Новости и события » Общество » В Украине сейчас взрыв документального кино

В Украине сейчас взрыв документального кино

В Украине сейчас взрыв документального кино

Влащенко: Что сегодня происходит с украинским кино расскажет нам сегодня украинский режиссер, педагог, преподаватель, вдохновитель и организатор фестиваля "Открытая ночь" Михаил Ильенко., Михаил Герасимович. Как вы думаете, почему украинской власти последние 25 лет совсем было не до кино? Ильенко: К сожалению, слово культура очень редко звучит в зале ВР. Это - серьезное ранение для общества. Это - ампутация очень важной части. Анализировать можно долго, но лучше - спасать. Мои коллеги и я, каждый что-то делает для того, чтобы свое вложить. Сейчас очень много людей просто берут камеру, не ждут государство, и кто идет на фронт, кто еще что-то- сейчас взрыв документального кино. На фестивале "Открытая ночь" есть фильмы, которые снимаются видеорегистраторами автомобильными, и очень хорошие фильмы.

- Почему в жюри вашего фестиваля много народных депутатов, и почему вы решили именно их привлечь к работе?

- Когда мы перед экраном - как-то незаметно и решительно меняются статусы, ведь мы все зрители. Если фильм сделан хорошо, то мы солидарно улыбаемся. Я пригласил в жюри Корчинскую, Княжицкого, Соболева, Кошулинского. И я хотел бы их поблагодарить.

- Не было ли у вас тайной мысли, что когда народные депутаты посидят в жюри, они проникнутся мыслью, что кино нужно помочь?

- У нас очень демократичный фестиваль. Наша команда не предлагает какого-то гурманского блюда. Я очень хочу, чтобы этот фестиваль открывал окно к зрителю, на хорошем творческом, профессиональном уровне. Я членам жюри объяснял, что у нас очень большая дистанция между культурой и политикой. И в том числе между кино и политикой Я хотел бы, чтобы на какие-то полшага эта дистанция благодаря этому сократилась. Чтобы они посмотрели на этих молодых, на их фильмы. У нас же, в основном, молодые дебютанты. Самая энергичная часть нашего кинокруга. Хотелось, чтобы во время работы жюри какие-то моменты прозвучали, очень важные для того, чтобы кино жило.

- О чем люди сегодня снимают кино?

- Сейчас просто идет взрыв документального кино. Оно вышло на очень драматический, серьезный уровень. Не гурманский. Я ничего не имею против серьезных фестивалей, где, действительно, собираются гурманы. А у нас сейчас война. Хочется какого-то ясного, простого, честного разговора. Очень много молодых на это откликнулось. Работают над игровым кино. У меня сейчас дипломники - но и там они ищут какой-то актуальности. Это, очевидно, преобразовалось в потребность. Для чего сегодня снимать кино, если оно не ведет к победе?

- Не было ли поспешным назначение Филиппа Ильенко на должность председателя Госкино, исходя из того, что произошло за эти два года?

- Мы родственники. И в свое время этот вопрос так больно коснулся меня, что я написал заявление и вышел из союза, потому что нас начали обвинять в разном. Сейчас эти обвинения остались позади. Филипп - очень хороший юрист. Я, как брат Юры, могу сказать, что жить в его силовом поле и быть на дистанции от этих вопросов - невозможно. Филипп - очень хорошо в контексте этого всего. Именно благодаря Филиппу мне удалось снять половину фильма "Толока".

- Как почувствовал украинский кинематограф его присутствие на этом посту?

- "Госкино" Украины - это не тот орган, который может формировать все вопросы. Это, в конце концов, исполнительный орган. Он должен работать честно, прозрачно, четко. И этим занимается Филипп. Насколько я знаю - его никто не упрекает в чем-то. Ему удается не убегать от очень острых вопросов. В частности вопрос с российской продукцией - у него абсолютно принципиальная позиция, которая освобождает нас от обязанности покупать чужое кино и дает возможность переключиться на производство собственного. Сейчас телевизионные каналы находятся в хорошем рабочем контакте с "Госкино". В этом году у "Госкино", благодаря государству, больше финансирования. Часть этого финансирования, если правильно поставить работу, может закрыть дефицит экранного продукта. Это очень сложный узел проблем, и насколько я могу судить - Филипп в нем разбирается. Я знаю, по отзывам коллег, которым я доверяю, что пока негативного отношения к нему нет. В принципе, он, как юрист, пытается четко задать все вопросы и разложить на свои полки.

- Мы сняли пять фильмов в год, и все. А чем мы занимаемся? Ездим в Канны для того, чтобы там праздничный ужин организовывать?

- Не праздничный ужин, а туда поехала очень большая команда молодых, которая имела возможность показаться на кинорынке. Я не могу сказать, что результат был очень заметен, но без того, чтобы "Госкино" формировало эту историю - нельзя. Они устраивают недели украинского кино в разных странах, ездят на влиятельные фестивали. Это работа, которой в такой форме не было раньше.

- Мне кажется, что сегодня надо заниматься изменением системы украинского кино.

- Возможно, именно для этого я сделал такой шаг - пригласил в жюри фестиваля политиков. Потому все попытки, все инициативы пробить нужные законы - они пока что... Мой брат, Юрий Ильенко, с помощью Филиппа, собрал пакет законов на международном уровне. Когда этот пакет уже был готов, Юрия Герасимовича сняли с должности председателя "Госкино", потому что этот пакет начал перекладывать деньги, привычные потоки. А это было просто краденое кино - чемоданами возили кассеты и показывали в видеосалонах. Как только Юрий положил этот пакет законов, Кучма своим указом уволил его. Сделать этот ход очень трудно - и пока его не сделали.

- Очень много в последние годы говорили о коррупции в украинском кино. Откаты в кино - это была обычная вещь. Эта система дальше продолжается?

- Когда мы запускали фильм "Толока", об этом даже речи не было. Это запускал Филипп Ильенко. Все фильмы, которые мне пришлось снимать - я на эти условия не шел. А другие шли. Там есть еще один момент. Не часто я встречаю взаимопонимание, что для того, чтобы нам решить комплекс проблем, нам надо, чтобы нас так полюбил зритель, чтобы он выламывал двери в кинотеатры. Вот сейчас приходят фильмы на фестиваль "Открытая ночь". Половина из них четко сориентированы по всем признакам либо на западного продюсера, или на российского продюсера. Никто не думает о том, чтобы завтра зритель пришел в кинотеатр и попросил: "Что хотите делайте, но покажите мне этот фильм". А у нас до сих пор такой "зеленой улицы" нет. Я знаю, что занимался этим Юра, занимается Филипп, есть инициативы снизу, со стороны авторов.

- Вы много лет педагог на кинофакультете. Вы учите снимать кино, работаете с акт рами. Может ли наш кинообразование сравниться с западн? Это европейский уровень - есть проблемы?

- У нас, вообще, вся сфера, кинематографическая, под серьезным ударом. Проблем очень много. Если мы можем говорить о победе нашего кинематографа - то это победы молодых, студентов. И победы настолько убедительны, что не каждая страна может таким похвастаться. И я очень горжусь, что многие из этих побед связаны со студентами, выпускниками нашего института. Проблем страшная куча, но сейчас происходит странная ситуация - если раньше, когда я учился, мне надо было подписать сценарий, и если его запускали, то это был такой контроль... Сейчас - собирается группа, и у этого камера, у этого звук, компьютер, и они снимают фильмы.

Из-з а появления цифровых технологий подешевел процесс?

- Конечно. Стало доступно. Этот момент свободы определяет очень много.

- Ваш вопрос?

- Существует такая формула: "Россия там, где русский язык". Пока существует эта формула - мы находимся в зоне риска, потому что эта формула означает границы "русского мира". А потом приходят "зеленые человечки". Решать эту проблему нам придется. Как вы считаете, какие вообще способы избавиться от этого риска?

- Только технические причины являются причиной того, что часть программ я веду на русском языке. В этом абсолютно никакой идеологии. Мы все вышли из двуязычной страны. Но я счи, что если у нас есть прекрасные поэты, писатели, журналисты, которые говорят русско языке, но есть настоящими украинцами, патриотами, то мы должны уважать этих людей. Только эволюционным путем, постепенно эта ситуация будет меняться. Спасибо вам. 112.ua


Дмитрий Шепелев подшутил над Бузовой

Дмитрий Шепелев подшутил над Бузовой

На днях в Санкт-Петербурге Дмитрий Шепелев презентовал свою книгу о Жанне Фриске. В рамках интервью шоумен позволил колкость в адрес писательского творчества Ольги Бузовой. «Парк культуры и чтения Буквовед» в Петербурге стал новой площадкой для подробнее ...

загрузка...

 

Вверх