12 фактов о президентских выборах в Беларуси
ЦИК Беларуси зарегистрировал для участия в президентских выборах, кроме Александра Лукашенко, еще троих кандидатов:
- казачий атаман Николай Улахович: является сторонником президента Лукашенко, но при этом выступает за обширную приватизацию и либеральные экономические реформы. Считает, что Крым по праву российский, а Беларусь – неотъемлемая часть "русского мира". При этом не исключает вступление страны в Евросоюз.
- лидер Либерал-демократической партии Сергей Гайдукевич: выступает за дружественные отношения с Россией, интеграцию на постсоветском пространстве и умеренные партнерские отношения с Европой, говорит о необходимости развития гражданского общества и уменьшения полномочий президента в пользу парламента. Заявляет, что мог бы стать президентом, если бы от участия в выборах отказался Александр Лукашенко. Поддерживает позицию Лукашенко в связи с ситуацией в Украине.
- активистка гражданской кампании "Говори правду!" Татьяна Короткевич: первая женщина-кандидат в президенты в истории Беларуси. Выступает за введение выборных должностей для региональной власти и передачу ей значительных полномочий, уравновешивание ветвей центральной власти и обязательное владение белорусским языком госчиновниками. В вопросах внешней политики является приверженцем полного нейтралитета Беларуси и противником размещения иностранных военных баз на территории страны. Считает, что Беларусь должна оставаться в составе Евразийского экономического союза, но выйти из ОДКБ. При этом называет Крым неотъемлемой частью Украины, а "референдум" о его присоединении к России – незаконным.
Всех кандидатов объединяют две темы – выход из экономического кризиса и "лишь бы не было войны". Из чего можно сделать вывод, что вопросы благосостояния и безопасности, особенно на фоне происходящего в Украине, наиболее волнуют белорусов.
Если в экономической части все кандидаты в президенты Беларуси обещают движение в сторону большей либерализации экономики, открытости для иностранного капитала и экономических и гражданских свобод внутри страны, то в вопросах внешней политики и безопасности – ориентированы на тесное сотрудничество с Россией. Исключение тут только позиция Короткевич, которая выступает за полный нейтралитет страны, закрытие всех российский баз после 2020 года (срок окончания соответствующих договоров) и развитие экономических связей со всеми странами на равных основаниях.
Основная причина отказа в регистрации другим кандидатам – отсутствие необходимых 100 тыс. подписей граждан, поддержавших их выдвижение. Кроме того, оппозиция не смогла выдвинуть единого кандидата, а наиболее видные оппозиционеры отказались от участия в выборах. Например, лидер движения "За свободу" Александр Милинкевич заявил, что их организация выборы игнорирует, поскольку не желает "участвовать в фарсе".
Милинкевич знает, о чем говорит, т. к. уже баллотировался в президенты в 2006 году. Тогда он занял второе место по уровню поддержки с официальным результатом чуть более 6% против 83% голосов за Лукашенко. Так что для подобной инерции и таких заявлений оппозиции есть основания. Увидеть их можно, и если вспомнить предыдущий опыт выборов 2010 года.
Тогда Александр Лукашенко был объявлен победителем с результатом 79,65%, несмотря на то, что экзит-полы показывали уровень поддержки в 40%. Такой же уровень давали и соцопросы, проведенные в предшествующие выборам месяцы и через некоторое время после выборов – от 45% до 50% белорусов называли своим президентом Лукашенко. Тогда это привело к массовым акциям протеста в Минске и их жесткому разгону и последующему заявлению еврочиновников о незаконном удержании власти Александром Лукашенко.
Несмотря на сомнения в прозрачности нынешних выборов и отсутствии нарушений в их организации и проведении (например, кандидаты, за исключением Лукашенко, практически не имеют доступа к телевидению), о том, что никто из кандидатов не может составить реальную конкуренцию Лукашенко, свидетельствует и социология. По данным Информационно-аналитического центра при Администрации президента Беларуси, на данный момент действия Лукашенко на этом посту поддерживают 76% белорусов.
В то же время, по данным Независимого института социально-экономических и политических исследований, поддержка Лукашенко существенно ниже, хотя все равно в разы превышает уровень поддержки остальных кандидатов. Согласно сентябрьскому опросу, проголосовать за Александра Лукашенко готовы 45,7% граждан, тогда как остальные кандидаты набирают от 1% до 8%. Фактически, социология показывает приблизительно такой же электоральный расклад, как и 5 лет назад.
Избирательные участки откроются 11 октября в 8:00 и будут работать до 20:00. Но уже со вторника, 6 октября, можно проголосовать досрочно. И показатель такого голосования в Беларуси традиционно высокий.
По состоянию на пятницу, 9 октября, досрочно уже проголосовали почти 20% избирателей, и белорусские эксперты предполагают, что такими темпами может быть побит предыдущий рекорд 2006 года, когда еще до дня выборов свои голоса отдали более 31% избирателей. Наблюдатели отмечают, что значительная часть голосующих досрочно – студенты, которых фактически принуждают голосовать заранее. С одной стороны, это может говорить о попытках властей повысить явку на выборах, с другой – именно такая форма организованного досрочного голосования, особенно без привязки к месту регистрации избирателей, может говорить о попытках фальсификации выборов, т. к. усложняет возможности для контроля. Об этом свидетельствует и богатый украинский опыт, получивший название "каруселей".
На конец сентября 2015 года, по данным белорусского ЦИК, для проведения мониторинга президентских выборов аккредитовано около 823 иностранных наблюдателей. Из них более 300 - представители миссии от СНГ, свыше 80 - от Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), около 70 - от БДИПЧ ОБСЕ, 10 - от Альянса миссий наблюдателей (группа независимых наблюдателей от европейских НПО). Также было аккредитовано более 28578 национальных наблюдателей, из которых интересы оппозиционных партий, движений и гражданских кампаний представляют около двух тысяч.
В день выборов, 11 октября, в Беларуси будет проводится несколько экзит-полов. О проведении опросов заявили Институт социологии Национальной академии наук Беларуси, лаборатория социологических исследований "Белорусский комитет молодежных организаций" и Институт сравнительных социальных исследований "Евразийский барометр". Также, к проведению опросов допущены (для проведения экзит-пола в Беларуси необходима лицензия НАН) Информационно-аналитический центр при Администрации президента и Могилевский институт региональных социально-политических исследований. Все это либо проправительственные, либо напрямую контролируемые государством организации.
Уровень поддержки Лукашенко, показываемый социологами, начиная с 1994 года, когда он впервые избрался президентом (с результатом 44,2%), колеблется в рамках 40-50%. Единственные отклонения – это официальные результаты всех последующих выборов 2001, 2006 и 2010 годов, на которых Лукашенко получал от 75% до 83%.
Несмотря на сомнительность этих цифр, поддержка президента в стране действительно велика. Во многом это можно объяснить экономической политикой. Придя к власти в стране с ВВП 14 млрд долл. в 1994 году, к 2013 – этот показатель вырос до 72 млрд. Для сравнения, ВВП Украины за это же время вырос со 100 до 170 млрд. Т. е. рост белорусской экономики в 5 раз на фоне украинской менее чем в 2 раза. На этом фоне средняя зарплата в Беларуси на начало текущего года составляла 420 долл., тогда как в Украине – менее 200 долл. А существенное улучшение материального положения наверняка позволяет большинству обывателей закрывать глаза на политические недостатки системы. Даже на аресты отдельных оппозиционеров.
Тем более, что нынешние выборы проходят на фоне улучшения имиджа белорусского руководства на международной арене. Во многом это произошло благодаря минскому процессу с связи с событиями в Украине. Миротворческая позиция Лукашенко, который хоть и ни на что в этом процессе не влияет, но при этом выглядит радушным хозяином, принимающим в Минске президентов ведущих государств Европы, дала свои результаты. Уже сегодня, во многом благодаря этому, а также помилованию 6 политзаключенных, включая конкурента Лукашенко на президентских выборах 2010 года Николая Статкевича (были арестованы по обвинению в организации массовых беспорядков после выборов 2010 года), речь идет о снятии с Белоруссии санкций Евросоюза. Что тоже не может не сказаться на восприятии Лукашенко собственными гражданами.
Политические уступки или смягчение позиции Лукашенко во многом сегодня воспринимаются как попытки наладить диалог с Западом на фоне российской агрессии против Украины. Занимая подчеркнуто нейтральную позицию после Крыма, руководство Беларуси не может не понимать, чем грозит российское военное присутствие на территории его страны. Отсюда и освобождение политзаключенных, и подчеркнутая примиренческая активность в украинском вопросе. Ведь когда твой единственный в мире друг – Москва, очень хочется завести еще друзей с противоположной стороны.
В целом, не вызывает сомнений, что в это воскресенье белорусы сделают свой выбор, и выбором большинства, несмотря на все приписки, действительно будет Александр Лукашенко. Меньшинство же, скорее всего, более-менее спокойно примет этот выбор и не будет активно возмущаться. Хотя бы потому, что реальной альтернативы Лукашенко на этих выборах просто нет, а в таком случае и защищать будет нечего и некому.
Павел Иванов