Новости и события » Общество » Украинский дефолт: Инструкция к пониманию

Украинский дефолт: Инструкция к пониманию

Украинский дефолт: Инструкция к пониманию

Полезно начинать с определения. Что такое "дефолт"? Это неспособность субъекта (частного лица, компании или же, в нашем случае, государства) обслуживать свои долги. При этом дефолт может быть техническим – когда такая неспособность относится лишь к текущему моменту, но есть возможность рассчитаться с долгами в будущем.

Немного истории

Сейчас уже не все смогут вспомнить, что тема дефолта впервые возникла еще при Викторе Януковиче, в конце 2013 года. Именно угрозу дефолта предсказывало тогдашнее правительство Николая Азарова в своих прогнозах относительно украинской экономики – в случае подписания Украиной Соглашения об Ассоциации с ЕС. Почему возник такой прогноз, где связь между Соглашением и дефолтом?

Если обратиться к статистике украинского экспорта за последние 4-5 лет, можно обнаружить, что 2011 год был одним из самых успешных для украинских производителей. Экспорт продукции в РФ (а именно она тогда была главным торговым партнером Украины) достиг 19,8 млрд долл. – едва ли не самый крупный показатель за все годы независимости. Однако в последующие годы он стал снижаться. Сначала медленно (17,6 млрд долл. в 2012 г.), затем быстрее (15 млрд долл. в 2013 г.), затем обвально (9,7 млрд в 2014 г.). Последнего правительство Азарова разумеется знать не могло, однако похоже, что в 2014 году они ожидали ухудшения в сравнении с 2013 годом. Почему?

2011 год стал для Януковича поворотным в отношениях с РФ. Именно тогда он дал понять руководству России (либо же они сами сделали такой вывод), что он не собирается участвовать в российском реинтеграционном проекте. После чего российский бизнес получил сигнал: по возможности переводить размещение заказов, выполнение работ и т. п. на аналогичные предприятия в Белоруссии и Казахстане. Чуть позже к ним прибавятся Армения и Киргизия. В ряде случаев речь шла даже о создании замещающих производств в самой России. То же самое разумеется относилось и к рынку наемного труда. Если еще несколько лет назад украинцы довольно свободно могли работать в РФ, то теперь эта возможность ограничена необходимостью покупки и ежемесячного продления трудового патента.

Это достаточно длительные процессы, их сложно заметить и оценить в суете дней. Впрочем, уже тогда, два года назад, можно было примерно понять, к чему все идет: украинские производители постепенно теряют рынки сбыта в РФ, а украинские граждане постепенно лишаются возможности свободно работать в России (в настоящее время рынок труда для наших граждан регулируется квотами по установленному перечню профессий. Прием на работу украинца на "неквотную" должность нужно обосновать, а затем платить особый налог). Следовательно, РФ перестает быть для Украины источником поступления денежных средств. О каких суммах идет речь?

Если в 2011 году можно было говорить примерно о 22 млрд долл. (экспорт украинских компаний, денежные переводы трудовых мигрантов, оценочные поступления денег по неформальным каналам), то в 2014 году тот же набор давал уже только 12 млрд долл., а по итогам 6 месяцев 2015 года можно говорить примерно о 3 млрд. Причем и динамика денежных переводов, и динамика экспорта говорят об одном: будет еще хуже, чем годом ранее. Вряд ли суммарный показатель за весь 2015 год превысит 6-6,5 млрд.

Вроде бы пока все понятно, но при чем тут дефолт?

Немного экономики

В прежнее время большая часть этих денег (экспортный доход компаний, легальные и нелегальные переводы от трудовых мигрантов) поступали на валютный рынок Украины (меньшая – выводилась компаниями в офшоры; граждане прятали под матрац или несли в банки). Это давало возможность государству в лице Нацбанка увеличивать валютные резервы. Кстати, резервы НБУ практически повторяют описанную выше ситуацию: резкий рост (сразу на 8 млрд!) запасов по итогам 2010 года, а затем все убыстряющееся их уменьшение – до 7,5 млрд долл. на конец прошлого года. Минус 27 млрд долл. за 4 года. Сейчас уже конечно больше, 12,5 млрд, но вот только есть разница: теперь резервы НБУ сформированы большей частью из кредитов МВФ. Это примерно как называть себя миллионером, взяв в банке миллионный кредит.

Прежние доходы от торговли с РФ давали Украине возможность наращивать и обслуживать государственный долг, а также сквозь пальцы смотреть на отрицательное сальдо торгового баланса (разница между доходами от экспорта и расходами на импорт). Несмотря на то, что за годы правления Януковича разница только увеличивалась, это не приводило к существенным колебаниям курса гривны. И даже создавало у украинцев чувство ложного благополучия: всего пару лет назад наши средние зарплаты не слишком отличались от доходов граждан Болгарии, а ведь это уже одна из стран ЕС. Для некоторых жителей западных областей, а затем и столицы, и прочих регионов, даже стало привычным закупаться не в супермаркетах, а в магазинчиках польских и итальянских товаров.

Нужно кратко вспомнить основные даты несостоявшихся дефолтов Украины последних двух лет. Вначале речь шла о весне (марте-апреле) 2014 года. Этот срок был отодвинут российским кредитом в размере 3 млрд долл., взятый еще Януковичем в декабре 2013 г. и перенесен на осень 2014. Однако после смены власти в Украине МВФ разблокировал для нового руководства свои кредитные программы, предоставив 17 млрд долл. в течение двух лет несколькими траншами. После чего ожидания снова сдвинулись на весну – уже 2015 года.

Однако и в апреле 2015 года его не случилось. В Киеве состоялся инвестиционный форум, в ходе которого Украине удалось привлечь еще некоторое количество заемных средств у европейских финансовых институтов, а также кредитные гарантии США. Дефолт снова перенесли – на текущую осень. И в этот раз почти не ошиблись.

Кредитные агентства Moodie’s, Fitch снизили украинские кредитные рейтинги до преддефолтных (и даже до "ограниченный дефолт") еще летом. Как оказалось, небезосновательно. 8 октября технический дефолт был объявлен Киевом (по займам на общую сумму в 550 млн долл., что составляет примерно? кредитных обязательств украинской столицы), а двумя неделями ранее технический дефолт был объявлен и по украинским обязательствам. Что происходит с государственными финансами?

Летом правительству удалось убедить держателей части украинского долга на его реструктуризацию. Из 19 млрд долл. (всего мы должны примерно 70) 4 нам прощают, плюс до 2019 года Украина платит только проценты на оставшиеся 15 млрд долл., не выплачивая собственно тело кредита. Однако, как следует оформить все это не успели (собственно утверждение плана правительства Верховной Радой состоялось только 17 сентября). Поэтому сейчас Украина не платит, но не платит с ведома и согласия кредиторов, чтобы совсем скоро начать платить уже по-новому. Оптимистично? Не совсем.

Вторая сторона медали

Во-первых, с 2016 года РФ грозит Украине полной торговой блокадой. Это означает, что в следующем году от экспорта в Россию украинский экспорт может не получить даже тех жалких 5-6 млрд долл., которые прогнозируются в этом.

Во-вторых, уменьшение денежных переводов от мигрантов объясняется не только ужесточением законодательства со стороны РФ. Свой отпечаток накладывают и их собственные экономические проблемы, однако главное все же не это. А то, что мигранты активизировали вывоз своих семей. А значит, падение переводов год от года тоже будет кратным, а не постепенным.

Кроме того, долги Украине списывали тоже не просто так. Во-первых, их все равно нужно отдавать, хоть и менее болезненно, нежели ранее. Во-вторых, Украина обязалась снизить отношение долга к ВВП до 70% (с нынешних 90%): в условиях, когда кредитные рейтинги страны на уровне мусорных облигаций, только увеличение ВВП может удерживать кредиторов от массового сброса украинских долгов Сделать же это будет крайне сложно, учитывая, что экспорт в РФ падает на 50-60% третий год подряд.

Разумеется, на РФ свет клином не сошелся, есть и другие торговые партнеры. Проблема в том, что торговые отношения между странами складываются и развиваются годами. Как показывает опыт той же России, даже для того, чтобы отсечь украинский импорт, требуется не менее пяти лет. В свою очередь Украине понадобится как минимум столько же времени, чтобы заместить 15-20 млрд долл. экспортных доходов, теряемых ею на Востоке. Минимум – потому что строить всегда сложнее.

В реальности же даже за 5 лет нипочем не успеть. За такой короткий срок можно нарастить только сырьевой экспорт – продукцию с/х к примеру. Но можете сами посчитать, сколько зерна нужно будет поставить на экспорт (сверх уже продаваемого), если каждые 5 млн т дают примерно 1 млрд долл.

С другой стороны, украинский дефолт не совсем рыночный, если можно так выразиться. Держателями 82% внешнего госдолга Украины являются американские фонды, следовательно, рейтинговые агентства могут давать украинским кредитным рейтингам самые низкие оценки, резервы НБУ могут стремиться к нулю (равно как и показатели украинского экспорта), курс гривны может упасть еще в несколько раз. Однако реальный дефолт, скорее всего, по украинским облигациям объявлен так и не будет. Хорошо это или плохо?

Хорошо и плохо

С одной стороны хорошо. Дефолт - это всегда шок для населения, обесценивание сбережений в национальной валюте, крах банков, кратное удешевление наемного труда при растущих ценах... Стоп. А не это ли мы и наблюдаем уже второй год кряду? Причем провластные экономисты последнее даже ставят в плюс – мол, рабочая сила уже дешевле некуда, совсем скоро инвесторы в очередь будут выстраиваться. Только вот ведь – инвестору не только дешевая рабсила нужна. В том же Таджикистане, к примеру, она тоже не слишком дорогая, но бума инвестиций как-то не наблюдается. Впрочем, вернемся к теме.

Итак, дефолта в Украине, скорее всего, не будет.


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх