Будущее Украины – федерация, или Новый курс президента Порошенко
Президент Петр Порошенко выступил с инициативой создания национально-территориальной автономии крымских татар в Крыму. Это фактически возвращает в общенациональную повестку вопрос о федерализации Украины, пишет Оксана Пащенко на страницах ресурса Таймер.
Федерализация: новое наполнение
За последние полтора года слово "федерализация" в Украине превратилось в ругательство и в аналог государственной измены. Это неудивительно, так как благодаря толкованиям отдельных наших политических деятелей, слова "федерализация" и "сепаратизм" стали синонимами, хотя одно с другим никак не связано. Но, похоже, теперь президентом Петром Порошенко запущен обратный процесс. Создание пусть даже виртуальной, но все же юридически признанной национально-территориальной автономии крымских татар станет прецедентом и поставит вопрос о автономии других национальных меньшинств.
Так, недавно в Киеве состоялся круглый стол, организованный фондом "Украинская политика", посвященный возможному переходу к федеративному устройству страны. В частности, там говорилось, что в ближайшем будущем станет актуальным вопрос об автономии венгров и русинов в Закарпатье, молдаван на Буковине, а также болгар, гагаузов и молдаван в Одесской области, в Южной Бессарабии. Участники мероприятия отметили, что на Закарпатье и на Буковине вопрос о представительстве национальных меньшинств поднимался в течение всего времени существования независимой Украины, а также отметили необходимость постепенного перехода к федеративному устройству государства.
"По сути, конституционная реформа, инициированная президентом, предусматривает, что в Украине появится 3-4 региона с особым статусом. Речь идет о Крыме, о Донбассе, о Киеве и в последнее время заговорили в этом ключе, в частности, одесский губернатор Саакашвили, и об Одессе. То есть, возник прецедент, когда в унитарном государстве могут появиться так называемые "федераты". И если буквально год назад в ключе административно-территориального состава Украины говорить об этом считалось чуть ли не изменой Родине, сегодня эти нормативы разрабатываются в рамках конституционного процесса, и уже прописываются в будущее нашей страны", - заявил в ходе круглого стола председатель фонда "Украинская политика" Кость Бондаренко.
В свою очередь, народный депутат, член Конституционной Комиссии при президенте Василий Нимченко, комментируя предстоящую реформу, отметил, что "все общности, национальные, культурные, конфессиональные должны получить возможности для реализации прав и свобод, для всеобъемлющей самоорганизации и самоуправления". Он согласился с позицией президента о возможности создания такого субъекта государственного устройства как национально-территориальная автономия.
Политолог Михаил Погребинский отметил, что все малые народности и национальные меньшинства Украины, в соответствии с европейскими образцами, могут претендовать на реализацию своих прав в области защиты культуры, языка и идентификации, по аналогии с крымскими инициативами президента. А лидер партии "Союз Левых Сил" Василий Волга подчеркнул, что главным наполнением в вопросе национально-территориального представительства должны быть даже не культурные, образовательные и социальные программы, а конкретные экономические инструменты, бюджетные и фискальные. В целом же, по мнению участников круглого стола, все национальности, компактно проживающих в Украине, имеют право на свое территориальное представительство.
Федерализация и децентрализация: найдите 10 отличий
Таким образом, сегодня вопрос федерализации Украины и расширение прав национальных меньшинств всерьез обсуждаются на уровне украинского политикума и экспертного сообщества. И это не удивительно, если внимательно изучить, что означает федерализация. Де-юре это всего лишь переход к большей самостоятельности регионов в рамках единого государства с сохранением сильной центральной власти. На практике федерализация предполагает, во-первых, расширение полномочий региональных органов власти, в том числе вероятный переход к выборам губернаторов, во-вторых, перераспределение в пользу регионов финансовых полномочий. В частности, регионы получат право распоряжаться своими доходами и частью налогов, собираемых там. То есть, ничего страшного не произойдет. Жители Харькова или Запорожья явно не побегут в Россию, а Закарпатье в Венгрию из-за того, что получат право выбирать губернатора и распоряжаться частью региональных доходов. Скорее, наоборот, это заставит их сильнее держаться за Украину. По факту, обсуждаемая сейчас децентрализация и есть "федерализация", просто без использования этого слова в юридической плоскости. Можно это назвать федерализацией по умолчанию.
Сама идея федерализации для Украины не нова. В прошлом, сторонниками федерального устройства украинского государства были Михаил Грушевский, историк Николай Костомаров и правитель Украинского Государства, существовавшего в 1918 году, гетман Павел Скоропадский. В недавнем прошлом одним из наиболее активных поборников федерализации был легендарный лидер "Народного Руха" Вячеслав Чорновил, назвать которого сепаратистом ни у одного украинского патриота не повернется язык. Но именно Чорновил еще в 1992 году предлагал предоставить автономию юго-восточным регионам страны, чтобы исключить там сепаратистские тенденции.
Судя по сигналам, поступающим с Банковой, идеи Чорновила сегодня готов реализовать действующий президент. Так, украинские СМИ сообщают, что со дня на день будет подписан указ об окончании АТО, что заложит основу для реального мира в регионе и последующей реинтеграции Луганской и Донецкой областей в состав Украины на правах регионов с особым статусом. А председатель Одесской ОГА Михаил Саакашвили уже не скрывает намерений воспроизвести в Одессе "свободный город", Порто-франко, о котором так мечтали "пикейные жилеты" из романа Ильфа и Петрова "Золотой теленок". Эта идея имеет под собой не только политические, но и экономические основания. Вероятно, Одесса станет украинским Гонконгом, то есть площадкой для реализации смелых рыночных преобразований, которые вряд ли могут быть проведены сегодня на всей территории страны. Разумеется, фактическая автономизация Одессы также потребует учета прав многочисленных национальностей, которые там живут.
Один народ - два языка
Остается еще один вопрос, который полтора года назад и стал причиной начала в Украине гражданской войны. Это права той части населения, которая считает себя русским, а русский язык - родным. Количество россиян в Украине, согласно социологическим исследованиям, доходит до 20%, а русский язык считают основным около 48-50% населения. И здесь возможны два варианта. Первый: признание русских национальным меньшинством, и тогда это потребует предоставления статуса национально-территориальных автономий не только Донбассу, но и почти всем юго-восточным регионам. Но более перспективной представляется концепция "Русские и украинцы - один народ". В принципе, такая позиция имеет под собой основания, поскольку сегодня и Россия, и Украина считают своим истоком государство Киевской Руси. Официальное признание украинской элитой этого факта позволит сгладить противоречия между Востоком и Западом страны. В этом случае вполне возможна реализация формулы "Один народ - два языка", что означает признание русского языка, например, официальным. Это позволит использовать его во всех сферах общественной жизни, в частности, в делопроизводстве. Такой подход сделает невозможным повторение донбасских событий полуторагодовалой давности и сведет на нет противостояния Востока и Запада страны, ставшие настоящим проклятием Украины в течение всего периода ее государственности.
Можно вспомнить и зарубежные примеры. Так, федеративными являются такие государства, как ФРГ и США (дословный перевод - Объединенные штаты Америки). Именно Германия может стать самым близким аналогом федеративного устройства. По аналогии, в этом случае в составе Украины вместо сегодняшних регионов могут быть созданы примерно десять земель, такие как Галичина, Волынь, Причерноморье, Слобожанщина и другие. А также два города федерального значения - Киев и Одесса. При этом необходимо четко прописать в национальном законодательстве порядок формирования региональных органов власти и распределение полномочий между центральными, региональными органами власти и местным самоуправлением.
Стоит отметить и еще один положительный тренд последнего времени - минимизация роли радикалов в политической жизни страны и их плавное вытеснение, а точнее, возвращение в маргиналию. Именно радикалы были до сих пор главными противниками федерализации, создавая тем самым основу для дальнейшего гражданского противостояния. В свое время усиление радикалов стало неизбежным побочным эффектом "революции достоинства", однако теперь украинская демократия успешно преодолевает его под руководством нашего президента. Это устраняет последние препятствия для перехода к федеративному устройству государства.
Так или иначе, игнорировать и дальше проблемы национальных меньшинств, а также вопросы их представительства - это значит своими руками создавать почву для следующих внешних вмешательств в жизнь нашей страны. Украина - это сложное государство, многонациональное и многоконфессиональное, что требует учета интересов всех ее жителей. В этой связи инициатива президента о создании национально-территориальных автономий является позитивным шагом, что означает равноправное участие в госуправлении всех граждан страны, независимо от региона проживания, национальности и религиозной принадлежности. Только федерализация приведет нас к реальной, а не декларативной евроинтеграции.