Первые впечатления от гарнитуры виртуальной реальности PlayStation VR
Одной из основных причин, почему я так сильно хотел попасть на выставку «ИгроМир 2015», стал тот факт, что там впервые в России будет продемонстрирована гарнитура виртуальной реальности PlayStation VR. Притягательность нового гаджета всегда немного дурманит, а учитывая, что я просто не могу пройти мимо нового игрового аксессуара для консоли PlayStation 4, и вовсе сделало мой визит на стенд компании Sony неизбежным. Итак, я тщательно исследовал предмет своего интереса и теперь готов поделиться с вами своими впечатлениями от гарнитуры.
В 2014 году Sony объявила о том, что вступает в гонку по разработке шлемов виртуальной реальности, в которой на тот момент был единственный серьезный игрок – Oculus Rift, а также несколько компаний рангом поменьше. Проект носил кодовое название Project Morpheus, а работали над ним лучшие инженеры японской компании, включая нашего с вами соотечественника Антона Михайлова, который в свое время разработал для Sony контроллеры PlayStation Move, которые позволяли отслеживать движения рук игроков в пространстве при помощи светящихся сфер, гироскопов, акселерометров и видеокамеры. Нужно отметить, что это не первый опыт Sony в области шлемов виртуальной реальности. Еще в 1997 году она выпускала шлем Glasstron, с помощью которого можно было играть в MechWarrior 2, словно ты находишься в кабине гигантского боевого робота. Японская компания, как оказалось, уже около трех лет работала над прототипом новой VR-гарнитуры для своих консолей, и вот, наконец, ей было что показать публике.
Скажу честно: попасть на стенд Sony было непросто даже журналистам. В первый «бизнес-день» выставки доступ к стенду имели лишь привилегированные представители прессы, к коим Sony решила нас не относить. Право фотографировать и тестировать на себе гаджет имели лишь те, кто за долгое время до проведения выставки был внесен в списки первых счастливчиков и пришел в строго оговоренное время. Но мы ведь не лыком шиты, поэтому решили наверстать упущенное в оставшиеся дни «ИгроМира». Уже на следующее утро мы стояли около стенда одними из первых в живой очереди, так как в оставшиеся дни для прессы со стороны Sony никаких поблажек предусмотрено не было. «У нас тут демократия», - заявил один из сотрудников стенда компании. Ну, демократия так демократия.
А очередь к инновационному гаджету, который должен поступить в продажу не раньше весны 2016 года, выстроилась просто гигантская. Мы-то воспользовались своими пропусками и просочились в зал за несколько минут до того, как туда впустили обычных посетителей. Но буквально спустя секунды за нашей спиной выстроилась очередь из нескольких десятков школьников с горящими глазами. Вереница людей продолжала расти с невероятной скоростью. Учитывая, что на стенде Sony было всего три гарнитуры PlayStation VR, а на демонстрацию одной демоверсии уходило порядка пяти минут, вы можете представить, как медленно продвигалась эта очередь. Забегая немного вперед, расскажу вам, что на следующий день мне пришлось героически отстоять в очереди два с половиной часа, чтобы опробовать на себе вторую из представленных демоверсий. Но все эти неудобства определенно того стоили.
Начну свой рассказ с физических ощущений от гарнитуры. Ощущения эти исключительно положительные. Никаких тугих ремней, как в случае с первыми ревизиями Oculus Rift. Здесь все основано на системе раздвижных дужек, как в наушниках, только дужка эта крепится не сверху, а на вашем затылке. Спереди шлем снабжен мягкой подушкой, которая упирается в ваш лоб и равномерно распределяет нагрузку таким образом, чтобы вы не испытывали дискомфорта. Гарнитура очень легкая, так что нельзя сказать, что голова или шея быстро от нее устанут. Крепление удобно раздвигается и подгоняется под диаметр вашей головы. Есть на гарнитуре особая кнопка, которая регулирует расстояние виртуального экрана от ваших глаз. Она расположена справа под «забралом» гарнитуры. Нажав на нее, вы можете свободно отрегулировать положение экрана на свой вкус, просто передвигая экран вперед и назад. Лично я максимально притянул его к своим глазам, чтобы полностью погрузиться в вымышленные миры. Кстати, людям, которые носят очки, не о чем переживать. PlayStation VR предусматривает это и позволит вам оказаться в виртуальной реальности, не снимая очков.
Здесь следует заметить одну небольшую деталь. Когда вы надеваете на себя PlayStation VR, то видите небольшой зазор между гарнитурой и вашим носом внизу, сквозь который пробивается свет снаружи. Поначалу я подумал, что это было сделано для того, им могли воспользоваться граждане с особенно выдающимся шнобелем, но затем понял, что это специальное инженерное решение, служащее совершенно другой цели. Для чего оно нужно? Для того чтобы человек не забывал, что все это не настоящее, а всего лишь плод фантазии программистов и художников. После того, что мы ощутили и увидели на стенде PlayStation VR, эта крошечная «щель», связывающая вас с реальным миром, становится неким спасательным тросом, который успокаивает вас в особенно напряженные моменты игры и не позволяет потерять самообладание.
Гарнитура PlayStation VR не снабжена встроенными наушниками, как Oculus Rift. Поэтому вам придется поверх нее надевать свои собственные наушники. Для консоли PlayStation 4 выпускаются наушники Gold Wireless Stereo Headset с объемным звучанием, которые способны симулировать до 60 виртуальных источников звука. Если не хочется разоряться на фирменные наушники, подойдут любые другие, совместимые с PS4. Вообще, в плане необходимых для работы дополнительных гаджетов PlayStation VR представляет собой целый конструктор. Только представьте: помимо гарнитуры и консоли вам понадобится камера PlayStation Camera, совместимые с консолью наушники, а также контроллеры PlayStation Move, да, те самые, со светящимися сферами. У меня, к счастью, все это в коллекции имеется. Я купил эти аксессуары еще в те времена, когда о виртуальной реальности для PS4 ничего не было известно, так что сейчас бесконечно этому рад. А что делать тем, кто только собирается приобрести себе PlayStation VR? Это серьезный вопрос.
Картинка на внутреннем экране гарнитуры очень качественная. Я сужу о ней на основе своих небольших познаний в области виртуальной реальности. Нет, я не пробовал финальную версию Oculus Rift, которая должна поступить в продажу, но по сравнению с первыми ревизиями гарнитуры Палмера Лаки PlayStation VR в моих глазах выигрывает по качеству картинки. Учитывая, что картинка эта имеет разрешение 960 на 1080 пикселей на один глаз (общее разрешение экрана 1920 на 1080 пикселей), то можно представить себе, что станет, когда в будущем появятся подобные гарнитуры с разрешением 4К и выше. В данный момент очень малое число людей обладают компьютерами, способными выдавать подобное разрешение, так что нам придется запастись терпением. Что же касается консоли PlayStation 4, а именно с нее были запущены все демки на стенде (я лично заглядывал в запертые на замок тумбочки, внутри которых располагалось демонстрационное оборудование), то она вполне успешно справлялась с поставленной перед ней задачей и выдавала необходимое разрешение с частотой обновления 120 кадров в секунду.
Технически гарнитура была значительно подтянута с момента первой демонстрации в 2014 году. Помимо увеличенного разрешения 5,7-дюймового OLED-дисплея и повышенной частоты обновления изображения, которой инженеры Sony добились благодаря уникальной технологии вставки промежуточных кадров, был увеличен угол обзора, который теперь составляет 100 градусов. Скажу честно: краев картинки не видно. Ты видишь виртуальный мир, но боковым зрением не замечаешь его краев, и это просто восхитительное ощущение. Никаких задержек между моими движениями и реакцией виртуальной реальности на них я не заметил. Разработчики утверждают, что добились невероятно низкой задержки – всего 18 миллисекунд. Что ж, у меня нет оснований им не доверять в этом вопросе. Картинка невероятно плавная и реалистичная. Буквально спустя несколько секунд ты начинаешь забывать, что это лишь игра, и растворяешься в виртуальном мире. Наверное, это можно назвать несомненным плюсом новой технологии. Единственное, что пока лично меня смущает – это провода, которые тянутся от консоли к PlayStation VR. Разработчики обещают сделать ее беспроводной в будущем, но вряд ли они успеют избавиться от кабеля к официальному релизу в 2016 году. Хотя кто их знает?
Я начал свое знакомство с PlayStation VR с демоверсии, которую разработала японская студия Capcom, знакомая всем вам своими сериями игр Resident Evil и Street Fighter. Демка называлась The Kitchen и представляла собой пятиминутный хоррор, который чем-то напомнил мне недавний ужастик P.T. от Хидео Кодзимы и Гильермо дель Торо. Меня усадили на стул, дали в руки геймпад DualShock 4 и строго-настрого запретили что-либо нажимать на нем. Поначалу я растерялся, но затем понял, что все это не просто так. Вы обнаруживаете себя связанным посреди темного помещения, напоминающего кухню загородного дома. Слева от вас грязные окна, справа – огромный старый холодильник и полки с посудой. Прямо перед вами стоит штатив с работающей видеокамерой, а на полу в углу лежит тело неизвестного мужчины. Опустив глаза вниз, я обнаружил свои связанные запястья. Теперь мне стало понятно, зачем нужно держать в руках геймпад: так ты располагаешь ладони максимально близко друг к другу, что соответствует их положению в игре. Свою роль сыграл и тот факт, что мой персонаж в игре был одет в такие же джинсы, как и я. Я видел свои ноги сквозь щель внизу гарнитуры и тут же видел их продолжение в виртуальной реальности. Поверьте мне, это многократно добавляет реализма происходящему. Сначала я толкнул и уронил своими руками штатив с камерой, а от грохота очнулся загадочный мужчина, который все это время был без сознания. Он вскочил, схватил какой-то нож и попросил меня приподнять руки, чтобы ему было удобнее разрезать мои путы.