Сила личности: ароматы, воссоздающие запах человеческой кожи
Пахнуть собой, только чуть лучше - в моду входят тихие, неяркие ароматы, воссоздающие запах человеческой кожи.
В англоязычном парфюмерном сленге есть расхожая фигура речи - skin scent, или «запах кожи». Несмотря на будничность этого выражения, и парфюмеры, и журналисты понимают его по-разному: одни так называют ароматы, которые пахнут мылом, тальком и хорошим шампунем - словом, своеобразной косметической аурой, окружающей современного человека, другие имеют в виду совершенно разные композиции с одним общим свойством: они «сидят» близко к коже. Если вывести среднее арифметическое из всего сказанного, получится, что skin scents - духи, которые собраны вокруг аккордов, транслирующих хорошую гигиену, чистоту и здоровье, и при этом почти не имеют шлейфа.
Сегодня такие неяркие и деликатные ароматы модны как никогда. Недавно в The New York Times вышла статья, автор которой дал им свежее, потенциально вирусное название - the new softies’, то есть «новые неженки». Кто-то переведет иначе - «новые слабаки», но подозревать ароматы соответствующего жанра в безволии или отсутствии яркого характера - неправильно: они вообще сделаны не для того, чтобы впечатлять. Каждый задуман как своеобразный инстаграмный фильтр, сообщающий владельцу - незаметно, в духе хештега IWokeUpLikeThis - дополнительные качества (подходящая аналогия - обманчиво простой телесный макияж, делающий человека лучшей версией себя). Так, в июне на полках магазинов появится коллаборация Byredo и модной марки Off-White, аромат Elevator Music - духи, которые, по словам дизайнера Вирджила Абло, «не пахнут ничем». На самом деле, конечно, пахнут - чистыми мускусами, фиалкой, пудрой тонкого помола, но своей структурой напоминают так называемую «меблировочную музыку» французского композитора Эрика Сати, состоящую из бесконечных повторов одной и той же простой музыкальной фразы. Сати очень нервничал, когда его меблировочную музыку - бесконфликтную, лишенную контрастов и резких переходов - сосредоточенно слушали и комментировали: она, по задумке автора, была продолжением интерьера и ее не следовало принимать во внимание. Так же и здесь: «Идея Elevator Music состоит в том, чтобы окружающие замечали человека, а не его духи», - комментирует основатель Byredo Бен Горхэм. «Это несколько противоречит главной идее нишевой парфюмерии - создавать ни на что не похожие шедевры, но сегодня, когда культура миллениалов выходит на первый план, главный шедевр - это сам потребитель», - резюмирует он.
При чем же здесь миллениалы? Автор той самой статьи в The New York Times утверждает, что главная экономическая сила нашего века уже не хочет носить готовую и расфасованную по флаконам «персону», придуманную и собранную парфюмером: для сегодняшних 25-летних главная личность - их собственная, и именно ее они хотят подать в наиболее выгодном свете. Если вам кажется, будто нечто подобное вы уже слышали, так и есть: похожий тренд когда-то был задан Гезой Шоеном и его маркой Escentric Molecules. «Молекулы», обещали маркетологи, подчеркнут и усилят ваш собственный природный запах и сделают его притягательным для других людей, особенно для представителей противоположного пола. С точки зрения науки эта заявка была стопроцентной профанацией - «Молекулы» были и остаются важной вехой современной парфюмерии, но никаких волшебных свойств у них нет. Важно другое: продать миллениалу аромат на таких условиях - чтобы нравиться окружающим - сегодня не так уж просто. Кому какое дело до окружающих?