пишу природу, потому что это единственное, что не изменяет. Мое поколение любило выйти на гульбище на Хортицу.

Фантазии Владимира Луценко

-Он разнообразен и в технике - график, живописец, монументалист, и направлениях. В графике занимался монотипией, офортом (одна из его любимых техник), создавал красивые ажурные зарисовки шариковой ручкой.

Был у него соцреализм, целая серия индустриальных пейзажей, но в своей манере исполнения. Был период сюрреализма. Оригинальное направление, которое я назвала палитрографией. Когда он заканчивал работу, у него оставалась палитра, он начинал разглядывать, что-то добавлять. А в свои последние работы он вкладывал глубинные философские мысли.

На вопрос, что особенно любил рисовать Владимир Луценко, Наталья Александровна ответила:

-Думаю, что любимой у него была "Ленинградская серия". В феврале 1982 году он ездил в Ленинград, где учился. И привез около 20 работ. А из произведений, которые есть на выставке - "Таврия". Когда он переехал в Запорожье по семейным обстоятельствам, то обобщил образ местности - девушка и поле.

Две работы с выставки (с элементами абстракции) мы писали с ним вместе. Они были показаны на выставке из серии "Образ-90-е". У меня были маленькие эскизы, которые мы решили воплотить. Мы с ним так работали: я закрашивала плоскость, а он делал рисунок. В основном так мы делали производственные работы.

Кто что еще рисовал

Александр Кошель (1920-2003), как сказала куратор выставки, старший научный сотрудник музея Алевтина Медведева - "изысканный живописец, пристально изучающий человека, личность в портретном искусстве".

Работы Петра Вольского (1925-2008) связаны с историей театра имени Магара (тогда - Щорса), он занимался сценографией и созданием костюмов. Писал отличные натюрморты с цветами.

Портреты Юрия Смирнова (1925-1998) - это обобщенные характерные личности того времени.

Сто лет со дня рождения исполнилось запорожскому скульптору Ивану Носенко (1920-2000). Его скульптур на выставке нет, выставили фотографии. Сотрудники музея напомнили, что барельеф "Искусство принадлежит народу" супругов Ивана и Надежды Носенко установлен на фронтоне театра имени Магара. Известен и их памятник Металлургу на проспекте Металлургов.

На выставке "Корифеи запорожского искусства" - работы из коллекции Запорожского областного художественного музея и предоставленные родственниками художников.

Фото Александра Прилепы

В Запорожье показали историю прошлого века глазами известных художников

В Запорожье показали историю прошлого века глазами известных художников

В Запорожье показали историю прошлого века глазами известных художников

В Запорожье показали историю прошлого века глазами известных художников

В Запорожье показали историю прошлого века глазами известных художников

В Запорожье показали историю прошлого века глазами известных художников

В Запорожье показали историю прошлого века глазами известных художников

Германия


Google: c Android 15 смартфон дольше работает от аккумулятора -...

Google: c Android 15 смартфон дольше работает от аккумулятора - прирост достигает трех часов

Инженеры Google оптимизировали работу спящего режима Android 15, что позволило увеличить время автономной работы в режиме ожидания - на некоторых устройствах прирост достигает трех часов. Об этом рассказали вице-президент по разработке Android Дэвид Бурк и...

сегодня 14:09

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх