Новости и события » Общество » Поэт Станислав Минаков: Никаких Монако из Севастополя устраивать не надо!

Поэт Станислав Минаков: Никаких Монако из Севастополя устраивать не надо!

Поэт Станислав Минаков: Никаких Монако из Севастополя устраивать не надо!

Журналист Александр Чаленко записал интервью с русским литератором Станиславом Минаковым из Харькова, вынужденным после госпереворота в Киеве эмигрировать в Российскую Федерацию. Минаков рассуждает о значении города русской морской славы Севастополя для русской культуры.

Александр Чаленко: Чем лично для тебя является Севастополь? Когда ты в нем впервые побывал? Станислав Минаков: Возвращение Севастополя и Крыма в русское лоно из антирусского "проекта Украина" я воспринял как личное счастливое событие, с большим эмоциональным подъемом. Ждал и логичного продолжения.

Город-герой Севастополь, с его греческим названием, является для меня ровно тем же, что и для любого русского человека, - городом русской воинской, морской славы, где каждая пядь земли омыта кровью наших героев, участников всех войн Империи.

Кстати, Крымскую войну 1854-1856-го называли предтечей Первой Мировой, даже репетицией ее. Тут и плеяда героических имен наших флотоводцев, и рядовых, к примеру, Георгиевский кавалер матрос Кошка, крепостной крестьянин-малоросс, уроженец села Ометинцы Подольской губернии (ныне Винничина).

Это и святитель Иннокентий Херсонский, здешний епископ, героически проявивший себя, как и другие наши батюшки, при обороне Севастополя в той войне. В духовном смысле - это и изначальная колыбель русского Православия, Херсонес, место крещения святого равноапостольного князя Владимира, внука святой равноапостольной княгини Ольги, которая крестилась в Константинополе и, можно сказать, сделала Руси византийскую прививку.

Я люблю бывать и на территории древнего Херсонеса, и у мыса Фиолент, в Свято-Георгиевском монастыре, где побывал Пушкин, высаживался с корабля.

Не забудем также, что, по преданию, именно отсюда святой апостол, «наш Апостол Андрей Первозванный» (есть у меня такая строка) пошел две тысячи лет назад по землям, которые потом назовутся Русью - на Днепр, на Волхов и Ладогу, на Валаам.

Александр Чаленко: Расскажи об интересных моментах своих приездов туда: с кем общался, куда ходил. Станислав Минаков: Впервые я попал в Севастополь лет двадцать назад, в середине 1990-х. У нас возникло обыкновение на майские праздники ездить с маленькими и немаленькими детьми и друзьями большими группами в Крым, ходить короткими походами по этой древней и всегда живой красоте. Попадали не раз в поле нашей приязни и плато Мангуп, и Ялтинская яйла, и Черная речка. Вот с последней мы и вышли однажды в Севастополь, где искупались в море у Херсонеса, сходили с детворой на экскурсию. С тех пор доводилось мне бывать в Севастополе и окрестностях несколько раз, в связи с литературными мероприятиями, всякий раз связанными с днем рождения Пушкина. Давненько уже меня туда не звали.

Александр Чаленко: Почему русские писатели и поэты игнорировали Севастополь, выбирая местом жительства то ли Ялту, то ли Коктебель? Даже Сергеев-Ценский, автор "Севастопольской страды", и тот выбрал местом жительства Алушту. Почему Севастополь у них попал в игнор? Станислав Минаков: Если говорить о Ялте, то она ж расположена совсем рядышком с Севастополем. Но вообще - Ялточка-Ливадия-Ореанда-Алупка, Гурзуф-Партенит - это отдельный, я бы сказал, «царский рай» на Южном берегу Крыма, в субтропиках. А Коктебель, Феодосия, Керчь - совсем другое, Восточный Крым, там иной характер природы, киммерийский.

Привязка культурной публики к Коктебелю понятна - Максимилиан Волошин, «гений места», заложил там сто лет назад, на пустом месте, традицию притекания литераторов и художников. В недавнее время эта традиция была возобновлена Волошинским поэтическим фестивалем; прошло уже, если не ошибаюсь, тринадцать форумов, всегда в сентябре.

Поэт из Черкасс Елена Буевич написала чудесное стихотворение «Вспомни Алушту, с улыбкою странною...». Алушточку тоже нельзя не любить, как и Гурзуфчик. Крым весь просто пронизан русской культурой, это такая волшебная оболочка здешних древних культур. Потому и русские произведения культуры - строения, стихи, картины, сады-парки - имеют особое выражение лица, дорогого всем нам.

Александр Чаленко: Стал ли, по-твоему, сейчас Севастополь модным городом в России? Станислав Минаков: Не знаю, что такое «модный город», и нужно ли им становиться. Я не могу назвать модным древний и небольшой Псков, например, или древние города и городки Владимирщины и Ярославщины, а также Тамбов или Рязань, но тяга к ним у русских людей неистребима, желание приехать, прикоснуться к исконной Руси, в качестве или туриста, или отдыхающего душой, или паломника. В Крым, Севастополь русские материковые люди пока что не очень-то вернулись, мне думается. Инерция последней четверти века отчасти действует: подзабыли. Ну и пока Новороссия остается под неонацистским оккупантом, доступ в Крым отчасти затруднен. С одной стороны, русские из Крыма и Севастополя и не уходили никогда, а с другой, процесс возвращения активный - идет.

Александр Чаленко: Хочет ли в Севастополе жить русская богема? Станислав Минаков: Что касается богемы, то ее чаяния и намерения меня не интересуют вовсе, о богемных позывах мне ничего не известно. Из неких сред слышны болотные реплики в духе «Крым не наш, мы больше туда не поедем». Ну, как говорится, будет воздух чище.

Александр Чаленко: Нет ли идей устраивать в городе поэтические состязания? Станислав Минаков: О грядущих поэтических мероприятиях в Севастополе мне неизвестно, это надо спросить севастопольцев. Там был и мощный бардовский фестиваль, и кинофестиваль, полагаю, эти тенденции будут нарастать. За истекший год вышло и в Москве, и в Питере несколько интересных крупных поэтических антологий, посвященных Крыму. Крым в русской поэзии - особая, многотомная тема. Севастополь, полагаю, там тоже имеет место.

Александр Чаленко: Уверен, что если бы поэту заказали бы стихи о Севастополе, то это были бы какие-то патриотически-барабанные стихи, но мой опыт пребывания в Севастополе, прогулки по нему заставили меня увидеть в нем романтический Белый город. А твоя поэтическая муза как воспринимает город русских моряков? Станислав Минаков: Стихи могут быть разными. У меня много стихов о Крыме, но вот собственно в связи с Севастополем ничего мной не писалось кроме статей. Это не от нас зависит. Однако по аллейке, где гуляла девушкой Аня Горенко (Ахматова), приходилось хаживать. И на тот же пляжик, где она купалась. Я там жил недалеко несколько дней в пансионате на берегу, во время проведения одного из июньских форумов, посвященных русской литературе. К слову: патриотические стихи не обязательно барабанны. Грандиозная песня Б. Мокроусова на стихи А. Жарова «Заветный камень», в которой «последний матрос Севастополь покинул, уходит он с волнами споря», что нам в новейшие времена проникновенно, до слез и мурашек, исполнили и Л. Гурченко, и Д. Хворостовский, - вовсе без барабанного боя. И любимая песнь - музыка В. Мурадели на слова П. Градова - «Легендарный Севастополь», хоть и является пафосным маршем, но это не трескучесть, а сущностная духоподъемность. Вот я сказал про слезы и мурашки - пожалуй, тут ключевой код отношения любого русского человека к нашему родному Севастополю.

Александр Чаленко: Некоторые в Севастополе считают, что город, как и прежде должен оставаться базой Черноморского флота, а другие считают, что милитаризм - это прошлое, а город должен стать Монако. А тебе, твоему поэтическому сердцу, какая концепция милее? Станислав Минаков: Базой ЧФ Севастополь был и останется, а как без этого! Неизбывны слова «Заветного камня»: «Взойдет на утес черноморский матрос, /Что Родине новую славу принес./ И в мирной дали/ Пройдут корабли /Под солнцем родимой земли!». Останется и после того, как Болгария и Константинополь войдут в состав Российской Федерации. (смеется) Ну, или в Таможенный союз. (смеется) Или просто - отпадут от НАТО. Мы же и на морской базе должны всегда «держать порох сухим», памятуя о высказывании Государя Александра III о двух союзниках России - армии и флоте.

И никаких, памаш, «Монако»! Наши денежные мешки для декаданса, разлаганса и щекотания нервов пусть летают в Монако, или где они себе нынче выдумали игорную территорию. Нечего святое место превращать в точку распада и растления! «Тот камень заветный и ночью, и днем Матросское сердце сжигает огнем. Пусть свято хранит Мой камень-гранит - Он русскою кровью омыт».

Поэт Станислав Минаков: Никаких Монако из Севастополя устраивать не надо!

Поэт Станислав Минаков: Никаких Монако из Севастополя устраивать не надо!

Поэт Станислав Минаков: Никаких Монако из Севастополя устраивать не надо!

Поэт Станислав Минаков: Никаких Монако из Севастополя устраивать не надо!

Поэт Станислав Минаков: Никаких Монако из Севастополя устраивать не надо!

Поэт Станислав Минаков: Никаких Монако из Севастополя устраивать не надо!

Белый дом Черное море


Как правильно подобрать офисное кресло для долгой работы за...

Как правильно подобрать офисное кресло для долгой работы за компьютером

Сотрудники в офисе проводят значительную часть своего времени за компьютером. В среднем, при 42-часовой рабочей неделе это составляет более 1500 часов перед монитором за год. Для того чтобы обеспечить комфорт и эффективность выполнения рабочих задач, важно...

сегодня 13:02

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх