Жизнь в "республиках": Трудно, но еще потерпим
Киевский международный институт социологии (КМИС) в сентябре провел очередное исследование ситуации на Донбассе с акцентом на неподконтрольные территории. Было опрошено 2100 респондентов в 30 наиболее нуждающихся городах. Результаты исследования легли в основу обновленной интерактивной гуманитарной карты потребностей Донецкой и Луганской областей, которую ведет Гуманитарный штаб Рината Ахметова. КМИС по заявке штаба проводит такой анализ с сентября 2014 года, что позволяет проследить годовую динамику. Общий вывод обнадеживающий – социальная ситуация в "ДНР" и "ЛНР" к сентябрю в целом улучшилась, при этом появились новые нюансы. Рассмотрим результаты исследования с дополнениями "взгляда изнутри".
Порог терпения
Наблюдая за происходящим в течение года, специалистов поражает степень терпения людей, насколько они могут выдержать лишения и выжить в условиях войны. Судя по динамике результатов, в социально-экономическом плане жителям "республик" труднее всего приходилось в декабре 2014 года. И люди уже сравнивают сегодняшнее положение не с довоенным периодом, а отталкиваясь от самых тяжелых месяцев. Это как сжали кулак до невыносимой боли и немного ослабили хватку. В этом плане действительно можно говорить о положительных моментах.
По разным причинам, но все-таки переселенцы постепенно возвращаются домой. Так, в сентябре из 2,3 миллионов жителей анализируемых городов за пределами малой родины остаются примерно 520 тысяч (23%) взрослого населения. Наибольший отток пришелся на первую летнюю волну миграции, поэтому в сентябре прошлого года доля выехавших составляла в целом 34%.
Как отмечают социологи КМИС, сейчас все меньше жителей планируют отъезд из Донбасса. Если в декабре 82% опрошенных высказывали четкое намерение оставаться в своих городах, то в сентябре это уже 93%. Опять-таки в декабре доля тех, кто хотел бы выехать, но не может, была 15%, а в сентябре – всего 6%.
Судя по внешним наблюдениям, в большинстве своем возвращаются семьи с детьми младше школьного возраста. Так как есть нюансы. "Республики" перешли на российскую программу обучения, с новыми учебниками, в первый класс дети идут в 7 лет (а не в 6, как в Украине) и пр. Родители школьников уже определились, где и в каком формате их дети будут продолжать получать знания. Поэтому в сентябре-2015 количество детей в школах "республик" по сравнению с предыдущими годами остается меньше на 20-40% в зависимости от города.
Что касается в целом нынешней ситуации, то ее 69% опрошенных охарактеризовали, как "жить трудно, но можно терпеть". Позиция "терпеть наше бедственное положение уже невозможно" за год снизилась с 38% до 12% (пик бедственного положения людей пришелся на декабрь 2014 года – 43%).
В сентябре улучшение ситуации в своих городах отметили 44% респондентов ("немного улучшилась" – 37%, "значительно улучшилась" – 7%), а ухудшение – только 2%. Социологи это связывают, в первую очередь, с прекращением с конца августа масштабных боевых действий. Во-вторых, по сравнению с первым полугодием 2015 года налажено снабжение продуктов питания и бытовых товаров. Но "лучше" – не значит "идеально". 32% опрошенных ощущают нехватку продуктов, 26% – базовых непродовольственных товаров. Стабильно тяжелой остается ситуация с медикаментами: за год она практически не изменилась, и нехватку лекарств отметили 50% респондентов (в декабре 2014 – 58%).
Все есть, купить не за что
Как показало исследование КМИС, острую нехватку продуктов отмечают, прежде всего, жители "ЛНР": в Ровеньках указали потребность в продовольствии 49% опрошенных, в Луганске – 42%, в Алчевске – 40%, в Стаханове – 34%. В "ДНР" о наиболее тяжелом положении с продуктами заявили жители пгт Кировское (39%), городов Горловка и Зуевка (по 38%), Докучаевск и Зугрес (по 30%), Донецк (28%), Ясиноватая (27%), Макеевка, Дебальцево, Иловайск и Снежное (по 26%).
Тем не менее в городах "ДНР" и "ЛНР" работают магазины, рынки, самые необходимые товары в продаже есть. Но из-за высоких цен, низких и нестабильных доходов у людей элементарно нет средств на их приобретение. В этой связи они вынуждены максимально экономить, в том числе и на продовольствии. Так, в сентябре 16% опрошенных отметили трудности в приобретении свежего мяса, 10% – молочных продуктов, 10% – круп, а 9% – растительного масла. Всего же была проанализирована потребность в более 15 видах продуктов вплоть до овощей и фруктов. Если смотреть в разрезе городов, то уже по первым позициям "рейтинга" понятно, что "непозволительными" являются элементарные товары:
Чтобы понимать, во что это выливается в денежном эквиваленте, обратимся к мониторингу цен "министерства экономразвития ДНР". Средние цены по состоянию на начало октября были следующими (для удобства приводим в гривне):
Торговля в городах "ДНР" идет в рублях. Учитывая же, что "украинский" объем зарплат и пенсий выплачивают по курсу 1 гривна – 2 рубля, то такое же соотношение мы использовали и при пересчете стоимости продуктов. В целом уровень цен сейчас примерно в 1,5–2 раза выше, чем в Украине. И это уже снижение, потому что до лета разница доходила до 2,5-3 раз.
Болеть – роскошь
Как подчеркивают социологи КМИС, ситуация с медикаментами остается стабильно тяжелой. В крупных городах аптечные сети более-менее наполнены, и здесь основной вопрос – высокая цена, а вот в небольших городках и поселках снабжение очень слабое, поэтому трудность в элементарном наличии лекарств. Если сравнивать именно "республики", то, как и с продуктами питания, наибольшие проблемы с медпрепаратами испытывают жители "ЛНР": в Ровеньках такую потребность отметили 76% опрошенных, в Алчевске – 67%, в Свердловске – 66%, в Луганске – 57%, в Стаханове – 51%.
В "ДНР" труднее всего с лекарствами приходится жителям Зуевки и Шахтерска (по 62%), Горловки (52%), пгт Кировское (51%), остальные города показали меньший процент потребностей: Зугрес, Дебальцево и Макеевка – по 48%, Докучаевск – 47%, Донецк и Иловайск – по 45%, Снежное – 43%, Ясиноватая – 41%.
Среди медикаментов основная нехватка сердечных лекарств (30%), препаратов от давления (24%) и успокоительных средств (12%). Это, с одной стороны, говорит о том, что у людей обострились именно сердечнососудистые заболевания и состояние нервной системы, с другой – подобные препараты недоступны по цене. Проблемными остаются лекарственные линейки при сложных заболеваниях (противосудорожные и противоастматические препараты, инсулин и др.), которые раньше больные получали за счет государственных программ и местных бюджетов. Эти лекарства не просто сами по себе довольно дорогие, но они зачастую просто отсутствуют в продаже. Здесь надежда у больных в основном на волонтеров и гуманитарные миссии.
Женщины работают, мужчины – кашеварят
Но чтобы выжить даже при наполненных полках в магазинах, необходимо иметь хоть какой-то доход. Как показало исследование КМИС, основными нынешними сферами занятости в "ДНР" и "ЛНР" являются торговля, частные перевозки, "госслужба", бюджетная сфера и коммунальное хозяйство. Респонденты отмечали частичную работу промышленных предприятий, при этом с более низкой оплатой труда в сравнении с довоенным временем. Но многие предприятия и шахты все еще не восстановили работу, из-за чего жители остаются без постоянного источника доходов (это особенно актуально для Горловки).
В целом уровень безработицы остается очень высокий, особенно в небольших городах. Причем рынок трудоустройства приобрел свои особенности. Например, в начале исследования социологи КМИС выдвинули гипотезу, что люди будут стараться искать работу в других городах. Однако она не подтвердилась. В качестве основных причин, почему безработные не пытаются реализовать себя "на выезде", респонденты указывали: 1) отсутствие родственников или других связей, которые помогли бы закрепиться на новом месте, 2) нежелание бросать собственное жилье, 3) нехватка средств на аренду жилья, 4) наличие зависимых близких (например, пожилых родителей) в городе проживания.
Также среди особенностей специалисты отмечают, что сейчас главным требованием соискателя в "ДНР" и "ЛНР" является не столько уровень зарплаты (этот вопрос не стоит на первом месте), а именно регулярность и наличие выплат. Потому что часто предлагают вакансии с отсрочкой в оплате или с заменой денежной формы на материальный эквивалент (продукты, услуги, товары и пр.). Еще одна новая тенденция – место работы должно быть максимально близко к месту проживания, что обусловлено рядом причин: экономия на проезде; проблемы с транспортным сообщением; действие комендантского часа, до которого человек должен вернуться домой; близость к дому на случай возобновления боевых действий и др.
Временные подработки уже не пользуются таким спросом, как раньше, после полуторалетнего военного конфликта люди стараются искать более-менее стабильный доход. В "безработный" период живут за счет остатков сбережений, социальных пособий и пенсий родственников, а также за счет гуманитарной помощи, которую получают родители-пенсионеры.
Согласно исследованию, в среднем на поиск работы уходит от 3 до 7 месяцев в зависимости от ситуации в населенном пункте. Преимущественно вакансии ищут через знакомых, используют и иные методы, но, как отметили участники опроса, они менее эффективны. Например, в центрах занятости предлагают временные виды работ по строительным специальностям, которые не всем подходят. Также респонденты отмечали, что через центры занятости сложно трудоустраиваться из-за бюрократических процедур.
Участники опроса, которые недавно нашли работу, преимущественно трудоустроились не по специальности, некоторые – на менее квалифицированной работе. Это, конечно, проблема, но у них нет иного выбора. Поэтому специалисты с высшим образованием