Новости и события » Культура » Культура отмены, зомби-апокалипсис и дети пандемии: Тренды и страхи 2021 года

Культура отмены, зомби-апокалипсис и дети пандемии: Тренды и страхи 2021 года

Культура отмены, зомби-апокалипсис и дети пандемии: Тренды и страхи 2021 года

Проводив 2021 год, Кино-Театр. ру перекрестился решил присмотреться к значимым событиям ушедшего года и определить самые яркие тренды на стыке культуры и общественной жизни с тем, чтобы попытаться понять, какие настроения будут витать в воздухе в 2022 и последующих годах. 2020 год был годом страха, неопределенности и всепланетной тревоги. А ничто так не лечит тревогу, как возвращение в теплые объятия стабильности. И коль скоро в реальности до стабильности, судя по всему, еще очень далеко, за успокоение нервов берется кино. Может, именно поэтому 2021 год стал годом ностальгии, воссоединений, перезагрузок, ремейков, мультивселенных и бесконечной вереницы воскрешений. На экраны вернулись потрепанные временем «Декстер», «Друзья», ветераны войны в Хогвартсе, пионерки секса в большом городе, антагонисты всех ипостасей Человека-паука и покойный мистер Андерсон, более известный как Нео. Апогеем этого тренда стал выход из сферы культурного в сферу личного, когда на радость фанатам спустя 17 лет после расставания воссоединились Бен Аффлек и Дженнифер Лопес, переживающие воскрешение былой любви. То есть зомби-апокалипсис все-таки настал, просто не совсем в том виде, в котором мы могли бы его ожидать. Но главное, что, как и предсказывали различные комиксы и кино, все началось с загадочного нового вируса.

Другой побочный эффект пандемии, с точностью предсказанный в мемах 2020 года - бейбибум, обогативший заголовки новостей в 2021 году. На карантинном затишье даже самые заядлые трудоголики и карьеристки задумались о семье и обзавелись потомством. В 2021 году в роли родителей дебютировали Натали Дормер и Дэвид Оукс, Мэнди Мур, Мина Сувари, Паулина Андреева, Диана Пожарская и Иван Янковский, Лиза Арзамасова, Алисия Викандер и Майкл Фассбендер, Фрида Пинто, Эмма Стоун и Эмбер Херд. На очереди Дженнифер Лоуренс и Женя Малахова. А Скарлетт Йоханссон, Ивонн Страховски, Кирстен Данст, Кристина Риччи, Мария Горбань и Меган Маркл так освоились в этой роли, что с радостью подписали котракт на сиквел.

Порождение реваншистского движения MeToo под названием «Культура отмены», начавшись в 2017 году с показательного уничтожения карьеры Кевина Спейси, в 2021 году продолжило набирать нешуточные обороты. Под каток оголтелого антитрампизма затащило даже представительниц дискриминируемой группы - женщин. Актриса и боец MMA Джина Карано лишилась роли в сериале «Мандалорец» и контракта с агентством UTA за свои высказывания о конфликте республиканцев с демократами и высмеивание «проблемы местоимений». А писательница Джоан Роулинг стараниями сетевой толпы ЛГБТК-активистов агрессивно вымещается из коллективного сознания как человек, причастный к созданию вселенной «Гарри Поттера». За неспособность уместить в своем консервативном уме всю палитру гендеров и привыкнуть к тому, что слово «женщина» теперь нуждается в уточнениях. Примерно, как слово «мех» - а то ведь он бывает не только натуральным, но и искусственным. Интеллектуальная власть, которой обладают инфлюенсеры с многомиллионным пулом подписчиков в соцсетях, теперь официально облагается налогом нравственной ответственности. Если ты не готов сеять новое разумное-доброе-вечное, то хотя бы помалкивай. Впрочем, сегодня жандармы из Твиттера точно так же спросят и за молчание - именно поэтому так важно вовремя успеть правильно прокомментировать скандал с участием коллег, родственников и друзей. Как это сделали актрисы сериала «Секс в большом городе» и его продолжения «И просто так», буквально открестившись от попавшего в опалу Криса Нота. Ноту за практические занятия сексом в больших городах досталось, что называется, под елочку, аккурат к Рождеству. Вне сомнений, его карьера (а вместе с ней, скорее всего, и семья) рухнула - ежедневно в новостях всплывает история очередной жертвы его старомодных взглядов на секс. Которым, кажется, все хлопотнее и опаснее заниматься, даже с законными супругами - слишком велики риски. И кому как ни Джонни Деппу знать об этом все. Встретив в «последнем приступе молодости» роковую блондинку Эмбер Херд, Джонни так опьянел от чувств, что решил променять стабильное многолетнее партнерство с Ванессой Паради на законный брак с малознакомым человеком. Расскажи ему тогда кто-нибудь, что для него это обернется тотальным финансовым и репутационным крахом, затяжным судебным разбирательством, унизительным лишением ролей и творческой эмиграцией, он бы наверняка подумал, что секс сильно переоценен. Ну а теперь у него много времени на подобные размышления - его роль в «Фантастических тварях» досталась примерному семьянину Миккельсену, самый большой грех которого - курение.

Героями самых диких историй в 2021 году стали Арми Хаммер и Мэрилин Мэнсон. И если последнего можно было заподозрить в извращениях еще 20 лет назад, поверхностно ознакомившись с его творчеством, то плакатный блондин Хаммер меньше всего на свете ассоциировался с секс-каннибализмом. В котором его обвинили многочисленные (и по большей части сохранившие анонимность) корреспондентки из Инстаграма. Стоило Хаммеру объявить о разводе, как выяснилось, что актер еще в браке увлекался секстингом с несколькими девушками, якобы разделявшими его интерес к БДСМ-тематике. На деле же оказалось, что интерес у девушек не шел дальше латексно-виниловой эстетики. Они были глубоко шокированы и испуганы тем, что писал им актер, строчивший хардкор-фанфики на «50 оттенков серого».

Арми оказался настоящим сорвиголовой. Он бесстрашно делился с девушками грязными фантазиями со своего официального аккаунта: хочу вырезать твое сердце, напиться твоей крови и прихватить на память твой мизинчик, чтобы таскать его в кармашке, как залог твоей бесконечной лояльности... Некоторые дамы на подобной писанине делают неплохую литературную карьеру. Но белый цисгендерный Арми свою карьеру потерял. Со слива переписок начались реальные обвинения в физическом и сексуальном насилии от девушек, которые столкнулись с актером в оффлайне. Пока идет расследование по этому делу, Хаммер, отрицающий все обвинения, на всякий случай прилег в рехаб лечиться оптом от наркотической, алкогольной и сексуальной зависимостей. Впрочем, ему это не помогло - не дожидаясь вердикта по делу об изнасиловании, несколько студий поспешили разорвать с ним контракты. Актеру чудом удалось сохранить роль в фильме Кеннета Браны «Смерть на Ниле» - и то, лишь потому что на момент скандала съемочный процесс был уже запущен, и заменить Хаммера другим актером было бы слишко дорого в условиях пандемии. Выпускающая фильм студия «Disney» даже рассматривала вариант замаскировать Хаммера с помощью компьютерной графики. Но и эта опция потребовала бы непомерных затрат и времени. Экономические интересы победили нравственные принципы, и руководство студии, проявившее суровость в отношении никого не трогавшей Карано, тихонько смирилось с присутствием Хаммера в кадре.

В 2021 году все узнали, что Мэрилин Мэнсон, оказывается, куда страшнее, чем сам себя малюет - по крайней мере, так утверждает Эван Рейчел Вуд. Актриса давно намекала на пережитое насилие со стороны очень влиятельного человека, имя которого она опасалась раскрывать. Дождавшись благоприятного информационного климата, который наступил в феврале 2021 года, Вуд раскрыла карты и обвинила Брайана Уорнера (настоящее имя Мэнсона) в физическом, психологическом и эмоциональном насилии. Сразу же подтянулись остальные бывшие подружки Мэнсона, рассказав о крайне травматичных отношениях с артистом. Мэнсон запирал своих любовниц в звукоизолированной «комнате для плохих девочек», контролировал каждый их шаг, применял насилие в сексе без их согласия, вырезал на них свои инициалы, в общем, изощрялся, как только мог. Продержавшаяся в отношениях с Мэнсоном два месяца, актриса Эсме Бьянко ушла от него после того, как он устроил за ней погоню с топором. При этом бурлеск-модель Дита фон Тиз, имевшая 7-летний опыт отношений с Мэнсоном и даже бывшая с ним в браке, не припоминает ничего подобного в их семейной жизни. А лидер движения MeToo Роуз МакГоуэн, одна из первых обвинившая Харви Вайнштейна в домогательствах, ограничилась лишь общими фразами в поддержку Эван Рейчел Вуд и остальных женщин, обвинивших Мэнсона. В конце 1990-х МакГоуэн и Мэнсон встречались и даже были помолвлены, но по словам МакГоуэн, «тогда он таким не был».

Авторы гигантской статьи-расследования о преступлениях Мэрилина Мэнсона, вышедшей на страницах журнала «The Rolling Stone», недоумевают: оказывается, у нас под носом все это время, не особенно скрываясь, жил и неплохо зарабатывал человек, который пел о ненависти и насилии над женщинами, практикуя все это в реальной жизни. Какой шок и неожиданность&33; Куда же смотрело общество, полиция и врачи? Никто не задумывался о том, что маска, с которой Брайан Уорнер не расставался даже в повседневной жизни - и есть его настоящее лицо. И что мрачные тексты его песен - не столько полет творческой фантазии, призванный шокировать пуритан одноэтажной Америки, сколько автобиографические зарисовки. «Всем было окей», как сказала одна из его обвинительниц. Впрочем, почти все жертвы Мэнсона утверждают, что в начале отношений артист ловко прикидывался чувствительным и нежным кавалером. И как только девушки теряли бдительность, он перевоплощался в жестокого тирана с нездоровой страстью к фашистской символике и плеткам. Естественно, как только забрезжили первые обвинения, Мэнсон лишился всех своих ролей в телевизионных проектах и контракта с выпускавшим его музыку лейблом.

К этой галерее предполагаемых сексуальных преступников стоит добавить еще одного актера - Шайю ЛаБафа, широко известного своими хулиганскими выходками и расшатанной психикой. Слухи о том, что Шайа поколачивал бывшую супругу Мию Гот, так и не подтвердились, но в 2021 году актер-таки дождался судебного иска - от певицы Талии Барнетт, которая обвинила его во всех возможных формах насилия.

Суммируя эти события, мы можем предположить, что массовая инвентаризация «плохих парней» американского шоу-бизнеса и поспешное списание их в утиль уже сейчас порождает другой тренд - негласный запрет на харизматичных мерзавцев в статусе супер-звезд. Они исчезнут из широкого проката, как когда-то исчез густой сигаретный дым и виски со льдом по утрам. Забьются в гетто стыдных вредных привычек и независимого кино, снятого на частные деньги с помощью последней модели айфона. В этом новом мире здорового образа жизни, информационной прозрачности и репутационной непорочности представителям старой гвардии, успевшим накуролесить в дореволюционное лихолетье, остается лишь признавать свои грешки, потрясая сертификатами о работе над ошибками. Как сделал Джеймс Франко, подтвердивший обвинения в связи со студентками и отправившийся лечить свою сексуальную зависимость. Иначе выпасть ему из обоймы, уступив место новому поколению артистов, символом которого можно смело считать Тимоти Шаламе - талантливого, симпатичного, вежливого конформиста без вредных привычек, готового по первому свистку оправдываться за работу с Вуди Алленом, отказываться от гонораров в пользу благотворительности и давать клятвенные обещания никогда больше так не спотыкаться. Кажется, господства именно такого поколения всем удобных «людей без острых углов» и опасается режиссер Константин Богомолов, написавший пространный манифест о Новом этическом Рейхе и карательных методах перевоспитания «сложного человека».

Стоит отметить, что обратной стороной культурной люстрации стала реабилитация женщин, затравленных некогда прессой и обществом с молчаливого одобрения власть имущих - будь то начальство или члены их собственной семьи. От скучной, но в каком-то смысле необходимой попытки сделать из Моники Левински гораздо больше, чем коротенький анекдот про оральный секс с президентом в новом сезоне «Американской истории преступлений». До судьбоносного движения по освобождению Бритни Спирс от опеки ее жадного отца. Увенчалось это направление выходом неожиданного визионерского байопика принцессы Дианы «Спенсер», перекликающегося с заявлениями ее невестки Меган Маркл о пагубной для психики атмосфере, царящей в Букингемском дворце.

В непосредственной связи с культурой отмены стоит тренд на ревизию классики, который в свете политизации гендера в 2021 году вышел на новый виток развития. Благодаря движению MeToo общество в последние годы переживает перенастройку оптики на женскую точку зрения, которая должна разбавить доминирующий десятилетиями мейнсплейнинг и мужской взгляд. В кино это выражается не только в спросе на оригинальные истории с сильными женскими характерами, но и в механической замене мужских персонажей женскими. Пол уже успели сменить друзья Оушена, охотники за привидениями, Доктор Кто, Ватсон и Мориарти, а на очереди - Джеймс Бонд. Критики этой тенденции резонно замечают, что никакой самостоятельности женскому нарративу она не добавляет. Все это напоминает, скорее, соревнование, в котором женщинам предлагается доказывать, что они «тоже могут», и не создать, а повторить «не хуже мужчин». С точки зрения индустрии все это и вовсе выглядит, как экономная попытка вписаться в крутые повороты женской революции на прогорклом топливе проверенной временем классики. С выходом новой «Матрицы» можно было бы сформулировать иначе: принадлежавшие мужчинам истории на ходу переписываются - под победительниц.

За кадром этой игры в переодевания бушуют информационная война, личные разногласия и покушение на творческое наследие опальных кумиров. Авторы обвинительного «документального» сериала «Аллен против Фэрроу» беспардонно вербуют зрителей в свидетелей, навязывая им новую трактовку фильмов режиссера, который десятилетиями якобы пропагандировал в своем кино педофилию. Используя этот аргумент как косвенное доказательство вины Аллена в растлении приемной дочери, Миа Фэрроу сознательно запускает дискуссию о том, что нам давно пора «отменить» не только Аллена, но и его фильмографию. А прогрессивные кинокритики подхватывают эту идею, предлагая зрителям утешаться тем, что на свете есть вещи и поважнее хорошего кино, на котором они выросли.

Можно, а порой даже нужно стаскивать с пьедесталов заслуженных преступников и тиранов, дискутировать, рефлексировать и переосмыслять прошлое. Но как показывает практика, за каждым актом разоблачения очередного кумира следует всплеск спроса на его интеллектуальную собственность, а вовсе не принципиальный отказ от нее. После выхода фильма о повзрослевших мальчиках, которых растлил когда-то Майкл Джексон, несколько радиостанций отказались от музыки покойного, но благодаря стриминговым сервисам продажи все равно заметно выросли. Мрачная трансформация личности Эдуарда Успенского и его семейная драма, в которой было место жестокому обращению с дочерью, могут быть препятствием к учреждению премии в его честь, но совершенно не касаются его творческого наследия (которое, в конце концов, стало коллективным благодаря труду большого количества художников-мультипликаторов). Можно сколько угодно чихвостить Роулинг за трансфобию и не звать ее в капустник по случаю 20-летнего юбилея первого фильма о Поттере - это никак не скажется на ее благосостоянии, пока она производит «качественный контент», за который читатели и зрители голосуют рублем. Голословные воззвания к совести не работают, а на создание новой, идеологически выверенной классики даже сегодня нужно какое-то количество времени.

Женя Шабынина.

Культура отмены, зомби-апокалипсис и дети пандемии: Тренды и страхи 2021 года

Культура отмены, зомби-апокалипсис и дети пандемии: Тренды и страхи 2021 года

Культура отмены, зомби-апокалипсис и дети пандемии: Тренды и страхи 2021 года

Культура отмены, зомби-апокалипсис и дети пандемии: Тренды и страхи 2021 года

Культура отмены, зомби-апокалипсис и дети пандемии: Тренды и страхи 2021 года

Культура отмены, зомби-апокалипсис и дети пандемии: Тренды и страхи 2021 года

Культура отмены, зомби-апокалипсис и дети пандемии: Тренды и страхи 2021 года

Культура отмены, зомби-апокалипсис и дети пандемии: Тренды и страхи 2021 года

Культура отмены, зомби-апокалипсис и дети пандемии: Тренды и страхи 2021 года

Культура отмены, зомби-апокалипсис и дети пандемии: Тренды и страхи 2021 года

Культура отмены, зомби-апокалипсис и дети пандемии: Тренды и страхи 2021 года

Белый дом Карантин Лето США


Переваги суцільних купальників перед роздільними

Переваги суцільних купальників перед роздільними

Літо вже на носі, тож питання вибору купальника стає все актуальнішим. Хочу поділитися з вами своїми спостереженнями і розповісти, чому ж суцільні купальники часто виграють у битві з роздільними. У цій статті ми розглянемо основні переваги суцільних...

сегодня 16:43

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх