Древним египтянам и китайцам в Берлине устроили очную ставку
Древние китайцы не встречались с древними египтянами, но в культуре этих двух цивилизаций есть на удивление много общего, что демонстрирует выставка в берлинском Новом музее.
Плагиат, кража интеллектуальной собственности, промышленный шпионаж - есть много причин, почему те или иные продукты иногда поразительно похожи друг на друга. Но что если ничего такого не было, а вещи, тем не менее, почти идентичны? Что если два изобретателя вдохновились одной и той же идеей? Например, уздечка: удлиненный мундштук из бронзы с двумя переплетающимися кольцами посредине, так что можно потянуть влево и вправо, чтобы управлять лошадью.
В двух экземплярах это новаторское изобретение на выставке "Китай и Египет. Колыбели мира" в берлинском Новом музее. Одну уздечку смастерили древние египтяне около 1200 года до н. э. Другую - китайцы, чуть позднее. Достоверно известно, ни одна из сторон не могла скопировать это приспособление у другой, потому что эти две цивилизации еще не имели контактов в то время.
Одинаковые решения одинаковых проблем
Купцы и послы в то время преодолевали расстояния в несколько тысяч километров. Но путь в 8000 километров, ведущий из Египта в Китай, в то время был непреодолим. Тем не менее, эти две древнейшие цивилизации демонстрируют удивительное сходство, не только по части организации повседневной жизни и бытовых предметов, но и в культе смерти и религиозных ритуалах есть много совпадений.
"Кто хочет крышу над головой и одежду, которая укрывает от холода и украшает, вероятно, в какой-то момент приходит к одному и тому же решению", - поясняет Фридерике Зейфрид (Friederike Seyfried), один из кураторов экспозиции. Так все народы, в конце концов, изобрели иглу, пробуя рыбьи кости, перья и тонкие кости животных. Аналогичным образом люди давали схожие ответы на абстрактные вопросы о происхождении мира и создавали себе сходные пантеоны богов.
Из Шанхая в Берлин
Почти половину из 250 экспонатов на выставку предоставил Египетский музей в Берлине, директором которого является Фридерике Зейфрид. Другая половина экспонатов поступила из музея в Шанхае, с которым сотрудничает объединение "Государственные музеи Берлина".Многие из представленных на выставке экспонатов в первый раз экспонируются в Европе.
Концепцию этой необычной "очной ставки" двух древних культур на срезе их истории с 4500 года до н. э. вплоть до эпохи античности около 300 года н. э. разрабатывали совместно. Интересной экспозицию делают вопросы, отсылающие к антропологии и истории культуры: как развивалась человеческая культура, какие решения находил человек для возникающих перед ним задач? Ответы и экспонаты представлены не в хронологическом порядке, а по темам: повседневная жизнь, письмо, власть и управление, культ смерти и божественный пантеон.
Отличия в роскоши
Простые жилища в Китае, как показывают на выставке глиняные модели, были очень похожи по своему строению на дома древних египтян. В обеих культурах держали собак в качестве домашних животных. Китайский набор для мытья посуды не сильно отличался от своего египетского аналога: кувшин с ручкой и таз для воды. Другие параллели и совпадения иллюстрируют представленные в музее статуэтки, ювелирные изделия, керамика, косметические препараты и предметы повседневного обихода.
Лишь по орнаментам на бронзовых сосудах можно распознать их происхождение. Китайцы, судя по всему, в совершенстве владели всеми этапами бронзового литья.
В Египте гравировка наносилась уже на готовые изделия. Отличаются эти две культуры и по части используемых материалов, что объясняется доступностью того или иного сырья. Типичные предметы роскоши древних китайцев были из бронзы, а также к ним относились лакированные ларцы. В Египте, где нет лаковых деревьев, роль эксклюзивного материала досталась стеклу, как свидетельствуют, например, более чем 3500-летние флаконы из непрозрачного стекла для хранения масла и парфюмерии.
Для вечности
Погребальные ритуалы древних египтян и китайцев также демонстрируют интересные параллели. Обе цивилизации разработали сложные погребальные обряды и обычаи, как показывают ценный инвентарь из захоронений.
Один из самых впечатляющих экспонатов из Шанхая - погребальный костюм из жада времен династии Западная Хань. Одеяние из 2216 зеленых мерцающих пластин, соединенных серебряной нитью, напоминает кольчугу - своего рода броню для надежной защиты души и тела умерших в загробной жизни. Нефрит для китайцев - это камень бессмертия.
Погребальной кольчуге из нефрита противопоставлены древнеегипетские саркофаги и мумия старше костюма из жада лет так на 700. Матерчатая оболочка, искусно украшенная крылатыми божествами, также должна защищать мумифицированное тело покойного и сохранить его на века.