Военное кино современности
В съемках «Черкасс» принимали участие матросы Очакова. Фото: facebook.com.cherkasyfilm
В ближайшее время на экранах кино появится новое военно-патриотическое кино. Два фильма вот-вот должны выйти на экран: 24 августа, в День Независимости, фильм «Червоний» (бюджет - 20 млн. грн., из которых 10 млн. грн. выделены Госкино) по роману Андрея Кокотюхи о командире УПА Даниле Червоном, организовавшего восстание в сталинском лагере, а 6 декабря, в День ВСУ, состоится премьера ленты Ахтема Сейтаблаева о защитниках Донецкого аэропорта «Киборги» (бюджет - 47 млн. грн., 23,97 млн. грн.- из Госкино). Помимо, в 2018 году ожидаются пять картин военной тематики. Две из них, посвящены событиям 2014г. Первая - военный детектив «Позывной «Бандерас», режиссером которого является тот же, кто и снимал боевик «Червоний» Заза Буадзе (бюджет - 39,3 млн. грн., государство дало 19,6 млн. грн.). Олег Шульга стал главным героем. Он является актером Днепропетровского театра, бывший доброволец в зоне АТО. В роли разведчика Анатолия Саенко (позывной Бандерас), Олег руководит разведывательной группой, которая препятствует организации диверсий и стремится обезвредить российского подрывника Ходокова.
Второй фильм, основанный на реальных событиях - военная драма «Черкассы» (бюджет - 39 млн. грн., госпомощь -17,3 млн. грн.) от режиссера-дебютанта Тимура Ященко. Картина об обороне украинского морского тральщика, заблокированного российскими войсками в бухте Донузлав в марте 2014 года во время аннексии Крыма. В актеры привлекаются школьники, пацанки и страусы.
Экипаж «Черкасс» был единственным из 13 украинских кораблей, кто не спустил государственный флаг до схода последнего своего моряка с борта судна. Консультантом фильма выступил сам капитан «Черкасс». Для достоверности в фильме одну из ролей отдали участнику событий - бывшему матросу тральщика Михаилу Воскобойнику. Сейчас большинство матросов «Черкасс» служат в Очакове, где и снималась лента. Премьера - март 2018 года.
В планах - съемки фильма по бестселлеру «Аэропорт» американского журналиста украинского происхождения Сергея Лойко, который прошел ад Донецкого аэропорта (бюджет - 125 млн. грн., госпомощь - 31,3 млн. грн.). Режиссером станет канадец Стив Уильямс. Фильм планируют снимать на английском языке, дабы обеспечить ему международный прокат. Картина будет создаваться в копродукции: Украина - США - Канада. Поговаривают, что на главную роль приглашен Джордж Клуни.
Одновременно проводятся съемки исторических фильмов. Режиссер Алексей Шапарев, автор чуть ли не единственного на сегодня военно-патриотического сериала «Гвардия», взялся снять военно-историческую драму «Круты 1918. Защита» (бюджет - 52 млн. грн., Госкино выдает 26 млн. грн.), относящееся к 100-летию провозглашения УНР и боя студентов под Крутами. Лента - о подвиге студентов и взаимоотношениях между отцом и сыновьями. Съемки начнутся в ноябре 2017 года.
Бум военных фильмов, совсем не означает то, что общество этого желает. Судя по успеху фильма «Инфоголик», гораздо большим спросом у зрителей пользуются комедии. К сожалению, существует интерес со стороны нашего государства на военно-патриотические фильмы в пропагандистских целях. Их особенность в том, что там все показано в черно-белом свете: эти - хорошие, те - плохие, как говорит кинокритик Андрей Алферов. Но, если картина снята качественно и большим мастером, а также если присутствуют захватывающие спецэффекты, то и пропагандистская лента станет популярной. «Броненосец «Потемкин» Эйзенштейна тоже пропагандистский фильм, сделанный к 20-летнему юбилею революции 1905 года, но режиссер - большой художник и получился шедевр, «переросший» заказ, - продолжает Алферов. - «Щорс», «Земля» Довженко - в этих лентах художественная правда выше пропаганды.
Хочется показать реалии войны на востоке. Есть люди, вернувшиеся оттуда, рассказывают о том, как командиры бросают своих ребят. «Но, скорее всего, будут показывать монохромные драмы, а плоский взгляд не слишком интересен зрителю», - говорит Алферов.
Прогнозируется интерес зрителя к картине Ахтема Сейтаблаева, снявшего «Хайтарму», а также к фильму канадского режиссера Стива Уильямса, известного по ленте «Аэропорт», славящегося своими спецэффектами.
Будем ждать, смотреть и анализировать.