В ожидании Каннского кинофестиваля - 2018: история и что в программе
Канны. Когда мы слышим это название, невольно возникает ассоциативный ряд: Лазурный берег, набережная Круазетт, красная дорожка, кинофестиваль... Канны - курортный город на юге Франции - славен, прежде всего, Каннским международным кинофестивалем (фр. Festival international du film de Cannes), являющимся настоящим законодателем кинематографической моды. В этом году он - уже в 71-й раз - пройдет с 8 по 19 мая.
Предлагаем узнать, как кинофестиваль появился, какова его конкурсная программа и что мы, собственно, увидим в этом году, а также о самых ярких событиях в истории Канн.
- Как фильмы попадают на фестиваль
- Конкурсная программа Каннского кинофестиваля в 2018 году
- Netflix не поедет в Канны, а на красной дорожке нельзя будет сделать селфи
- Почему на Каннский кинофестиваль нужно обратить внимание
Что посмотреть:
- 10 самых ярких фильмов этой весны
- ТОП-10 самых ярких фильмов 2017 года
- 14 фильмов о любви на все времена
- Десятка худших фильмов 2017 года (рейтинг журнала Rolling Stone)
История Каннского кинофестиваля
Каннский кинофестиваль считается одним из самых престижных и старейших. Своим «возрастом» он уступает лишь Венецианскому (итал. Mostra Internazionale d'Arte Cinematografica), учрежденному в 1932 году.
История начинается именно в 1932 году. Тогда в Венеции по инициативе дуче Бенито Муссолини впервые был проведен Международный кинематографический форум. Последующие годы охарактеризовались укоренением фашистского режима в Италии и Германии. Для своего становления он использовал мощное оружие - пропаганду. И Венецианский кинофестиваль - как очень яркое событие - в конце 30-х годов прошлого века превратился в площадку для нацистской пропаганды.
Кадр из фильма Лени Рифеншталь «Олимпия» (1938)
Достаточно сказать, что в 1938 году призером кинофестиваля стал фильм «Олимпия» Лени Рифеншталь - немецкого режиссера, танцовщицы, актрисы и активной пропагандистки Третьего рейха. Но многие считают «Олимпию» величайшей кинокартиной о спорте всех времен и народов.
Как бы то ни было, а мероприятие завершилось скандалом: протестуя против вероятного вмешательства в его работу администрации Гитлера, делегации США и Великобритании покинули фестиваль.
Главный символ Венецианского международного кинофестиваля - крылатый лев
Франция приняла решение учредить - в противовес Венецианскому - собственный кинофестиваль.
Местом проведения выбрали Канны на морском побережье юга Франции. А почетным председателем жюри назначили Луи Люмьера. Определились и со временем проведения - с 1 по 20 сентября 1939 года.
Луи Люмьер - первый президент Каннского кинофестиваля (1939). Он в искусстве совершил настоящий прорыв, что по достоинству оценили его современники, выбрав в 1919 году членом Французской академии наук
Но история распорядилась по-своему: фестиваль закончился, так и не успев начаться. 1 сентября состоялся показ фильма «Горбун из Нотр-Дама» немецкого режиссера Уильяма Дитерле, покинувшего Германию в начале 30-х годов XX века. В этот же день началось вторжение фашистской Германии в Польшу, и фестиваль был отменен.
Его второе рождение состоялось уже после окончания Второй мировой войны, осенью 1946 года.
Фестиваль 1946 года считается первым Каннским кинофестивалем.
В 1920 году Люмьер запатентовал процесс пространственной фотографии. Спустя почти 30 лет - в 1946 году - он передал фонду Французской синематеки почти две тысячи лент, отснятых вместе со своим братом. И те легли в основу фильма «Люмьеры!» - эмоциональной истории зарождения нового искусства
В разные годы главной его наградой были: Гран-при (фр. Grand Prix du Festival International du Film - большой приз) - 1939-1954, 1964-1974, «Золотая пальмовая ветвь» (фр. Palme d’Or) - 1955-1963, 1975 и по настоящее время. Временное возвращение высшей награды Гран-при было вызвано проблемами с авторским правом.
Главный приз жюри - «Золотая пальмовая ветвь» - произведение ювелирного искусства от Chopard из золота 999 пробы, оцененное в 20? тысяч евро
Интересный факт. «Золотая пальмовая ветвь» 1939 года (отмененного кинофестиваля) все-таки была вручена - в 2002 году. Ее обладателем стал американский художественный фильм «Юнион Пасифик», снятый в жанре вестерн (режиссер Сесил Блаунт Демилль).
И любопытно, что за всю историю кинофестиваля никто не смог удостоиться главного приза трижды. А единственной женщиной-режиссером, обладающей им, стала Джейн Кэмпион за фильм «Пианино».
Кстати, в этом году в рамках кинофестиваля мы увидим картину двукратного обладателя каннского приза жюри - городской вестерн «Догмэн» от харизматичного итальянца Маттео Гарроне.
Если говорить о премиях мероприятия, с подачи американских журналистов еще существует так называемая «Пальмовая собака». Она присуждается лучшей собаке в фильме. Среди известных лауреатов: Мопс из «Марии Антуанетты», Угги из «Артиста», Моисей из «Догвиля», Люси из «Венди и Люси», Нелли из «Патерсона».
Как фильмы попадают на фестиваль
В мероприятиях такого уровня всегда интересует закулисье, то, какие ленты и по каким критериям отбираются для конкурсной программы и кто вообще решает судьбу претендентов.
До конца 1970-х годов прошлого века кинокартины для участия в программе фестиваля определяли сами страны-участницы. Сегодня порядок другой: фильмы-участники конкурсных программ отбирает специальная комиссия, состоящая из публичных людей, тесно связанных с киноиндустрией. Это касается официальных программ кинофестиваля, а именно:
- «Основной»
- «Особого взгляда»
- «Короткометражного кино»
- «Синефондасьон» (студенческие картины)
Для восточноевропейских кинопроизводителей первым отборочным «ситом» выступает Жоэль Шапрон - консультант Каннского фестиваля, вице-директор французской организации UniFrance. Он пересматривает тысячи полнометражных фильмов, снятых в регионе, и ищет, по его словам, «кино, а не сюжеты»: «Сюжеты для Каннского фестиваля - это второстепенно. То, что мы ищем, это настоящее кино, это - хорошая работа режиссера, хороший актерский ансамбль, хорошая работа оператора. А о чем фильм - второстепенно. Это кинофестиваль, поэтому мы ориентируемся на кино».
О том, чего ждут от фестивального кино и какие фильмы имеют шансы попасть на конкурс, он рассказал изданию «Сноб» еще перед 66-м Каннским кинофестивалем: «Когда фильм сугубо местный, ссылается на местные реалии, непонятен вообще никому, это минус. Это значит, что, если ты снимаешь о своих обрядах, ты должен снимать так, чтобы это было понятно всем, превращалось в универсальную историю».
Однако шансы попасть в фестивальную программу есть не только у фильмов, отобранных консультантами, но и тех, что отправлены в оргкомитет через сайт фестиваля. Ведь главным требованием к картинам является именно художественная ценность, необычный взгляд на мир, яркая индивидуальность. Это то, что ломает стереотипы и ценится в творческой среде.
И все же судьбу претендентов решает программный директор. Почти четверть века этот пост занимал легендарный Жиль Жакоб, отдавший фестивалю сорок лет своей жизни. Он связан с Каннами с 1964 года, когда только начинал журналистом и простым работником кинофестиваля. В 1978 году его назначили генеральным директором.
Жиль Жакоб, руководя одним из главных кинофестивалей планеты, дал старт карьерам ярчайших представителей режиссуры
В оценке фильмов Жиль Жакоб придерживался двух критериев. Во-первых, он обращал внимание на то, возникает ли желание пересмотреть данную картину. Во-вторых, на «способность фильма завоевать мир». «Когда видишь каннские залы, где сидят люди со всего света, реагирующие одинаково - будь то их слезы, страх или смех, - то понимаешь, что картина, вызывающая такие эмоции, по-настоящему человечна». (L’Express, 2002, специальный каннский номер)
В 2007 году его сменил Тьерри Фремо, занимавший тогда пост художественного руководителя Каннского фестиваля.
Тьерри Фремо - программный директор Каннского кинофестиваля с 2007 года
Фремо - интеллектуал, истинный синефил, уверенный в том, что «кино может изменить мир, во всяком случае - заставить его двигаться вперед».
А судьи кто
Персональный состав жюри Каннского кинофестиваля определяют люди, которые формируют конкурсные программы. Бытует мнение, что этот выбор - осознанный, направленный на подбор жюри под особенности картин, отобранные для показов. Правда, время от времени в прессе периодически гуляют слухи о кризисе каннского жюри, о необоснованных преференциях при распределении призов, о случаях принципиальных разногласий в оценке работ между жюри и авторитетными кинокритиками. Без этого никак.
Уже известно, что в 2018 году жюри основного конкурса возглавит австралийская актриса театра и кино Кейт Бланшетт. Она лауреат двух премий «Оскар», трех премий BAFTA, двух премий «Золотой глобус» и двух «Премий Гильдии киноактеров США».
Кейт Бланшетт - президент жюри 71-го Каннского кинофестиваля
Популярность ей принесли роли в фильмах «Елизавета», «Властелин колец» и «Авиатор».
Первая серьезная роль Кейт Бланшетт - королева Англии и Ирландии Елизавета I в исторической драме Шекхара Капура, за которую она получила премию BAFTA и «Золотой Глобус», а также была номинирована на «Оскар» и «Премию Гильдии киноактеров США»
Президент Каннского кинофестиваля Пьер Лескюр вместе с программным директором Тьерри Фремо называют ее уникальной и той, чьи «талант и убеждения делают лучше то, что показывают и на экране, и на сцене». Они так прокомментировали ее назначение: «Она будет преданным президентом жюри, пылкой женщиной и великодушным зрителем».
На днях организаторы огласили полный состав жюри. В этом году в него вошли «четверо мужчин и пять женщин семи национальностей и с пяти континентов». Это:
- - канадский режиссер Дени Вильнев
- - французский режиссер Робер Гедигян
- - российский режиссер Андрей Звягинцев,
- - французская актриса Леа Сейду,
- - американская актриса Кристен Стюарт
- - китайский актер Чан Чэнь
- - американская сценаристка Ава Дюверней
- - певица из Бурунди Хаджа Нин
Жюри «Особого взгляда» возглавит американский актер Бенисио Дель Торо.
Программный калейдоскоп
Программа Каннского кинофестиваля включает конкурсную и внеконкурсную программы. Основная конкурсная программа, участники которой претендуют на «Золотую пальмовую ветвь», состоит из полнометражных художественных фильмов. В перечень претендентов попадают работы, отвечающие обязательным конкурсным требованиям. Итак, фильм:
- должен быть «свежим», снятым не раньше, чем за 12 месяцев до фестиваля
- не должен участвовать в конкурсной программе других кинофестивалей
- не должен быть в международном прокате (допустима демонстрация в стране, где он произведен)
- должен длиться больше 60 минут
Чаще всего на конкурс попадают работы признанных режиссеров, а также фильмы менее известных мастеров, чьи имена были отмечены отборщиками ранее, а работы принимали участие в прошлых фестивалях. Дебютантам сложно пробиться в основную программу. Исключение, по словам Тьерри Фремо, составляют «артхаусные фильмы, способные привлечь внимание широкой аудитории».
Программа «Особый взгляд», учрежденная в 1978 году, является второй по значимости частью официального конкурса. Ее призер имеет поддержку во французском прокате. Для участия отбираются «смелые» картины, исполненные в оригинальной эстетической манере. Зачастую это фильмы режиссеров-дебютантов.
Кстати, в этом году в «Особый взгляд» войдет мировая премьера украинского фильма «Донбасс» Сергея Лозницы (а анимационный фильм «Кормилица» украинского сценариста стал номинантом на «Оскар»).
Программа «Синефондасьон» - студенческие картины. В отличие от других программ фестиваля, конкурсные требования не запрещают размещение фильма в Интернете, но лимитируют его продолжительность - не более одного часа.
Программа «Уголок короткого метра» (Short Film Corner) - игровые и анимационные ленты максимальной продолжительностью 35 минут. По условиям фестиваля, фильм должен быть представлен одним из прямых правообладателей с обязательным личным присутствием на фестивале. Один режиссер может подать заявку на один фильм.
Программа Каннского фестиваля включает также внеконкурсные, полуночные и специальные показы.
Также действуют независимые секции, проходящие одновременно с официальной программой. Они не зависят от Каннского кинофестиваля, имеют своих кураторов и собственное жюри. В отборе участников каннские консультанты не участвуют. Наиболее известные: «Двухнедельник режиссеров» и «Неделя кинокритики». Известно, что в этом году в рамках программы «Неделя критики» состоится премьера ленты Бенедикта Эрлингссона «Женщина на войне».
Что посмотреть (новинки и трейлеры):
- Телеканал HBO снимает сериал о Чернобыльской трагедии
- «Призрак в доспехах» 20 лет спустя. Обзор ремейка 2017 года
- Super Bowl 2018: самые крутые ролики и трейлеры, шоу и звезды
- Появился новый трейлер The Evil Within 2
- В Киеве презентовали первый официальный трейлер «Круты 1918»
- В Днепре презентовали тизер Major Creampie
Конкурсная программа Каннского кинофестиваля в 2018 году
Сообщается, что в 2018 году торжество откроет драматическая лента Асгара Фархади «Все знают» (Todos lo saben).
В основной части конкурсной программы кинофестиваля более 40 фильмов, среди которых:
- «Девушки солнца» (Les filles du soleil) Евы Хассон
- «Магазинные воришки» (Manbiki kazoku) Хирокадзу Корээда
- «Догмэн» (Dogman) Маттео Гарроне
- «На войне» (Un Autre Monde) Стефана Бризе
- «Образ и речь» (Le livre d'image) Жан-Люка Годара
- «Асако 1 и 2» (Netemo sametemo) Рюсюкэ Хамагути
- «Удовольствие, любовь и бег» (Plaire, aimer et courir vite) Кристофа Оноре
- «Пепельный - самый чистый белый» (Jiang hu er nv) Цзя Чжанкэ
- «Капернаум» (Capharnaum) Надин Лабаки
- «Пылающий» (Beoning) Ли Чхан-дона
- «Черный клановец» (BlacKkKlansman) Спайка Ли
- «Три лица» (Three Faces) Джафара Панахи
- «Холодная война» (Zimna wojna) Павла Павликовского
- «Счастливый Лазарь» (Lazzaro Felice) Аличе Рорвахер
- «Под Силвер-Лэйк» (Under the Silver Lake) Дэвида Роберта Митчелла
- «Лето» Кирилла Серебренникова
Хочется кратко рассказать о некоторых из них. Так, черно-белое «Лето» Кирилла Серебренникова рассказывает о сложном любовном треугольнике с участием молодого Виктора Цоя, рок-ветерана Майка Науменко и его жены Натальи.
«Под Силвер-Лэйк» Дэвида Роберта Митчелла - это неординарный комедийный детектив, расследующий внезапное исчезновение соседки главного героя Сэма.
А «Магазинные воришки» каннского любимца Хирокадзу Корееда - самая настоящая драма о бедствующей семье шоплифтеров (тех, что «тихо» выносят товар из магазинов), решившейся взять с улицы маленькую замерзающую девочку.
«Пылающий» Ли Чхан-дона - его первый фильм. И он уже имеет каннский приз за лучший сценарий. Представляет собой экранизацию рассказа Харуки Мураками о трех молодых людях - курьере, писателе и топ-модели - оказавшихся втянутыми в один таинственный инцидент.
В «Особом взгляде», в жюри которой Бенисио Дель Торо, в этом году представлены:
- «Граница» (Али Аббаси)
- «София» (Мерьем Бенмбарек)
- «Щекотка» (Эрик Метайе и Андреа Бескрон)
- «Пикник на обочине» (Би Гань)
- «Манто» (Нандита Дас)
- «Секс-лента» (Антуан Дерозьер)
- «Девушка» (Люка Дон)
- «Уста ангела» (Ванесса Филхо)
- «Эйфория» (Валерия Голино)
- «Моя любимая ткань» (Гайа Жиже)
- «Друг» (Ванури Кауй)
- «Браконьеры» (Этьен Каллос)
- «В моей комнате» (Ульрих Келер)
- «Ангел» (Луис Ортега)
- «Нежное безразличие мира» (Адильхан Эржанов)
В рамках «Каннской классики» планируется показ фильма «Космическая Одиссея» Стэнли Кубрика. Ее представит Кристофер Нолан.
Вне конкурсной программы впервые покажут один из самых ожидаемых фильмов этого года - «Соло. Звездные войны: Истории» Рона Ховарда, а также фильм «Ле-Гран Бан» Жиля Леллуша.
Что посмотреть в кино:
- Что посмотреть в кино - премьеры с 26 апреля по 2 мая 2018
- Что посмотреть в кино - премьеры с 19 по 25 апреля 2018
- Что посмотреть в кино - премьеры с 12 по 18 апреля 2018
- Что посмотреть в кино - премьеры с 5 по 11 апреля 2018
- Что посмотреть в кино - премьеры с 29 марта по 4 апреля 2018
Netflix не поедет в Канны, а на красной дорожке нельзя будет сделать селфи
В этом году фильмы производства стримингового сервиса Netflix отстранили от участия в Каннском кинофестивале. Сообщается, что в 2018 году исключений для лент, которые не выходят на большие экраны, больше делать не будут.
Согласно новым правилам Каннского кинофестиваля, Netflix сможет показать свои ленты вне конкурса Каннского кинофестиваля.
А еще в Каннах ввели запрет на селфи на красной дорожке.
По мнению Тьерри Фремо: «Беспорядок, который провоцирует практика селфи, мешает не только церемонии красной дорожки, но и фестивалю в целом». Он считает, что селфи делает Каннский кинофестиваль более тривиальным, уменьшает его значимость.
Вспоминается, как в 2015 году на красную дорожку не пустили более чем 50 женщин: они, видите ли, были в обуви на плоском ходу. Да, дресс-код Канн очень строг.
Впрочем, уже в 2016-м голливудская актриса Джулия Робертс позволила себе его нарушить, пройдясь по красной дорожке... босиком.
Почему на Каннский кинофестиваль нужно обратить внимание
И почему его считают главным событием киноиндустрии. Сегодня он отождествляется с респектабельностью и особой эстетикой.
Несмотря на свою необычную и весьма сложную историю, этот кинофестиваль был и остается самым престижным событием в мире кино, а его главный приз - заветной мечтой любого человека, причастного к кинематографу. Сегодня Канны - символ утонченности и аристократизма, некое золотое сечение между популярным и интеллектуальным кино. Это - лучшие картины, заслужившие благосклонность критиков
Канны - фестиваль, не ставящий перед собою цель открыть миру коммерчески успешное кино. С этой задачей блестяще справляется Голливуд. А цель Каннского форума - задать тенденцию, подарить любителям кино те фильмы, которые наделены другими, более значимыми достоинствами, новые режиссерские решения, воздействующие на зрителя посредством волшебной силы искусства. И это «по-настоящему человечные» картины, делающие мир лучше.
Среди известных: «Сладкая жизнь» Федерико Феллини, «Апокалипсис сегодня» Френсиса Форда Копполы, «Таксист» Мартина Скорсезе, «Шербурские зонтики» Жака Деми, «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино. Каждый из них был награжден «Золотой пальмовой ветвью» и вошел в золотой фонд кинематографа.
Сегодня Каннский кинофестиваль продолжает следовать собственному стилю, оставаясь посредником между Художником и миром.
Напомним, что в этом году он пройдет с 8 по 19 мая во Франции на Лазурном берегу.
Что почитать:
- Выбор редакции: 17 лучших книг марта
- Выбор редакции: ТОП-10 лучших книг февраля
- Всемирный день писателя: самые успешные писатели современности и ТОП-5 новинок от украинских авторов
- Что почитать из классики: украинский Джордж Мартин из XIX века
- С книгой по жизни: что мы читали в 2017 году
Netflix Венеция Германия Франция