Млечный путь в Европу: Современные перспективы украинско-румынских отношений
Если ваш конкурент меньше вас или слабый, вы все равно должны относиться к нему, как к равному себе. Аналогично, если ваш конкурент значительно больше вас, не бойтесь его.
Джек Ма, китайский предприниматель, миллиардер
Взяв в свое время курс на европейскую интеграцию, руководство Украины в дипломатической игре всегда делало ставки на Польшу и страны Прибалтики, пренебрегая достаточно перспективным румынским направлением развития сотрудничества. При этом украинские политики руководствовались тем, что Польша и Литва после распада Советского Союза всегда позиционировали себя как партнерские нам государства, на международной арене традиционно соревновались за приоритетное право первыми втянуть Украину в сферу интересов ЕС. В то же время Румыния того периода представляла, скорее всего, конкурента нашей страны в Черноморском регионе, чем внешнеполитического партнера. И Румыния, и Украина остерегались друг друга, усматривая в действиях оппонента угрозу для национальной безопасности.
Такая тенденция в отношениях между Украиной и Румынией сохранялась до 2014 г. Страны вели постоянные споры относительно границ в Черном море, проблемных вопросов участия Украины в урегулировании молдавско-приднестровского конфликта, условий пребывания в нашей стране многочисленных групп румынских нацменьшинств, а также условий эксплуатации судоходного канала в устье р. Дунай.
Изменения, произошедшие в течение последних двух лет в Украине и Румынии, сегодня должны были бы побудить их к углублению отношений, в т. ч. в формате Украина – Румыния - ЕС. В частности, российская агрессия в отношении Украины, аннексия Крыма (230 км от румынской границы), наращивание российского военного присутствия в Приднестровье (100 км от румынской границы), активность Москвы в Черном море пока является региональной угрозой не только для Украины, но и для официального Бухареста. Кроме этого, подписание ЕС в 2014 г. Соглашения об ассоциации с Украиной, смена власти в Украине, а вскоре и избрание нового президента в Румынии должны были бы побуждать стороны к диалогу.
В то же время Украина не проявляет инициативы по расширению двусторонних контактов с официальным Бухарестом, а Румыния в свете последних событий в Украине пытается выстраивать эти отношения, руководствуясь исключительно своими интересами и интересами третьих стран.
А между тем Румыния сегодня ключевой игрок в Северном Причерноморье и наравне с Турцией является опорой НАТО в регионе. Украина, которая стремится вступить в НАТО, должно значительно усилить свои позиции в Черном море, что позволит не только увеличить собственный вес в переговорном процессе с ЕС и НАТО, но и нарастить противовес агрессивной политике РФ в Черном море.
Что может нам дать сближение с Румынией?
Киев на фоне сложной военно-политической ситуации в Украине продолжает руководствоваться в отношениях с Бухарестом старыми шаблонами, ища в их действиях потенциальные угрозы для национальных интересов государства. Складывается впечатление, что в Украине не замечают готовности Румынии вести конструктивный диалог даже тогда, когда румыны первыми ратифицировали Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной, чем продемонстрировала свою готовность к нему. Да, Румыния сегодня пытается навязать нашему государству собственный формат сотрудничества, но это не повод для украинской власти "плыть по течению".
Сейчас официальный Бухарест предлагает Украине два формата международного сотрудничества, среди которых треугольники "Румыния – Молдова – Украина" и "Румыния – Польша – Украина". В обоих случаях румыны выступают инициатором переговоров, пытаясь играть роль лидера в этих тандемах.
"Треугольник" Румынии, Молдовы и Украины начал вырисовываться в октябре 2014 г. по результатам встречи в Киеве президента Украины Петра Порошенко с премьер-министром Румынии Виктором Понтой и Молдовы Юрием Лянкэ. Тогда стороны обсудили вопросы евроинтеграции и углубления сотрудничества. В частности, румынский премьер заявил на встрече, что хотел бы помочь воспользоваться положительным опытом Румынии, а также избавиться от ошибок, которые она сделала в свое время на пути к Евросоюзу.
Бухарест, выстраивая отношения с Украиной в данном формате, демонстрирует украинским политикам свое приоритетное право в молдавском вопросе. Первоочередным он считает развитие в данном тандеме торгово-экономического сотрудничества, в частности укрепление экономического потенциала региона в контексте создания глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли (ГВЗВТ). Кроме прочего, это позволит Румынии усилить экономическую блокаду Приднестровья, осуществляя на него давление как политического, так и экономического характера.
Формат "Румыния – Польша – Украина" опять же предложил Киеву Бухарест и это при том, что контакты Польши и Румынии до 2014 г. также не отличались активностью из-за разницы во внешнеполитических приоритетах. Бухарест преимущественно сосредоточивался на решении проблем меньшинств и отношений с Молдавией, а для Польши главным региональным альянсом было Вышеградское партнерство, в котором Румыния не представлена.
В этом формате в марте 2015 г. состоялся первый за последние семь лет визит румынского президента в Украину, во время которого стороны договорились о сотрудничестве в сфере размораживания ситуации в Приднестровье и усиления безопасности в Черноморском регионе. Хотя основным итогом переговоров фактически было создание нового формата регионального диалога, о чем сообщил президент Румынии, заявив, что "мы должны расширить сотрудничество между Украиной, Польшей и Румынией в регионе и создать своего рода группу солидарности". За несколько дней до визита в Украину (12 марта 2015 г.) румынский лидер также встретился со своим польским коллегой Брониславом Коморовским, где они заявили об объединении усилий в поддержке суверенитета, неприкосновенности и территориальной целостности Украины.
В тандеме Румыния, Польша и Украина румынская сторона не будет ставить приоритетом развитие торгово-экономического сотрудничества, тем более, что официальная Варшава с учетом собственных экономических интересов на украинском направлении с этим никогда не согласится.
Учитывая содержание переговоров, приоритетным в данном "треугольнике" будет строительство основ безопасности Черноморского региона, в частности путем наращивания военного присутствия НАТО в регионе и создания системы обороны на окраинах Европы. Так, системы противоракетной обороны Aegis Ashore, которая охватит всю Южную Европу, будут развернуты в Румынии в 2015 г., а второй объект этой системы, который охватит Северную Европу, будут размещены в Польше до 2018 г.
Непонятным остается, почему сегодня отношения сторон в данных форматах не очень активны.
Определенное влияние на динамику развития диалога в этих форматах в течение 2015 г. имели внутриполитические изменения, происходившие в Польше и Молдавии. В то же время если избрание в мае этого года нового главы государства в Польше существенно не влияет на развитие партнерских отношений в определенном формате, то политический и экономический кризис в Молдавии фактически свел на нет все предварительные договоренности.
Молдавия в 2015 г. снова оказалась на распутье в связи с отсутствием в обществе консенсуса относительно внешнеполитического курса страны. Ситуация была отягощена антиправительственными акциями протеста, в т. ч. организованными при поддержке пророссийских сил. А кризис в финансово-банковском секторе государства привел к прекращению финансирования страны международными партнерами. Такая ситуация в Молдавии отдалила стороны от дальнейших переговоров в формате "Румыния – Молдова – Украина". В то же время именно молдавское направление с перспективой выхода на румынский рынок был бы для Украины сегодня наиболее перспективным в контексте формирования альтернативного пути углубления интеграции с ЕС.
Что делать Украине?
Сейчас для Украины приоритетным в рамках реализации Соглашения об ассоциации с ЕС и внедрения ГВЗВТ остается стабилизация экономики государства и ее адаптация под стандарты ЕС. При этом Украина должна в сжатые сроки провести соответствующие рыночные реформы для обеспечения конкурентоспособности украинских товаров и услуг, активизировать торгово-экономические контакты с государствами-членами ЕС, поддержать отечественный малый и средний бизнес и обеспечить его кооперацию с европейскими партнерами, а также способствовать привлечению прямых иностранных инвестиций в украинскую экономику, обеспечить импортозамещение и на равных условиях выступить в совместных со странами ЕС проектах в сфере обеспечения энергетической, продовольственной и экологической безопасности в Черноморском регионе.
Успеха в этом направлении Украина могла бы достичь путем углубления контактов с Румынией, отбросив существующие стереотипы прошлых лет.
На сегодня румынский рынок, в отличие от давно известного нам польского, является более перспективным с точки зрения его целомудрия для украинского бизнеса. Но с учетом холодности в румынско-украинских отношениях и отсутствии соответствующего диалога в двустороннем формате Киеву стоит уделить внимание румынской инициативе в формате "Румыния – Молдова – Украина", для того чтобы выйти в будущем на более приоритетный формат "Украина – Румыния – ЕС". Поэтому украинским политикам пока еще стоило бы рассмотреть перспективу возобновления конструктивного диалога с Молдавией об объединении усилий для реализации совместных мероприятий на европейском направлении.
Этому будут способствовать позитивные изменения, которые произошли в сентябре этого года в молдавско-румынских отношениях, поскольку они создают благоприятные предпосылки для стабилизации макроэкономических показателей молдавской экономики и могут выве