Новости и события » Культура » " Художник никому ничего не обязан"

" Художник никому ничего не обязан"

" Художник никому ничего не обязан"

Куратор Кристина Краснянская рассказала TrendSpace о новой выставке Алексея Морозова и состоянии современного искусства в России за рубежом.

9 февраля в Московском музее современного искусства открылась выставка Алексея Морозова Pontifex Maximus, ставшая продолжением проекта, показанного на 6-й Московской биеннале современного искусства в 2015 году. Кураторами экспозиции выступили Кристина Краснянская и Алессандро Романини.

Мы поговорили с Кристиной о пути художника, состоянии современного искусства и тенденциях на арт-рынке в России, на Западе и в Азии.

Алексей Морозов представил тотальную site-specific-инсталляцию Pontifex Maximus, в которой художник рассуждает о бытии на примере мостостроительства, сочетающего в себе архитектуру, скульптуру и инженерное дело. Как вы считаете, обязан ли современный художник работать на стыке разных искусств, чтобы быть успешным, или чистые жанры по-прежнему популярны?

Во-первых, я считаю, что художник никому ничего не должен, кроме как самому себе. Именно на него ложится самая сложная задача - вести диалог с социумом, со зрителями, достучаться до них через свое искусство, поднять актуальные для общества темы и получить реакцию, не оставить равнодушным.

Причем настоящий художник не должен стараться угодить и понравиться, он должен быть честным прежде всего перед самим собой и не изменять тому пути, который он выбрал. С другой стороны, мир меняется динамично и разносторонне: геополитически, географически, экономически. Сегодня мир находится в стадии реконструкции. Система жизни меняется, система мироустройства подвижна. И триединство искусств - очень актуальная тема, отвечающая сегодняшнему дню.

В своем проекте Pontifex Maximus Алексей Морозов как раз раскрывает тему, связанную с соединением архитектуры и скульптуры. Для него реконструкция моста есть реконструкция мира. Мне лично, как куратору, кажется крайне важным наблюдательный взгляд и философское осмысление художником тех процессов, которые происходят в мировой системе координат.

Морозов - очень чистый в жанровом плане художник, взявший очень серьезную планку: сохранение академической традиции, референс к классической скульптуре и присоединение актуального с серьезной философской идеей контекста. Его не кидает из стороны в сторону, он верен себе, все его искусство, его образы и герои являются частью глобальной арт-инсталляции, которая представляет некое единое целое.

Есть ли отличия в жанровых предпочтениях у клиентов в России, на Западе и в Азии? Как вы думаете, чем вызваны эти различия?

На арт-рынке существуют тренды. Они меняются. Не секрет, что есть такое понятие, как "искусство этнического рынка". Это означает, что прежде всего коллекционеры предпочитают собирать свое искусство, которое им близко и понятно, которое связано с ними культурно и исторически: русские - русское, американцы - американское, китайцы - китайское, итальянцы - итальянское...

Хотя, конечно, отдельные художники выходят на мировой уровень, ими начинают заниматься международные галереи, их приобретают коллекционеры со всего мира. Они интегрируются в мировой контекст.

Так было с французскими импрессионистами, рынок на которых стабильно рос до 1992 года благодаря японцам, пока не случился кризис. Все самые серьезные публичные приобретения были сделаны для коллекций в Японии. Так происходило с современным китайским искусством, есть художники русского происхождения, которые востребованы коллекционерами во всем мире (В. Кандинский, М. Шагал, А. Явленский, К. Малевич, Х. Сутин и т. д.).

История искусства циклична, как и его рынок. Например, последнее время вновь растет интерес к старым мастерам, формализм снова востребован. И в то же время в США уже несколько лет сохраняется мода на минимализм. Среди работ современных художников легко угадываются отсылки к русским авангардистам.

Как вы считаете, какие русские художники и тематики наиболее популярны у зарубежных коллекционеров?

Безусловно, русский авангард! Это самое известное, понятное и востребованное направление у западных коллекционеров. Эти художники находятся далеко за пределами этнического рынка, это то, что нас прославляет уже много десятилетий за пределами России, как и русский балет.

Еще, как ни странно, агитационное советское искусство. Американские коллекционеры еще со времен перестройки с удовольствием приобретали такие предметы и сейчас являются обладателями больших и зачастую редких собраний. Плюс конструктивистские вещи (конструктивизм как позднее направление авангарда в архитектуре и дизайне) тоже известны на Западе благодаря выставкам в мировых музеях.

Что делает художника коммерчески успешным?

Я думаю, сложно ответить однозначно. Талант! Ну и правильно сложившиеся обстоятельства, профессиональные галеристы и удача, безусловно.

А если серьезно, когда-то американские арт-мейкеры мне ответили очень просто на вопрос: "Что нужно, чтобы художник попал в мировой арт-контекст?" Ответ был таков: "Он не должен быть слишком политизированным и слишком этническим". Вот такой рецепт.

Куда сейчас движется современное искусство? Есть ли какие-то особенности российского рынка?

С российским рынком всегда очень сложно. У нас мало игроков, заинтересованных в долгосрочном и поступательном развитии художников, их интегрировании в международный контекст. Одним из очень вдохновляющих и радостных событий стал дар коллекции русского современного искусства Ольги Свибловой вместе с коллекционерами, меценатами и художниками Музею Помпиду.

В современном искусстве, в принципе, все не так сложно. Современные художники, как правило, развивают постмодернистские направления, появившиеся во второй половине ХХ века. В России самым активно развивающимся направлением является московский неоконцептуализм.

Каких начинающих художников вы можете выделить?

Не знаю, как насчет начинающих, Emerging art - не совсем мое поле, а вот среди современных и уже так называемых established artists мне очень нравится то, что делают Кошляков, Брускин, Морозов, Чернышова и Гутов.

Как современные технологии влияют на эволюцию изобразительного искусства во всем мире? Связан ли этот тренд с привлечением молодой аудитории?

Безусловно, связан. И дело в том, что мир меняется, амплитуда скоростей все нарастает, сегодня информация мгновенно доставляется, преодолевая тысячи километров за секунду. Появляются новые, современные медиа, а современный художник должен реагировать на то, что происходит, быть on the same page, как говорят американцы, со своей аудиторией.

Мы стали пленниками сетей, о чем очень четко говорится на выставке Морозова, где архитектурные элементы, используемые как пьедесталы в виде сетки с камнями внутри, становятся продолжением скульптуры. Это как раз олицетворение сетей, которые прочно оплели нас, а мы, те самые камушки, стали их пленниками.

Сегодня, наверное, существуют уже все медиасредства, которые было возможно изобрести: живопись, графика, скульптура, контррельеф, коллаж, фотография, видео, перформанс, digital art. Художникам и проще, и намного сложнее одновременно. В нашей выставке на этот раз впервые появилось авторское арт-видео. Оно стало логичным продолжением, смысловым акцентом, придало выставке ощущение динамики и законченности.

Алексей Морозов изучал классическую скульптуру. Как бы вы сейчас описали его стиль?

Морозов занимается современным искусством. Ведь, по сути, на протяжении 500 лет у художников всегда было всего два средства для самовыражения - форма и содержание. И все это время художники экспериментировали, пройдя все варианты комбинаций. Сегодня, когда уже и все формы за ХХ век были выявлены, и все комбинации форма/контент пройдены, художнику непросто сказать свое слово в искусстве.

Я считаю, что Алексею Морозову удалось найти свой стиль, свою нишу. Его искусство - это интеллектуальное искусство, не стремящееся эпатировать и срывать сиюминутную эмоцию. Классическая форма - это поверхностно считываемый месседж. Концептуальная часть его искусства заставляет зрителя погрузиться в философию, историю, социологию, а иногда даже служит поводом что-то прочесть или узнать. Это искусство с глубокой идеей и очень интересными перекрестными ссылками, при этом затрагивающее абсолютно актуальные темы сегодняшнего социума.

Наверное, это искусство, которое заставляет тебя вникать, чтобы понять. Но, на мой взгляд, это и есть одна из миссий искусства - развивать зрителя и заставлять его задуматься об увиденном.

" Художник никому ничего не обязан"

" Художник никому ничего не обязан"

" Художник никому ничего не обязан"

" Художник никому ничего не обязан"

" Художник никому ничего не обязан"

" Художник никому ничего не обязан"

" Художник никому ничего не обязан"

" Художник никому ничего не обязан"

" Художник никому ничего не обязан"

" Художник никому ничего не обязан"

" Художник никому ничего не обязан"

" Художник никому ничего не обязан"


RTX 5080 станет первой видеокартой нового поколения от Nvidia

RTX 5080 станет первой видеокартой нового поколения от Nvidia

Инсайдер Kopite7kimi сообщил, что Nvidia сначала выпустит видеокарту GeForce RTX 5080, а после выйдет более производительная RTX 5090. В случае с RTX 40 все было наоборот, сначала в продаже появился флагман RTX 4090, потом подтянулись решения попроще. Судя...

сегодня 12:35

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх