Последствия прекращения авиасообщения между Россией и Украиной
На фоне введения двусторонних санкций между ранее дружественными странами, начиная с сегодняшнего дня прекращено авиасообщение между Россией и Украиной. Информация об этом широко обсуждается в масс-медиа. При этом обе стороны просчитывают потенциальные экономические убытки, делая акценты на некоторый политический окрас, наблюдающийся в отношениях между странами с 2014 года.
Тот факт, что прервавшиеся деловые связи несомненно не принесут прибыли, а лишь усилят имеющееся противостояние между Киевом и Кремлем, может значительным образом отразится на бюджете Украины, потерявшей достаточно прибыльный рынок авиаперевозок. Инициатива о полном прекращении авиасообщений выдвинута в рамках переговоров, состоявшихся между уполномоченными представителями стран 23 октября в Брюсселе.
Как сообщается в масс-медиа, 23 октября просьбы украинских национальных и коммерческих авиакомпаний принять действенные меры по сохранению воздушного сообщения между странами, в итоге, привели, как сообщили в Росавиации, к вялотекущей дискуссии по рассмотрению вопросов о снятии взаимных ограничений исключительно в области транзитных международных перелетов.
В ответ на отказ от воздушного сообщения с Россией, в РФ были вынуждены немедленно вести меры «зеркального» характера, причем, введенный запрет на полеты украинских перевозчиков может открыть рынок для авиакомпаний других стран дальнего и ближнего зарубежья. В Росавиации уже подсчитали, что недополученная прибыль от вынужденного прекращения рейсов в РФ для Украины составит не менее 35-42 миллионов долларов США. Сама Россия, ввиду достаточно мощного экономического потенциала, сумеет оперативно переориентировать вектор развития рынка авиасообщений на соседние страны, чего нельзя сказать об украинском министерстве транспорта, чиновники которого не особенно интересуются убытками крупнейших украинских авиаперевозчиков.
Все последующие действия украинского премьер-министра Арсения Яценюка направлены на продвижение на рынок Украины авиакомпаний других государств, причем, убытки национальных авиапредприятий от режима «закрытого неба» необходимо оценивать по-разному, и, прежде всего, с политико-экономических позиций. Российские эксперты, просчитав потенциальные убытки и российских, и украинских авиаперевозчиков, предположили, что, если считать в абсолютных экономических показателях, то, конечно же, российские компании понесут большие убытки, так как они, обладая значительным парком воздушных судов, вели намного более активный бизнес на рынке перевозок между Украиной и Россией.
Но если оценить ситуацию в удельном весе потенциально потерянных доходов, неполученных в будущих периодах украинскими компаниями, то они намного превысят финансовые потери российских авиапредприятий, так как бюджет Украины несоизмеримо мал, а присутствие на рынке авиасообщений РФ давало украинцам реальную возможность поддерживать прибыльность своих компаний. Особо отмечается, что введенные санкции могут негативно сказаться на доходах украинских авиапредприятий именно от транзитных перелетов, так как «Украэрорух» недосчитается, как отмечают российские аналитики, достаточно серьезных сумм, вследствие того, что авиалайнеры российских компаний будут облетать воздушное пространство Украины и платить за транзит другим странам.