Новости и события » Культура » Бандера в Берлине: приговор под ритмы хип-хопа

Бандера в Берлине: приговор под ритмы хип-хопа

Бандера в Берлине: приговор под ритмы хип-хопа

Степан Бандера - одна из самых противоречивых исторических фигур. Кто и почему решил написать хип-хоп про лидера украинского национального движения?

В театре имени Максима Горького на сцене Студии Я, одной из экспериментальных площадок Берлина, поставили спектакль о Степане Бандере. Это совместная работа берлинского музыканта украинского происхождения, лидера группы RotFront Юрия Гуржи и немецкой актрисы, родившейся в Молдове, Марины Френк. Они выбрали необычный формат хип-хоперы. Сочетая классический и современный жанры, они пересказывают жизнь идеолога украинского национального движения Степана Бандеры и подчеркивают неоднозначность его фигуры: в спектакле, к примеру, несколько раз повторяется трек "Monster or Hero". Спорные факты его биографии тоже не остаются без внимания: в частности, во время исполнения песни "Jewish Question" на задник проецируются цитаты членов ОУН о евреях. Как относиться к этому политическому деятелю, зрители должны решить сами. Корреспондент DW поговорила с Юрием Гуржи об этом театральном эксперименте.

DW: Почему вы решили поставить спектакль о Степане Бандере?

Юрий Гуржи: Меня как украинского еврея очень волнует эта тема, потому что о ней тяжело говорить спокойно. Это неудобный разговор, неприятный.

Несколько лет назад на Бродвее поставили хип-хоперу о Гамильтоне, видном американском государственном деятеле. Это гениально: отлично зарифмованный перевод исторической темы как бы на другой язык, не созданный для этого.

Вышло очень гармонично, ведь хип-хоп - это музыкальная форма, в которую вмещается максимум информации. Мы с Мариной уже делали один исторический проект, и хотелось продолжить эксперименты в этом же русле.

- На каком историческом материале основаны тексты ваших песен?

- И какое отношение к Бандере у вас вызвали эти книги?

- Сказать, что он вызывает у меня восхищение или ненависть, я не могу, это комплексное чувство. Он - человек неотделимый от своей эпохи, продукт времени и обстоятельств, которого если и можно судить, то только по законам того времени. Он не мой герой. Но нужно четко разграничивать: вот Бандер как персонаж истории, а вот то, что из него слепили после смерти. Это отдельный интереснейший предмет для изучения.

То, чем фигура Бандеры является сейчас для Украины и России, имеет слабое отношение к тому, кем он на самом деле был. Большинство людей, которые обвиняют каких-то мифических бандеровцев, и те, кто, с другой стороны, себя бандеровцами называют, часто не обладают достаточным количеством информации.

- Почему одна историческая фигура так по-разному воспринимается?

- России нужен был такой антигерой, потому что хорошо иметь условного "Гитлера". Людям нужен образ, и когда он есть, против него легко настроить. Есть мнение, что Бандера был избран, чтобы стать таким символом. Этот вопрос я задавал многим своим украинским друзьям, литераторам, культуртрегерам. Среди них не было ни одного фаната Бандеры, но я встретил много довольно неожиданных мнений. Например, что Бандера - проект КГБ.

С 1941 года он не возвращался в Украину, в течение 18 лет до своей гибели в 1959 году координировал партизанскую войну в Украине. Но мне не хватает фантазии, чтобы представить, как без телефона и интернета можно было руководить подпольной борьбой из Германии. Мне кажется, что для украинцев он являлся довольно абстрактным символом: никто его не видел, он был далеко. Еще одна оригинальная теория, что выбор пал на Бандеру, а не на Шухевича, скажем, только из-за певучести его фамилии.

- Почему спектакль появился не в разгар российско-украинского конфликта, а только сейчас?

- Эта тема вновь вышла на передний план, но она была актуальна еще в 1950-60-е годы. Вообще инициатива исходила от берлинского театра имени Горького, они делают серию мероприятий "Mythen der Wirklichkeit" ("Мифы действительности" - Ред.) и в 2016 году предложили мне поставить что-то на украинскую тему. За несколько месяцев мы написали все эти песни. На нас лежала большая ответственность, потому что тема взрывоопасная.

Марина Френк писала тексты очень быстро, у нее любовь к деталям. Четыре года жизни Бандеры в концлагере - одна из самых спорных тем. Но есть такой штрих: он жил в отдельной комнате, где у него вроде бы были картина и ковер. Марина уцепилась за эту деталь и написала песню "Teppich im KZ" ("Ковер в концлагере" - P ед.)

- На ваш спектакль приходят, в основном, немцы. Как реагирует публика?

- Я не предвидел, что реакция будет настолько благодарная и позитивная. Мы были уверены, что сделали очень радикальную постановку. Некоторые вещи очень важно проговаривать, надо уметь над ними смеяться и приблизиться к ним с другой стороны. Темы Второй мировой и Холокоста уже перестали быть табуированными. Существует много материала с политической сатирой - от чаплинского "Великого диктатора" до "Продюсеров" Мела Брукса.

- Вы не собираетесь привезти "Бандеру" в Россию или Украину?

- В Россию - нет, при нынешней ситуации это невозможно. А из Украины уже было два-три запроса, но пока они ни во что не вылились. Театр - это долгая и сложная история, нужно найти финансирование и площадку.

Бандера в Берлине: приговор под ритмы хип-хопа

Бандера в Берлине: приговор под ритмы хип-хопа

Германия


Як організувати теплу підлогу вдома

Як організувати теплу підлогу вдома

Електрична тепла підлога стає все більш популярним рішенням для додаткового обігріву житлових приміщень. Вона забезпечує комфортну температуру підлоги, рівномірно розподіляючи тепло по всій площі кімнати. У цій статті ми розглянемо переваги електричної...

сегодня 11:03

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх