Новости и события » Общество » За что мы воюем? (окончание)

За что мы воюем? (окончание)

За что мы воюем? (окончание)

В прошлой статьей речь шла об особенностях формирования культуры на Донбассе. Было подчеркнуто, что при всем многообразии и разноликости - культуре Донбасса присущи общеукраинские черты, которые формировались на основе традиций и быта переселенцев со всех регионов нашей страны. В данной статье мы поговорим более конкретно об этих чертах.

Первой характерной чертой Донбасса является его язык. Да, сейчас в этом регионе многие говорят на русском языке, но не на "чистом", а с примесью. Все это следствие того, что когда-то, во время заселения этих территорий, язык на Донбассе имел свою особую специфику развития. Называется он слобожанским диалектом украинского языка - одним из новейших диалектов юго-восточного наречия украинского языка, который получил распространение в юго-восточных районах Сумской и Харьковской областей, северных районах Луганской области, а также на приграничных территориях России.

Сформировался в целом в XVI-XVII веках в результате взаимодействия и дальнейшего развития носителей, главным образом, среднеподнепровских, восточнополесских и южнорусских говоров, структурная связь с которыми прослеживается до сих пор. Также стоит отметить, что носители этого языка были выходцами из Украины. До того, как Донбасс превратился в индустриальный край, когда начали создаваться такие большие города, как Луганск, Донецк, Мариуполь и другие - здесь было множество сел, в которых слышался этот типичный для Донбасса говор, в простонародье - "суржик", до сих пор распространенный в украинском селе восточной Украины.

Таким образом, неизбежным стал процесс интерференции русского и украинского языков (последствие влияния одного языка на другой, изменение одного языка под влиянием другого), в результате чего появился так называемый слобожанский говор и степной диалект. Украинские истоки формирования культуры на Донбассе подчеркивает и одежда. Наш край является регионом, в котором постоянно происходили сложные этнические процессы при формировании состава населения. Исторически сложилось так, что на нашей территории проживало много народов: украинцы, русские, сербы, татары, греки, армяне, грузины и другие. В нашем регионе во второй половине XIX-го начале XX-го столетия сложилось четыре группы населения: крестьяне, мещане, дворянство и интеллигенция. В одежде "модников" любого сословия обязательно присутствовали национальные украинские мотивы.

Рубашки носили в основном полтавского типа, которые называли украинками, или малороссками. Одежду украшали вышивкой и красными лентами. Кроме традиционных плахт (украинская юбка с разрезами), распространенными были юбки- шарафаны, которые подпоясывали красным поясом.

Верхней одеждой зимой были крытые кожушанки (дубленки), сделанные из овчины.

Обязательным атрибутом было наличие головного убора. Это были цветные платки и пидшальники (маленький расшитый цветастый платок), с кромками или бахромой. Девушки носили венки и ленты. Замужние женщины носили очипок (головной убор, из-под которого не должен был выглядывать ни один волос).

Обувь для богатых - это цветные сапоги "бархатцы", позже - высокие шнурованные ботинки. Бедные женщины носили кожаные лапти "коты". Не забывали и об аксессуарах, таких, как намисто (бусы) из красных кораллов. Чем больше нитей в бусах, тем выше общественное

положение их обладательницы. Любили носить бусы из дукатов (монеток) и сережки. Стоит отметить, что все эти наряды имеют общие украинские корни и украшались они различными орнаментами, присущими различным регионам нашей страны.

Две культурные сферы, описанные в данной статье, являются лишь небольшой частью нашей национальной культуры. Обо всем ее многообразии можно говорить бесконечно, но отметить хочется главное: культура и традиции нашего региона формировались на основе общеукраинских черт. Одновременно с этим происходил процесс ассимиляции мультикультурных общностей. Даже большевики, понимая всю важность для населения соблюдения украинских культурных традиций, в 20-х годах XX столетия начали проводить украинизацию на территории всей Украины, в том числе и на Донбассе, для повышения своего авторитета среди населения. Выходит так, что даже большевики воспринимали данный регион неотъемлемой частью Украины, внедряя программу украинизации в наш полиэтнический регион, преследуя при этом свои цели. Получается, что не только великий политик XX столетия Уинстон Черчилль понимал всю важность развития культуры для своей нации, - те же большевики открывали украиноязычные школы, ликбезы, где наряду с обучением украинской грамоте, пропагандировали большевистские идеи на Донбассе. Все эти исторические факты сводятся к тому, что каждое государство, которое хочет выжить в этом мире, сохранить свое материальное благополучие, должно развивать и поддерживать свою национальную культуру, ибо без этого теряется всякий смысл строительства сильного государства.

Марк Левицкий, "Трибун"


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх