Немецкий политик: И в Украине, и в Сирии Путин ведет циничную двойную игру
Россия вовсе не заинтересована в сотрудничестве с Западом, считает депутат бундестага от партии «Союз-90/Зеленые» Марилуизе Бек. По ее мнению, события последних лет говорят сами за себя: «своими военными действиями в Украине администрация Путина нарушила международное право и пошатнула европейский мирный порядок».
Россия поставила под сомнение достижения политики ядерного сдерживания и суверенитет границ Украины, а война на востоке страны привела к появлению наибольшего числа беженцев в Европе со времен Второй мировой войны. При этом Россия продолжает отрицать свое участие в этом конфликте, а на переговорах вместе с ополченцами играет в хорошего и плохого полицейского, утверждая, что не имеет никакого влияния на ополченцев, которых без ее поддержки не было бы вовсе.
В Украине Россия ведет циничную двойную игру, и то же самое Кремль делает в Сирии. Ничто не указывает на то, что Путин заинтересован в сотрудничестве с западными странами. Сразу за призывом Путина в ООН организовать международную коалицию против ИГ последовали авиаудары, направленные больше против других групп, чем против «Исламского государства». Тем самым Путин оказывает поддержку режиму Асада и обеспечивает сохранность российских военных баз в регионе.
«Однако в первую очередь этими атаками Россия хочет укрепить фундамент для переговоров с Западом», – убеждена Марилуизе Бек. По ее мнению, действия Москвы в конечном счете приведут к тому, что в итоге останутся только средневековое ИГ и беспощадный режим Асада. Она также отмечает, что Россия осознанно пошла на риск столкновений самолетов в воздушном пространстве Сирии. Чем сильнее напуган Запад, тем лучше.
Хорошие и интенсивные связи с Россией остаются желательными для Запада, и мечта об общем европейском доме еще жива. Однако надо посмотреть правде в глаза: нынешнее российское руководство не только не заинтересовано в партнерстве, но и создает нездоровую атмосферу беспокойства. Таким образом внутри страны Путин может предстать гарантом безопасности и стабильности России, которой якобы угрожают извне. В таких условиях Западу нельзя делать ставку только на взаимодействие или только на конфронтацию. Нужно всякий раз внимательно анализировать ситуацию и определять, в каких сферах Россия нацелена на партнерские действия, и оставаться открытыми для нее в этих областях, в то же время пресекая стремления российского правительства там, где оно делает ставку на конфронтацию.
В связи с украинским конфликтом об ослаблении санкций против России не может быть и речи. Западу хватило ума с самого начала однозначно исключить военный ответ на действия России, поэтому санкции остаются главным и единственным инструментом поддержки дипломатического процесса.
Для решения сирийского конфликта тоже не существует универсального рецепта, однако нужно помнить, кто несет ответственность за нынешние удручающие события и волну беженцев из страны – режим Башара Асада. Путин тоже знает, что российские авиаудары в поддержку сирийской армии приведут к увеличению числа беженцев.
Что касается ситуации в самой России: тяжелое экономическое положение страны мало связано с санкциями – оно вызвано внутренними причинами, и в частности подавляемой модернизацией и отсутствием правовой и инвестиционной безопасности. Между тем, сейчас Кремлю нечего опасаться обвинений в своей политической несостоятельности: голосам критиков в России звучать не дают уже на протяжении многих лет.
Однако, по мнению Бек, Запад может предложить России сотрудничество, не поступаясь собственными ценностями. Для этого нужно лишь обратиться к тем людям, которые действительно хотят добиться прогресса. Также она отмечает, что надо продолжать попытки работать с российским президентом над поиском решений глобальных конфликтов, но делать это необходимо не в ущерб западным ценностям.