Экономические итоги недели: Шоковая терапия от поляков и сукины сыны МВФ
Экономист Александр Дудчак, специализирующийся на Украине, приготовил для читателей «ПолитНавигатора» обзор самых важных экономических событий, произошедших в бывшей советской республике за последнюю неделю.
Первые результаты «евроинтеграции», достигнутые на майдане, скоро ощутят в самом европейском регионе Украине – Галичине
Нельзя вот просто так взять и подписать Соглашение об Ассоциации (СА) с ЕС. Удивительный народ – обитатели майдана. Они не сомневались в присутствии отсутствующих положений в тексте СА с ЕС, но не верили в те, которые там действительно были. При полной уверенности, что не может не быть в тексте пункта о предоставлении Украине безвизового режима, совершенно не ожидали, что многим придется скакать не только на майдане, но и по ночам от холода во дворах своих бывших домов. Особенно тем, кому посчастливилось получить еще от Советской власти жилье в исторических памятниках Львова и других городов Галичины. Страшное слово «реституция» скоро будет ассоциироваться с «евроинтеграцией» по-украински для многих жителей Западной Украины. Такой удар в спину от «европейского адвоката» Украины – Польши! Теперь становится очевидным – отчего так поддерживала Польша власть на Украине, ту власть, которая боготворит ненавистных каждому поляку бандеровцев. Изощренная месть в стиле католиков-иезуитов – прикормили, подпустили, вошли в доверие и вспомнили не только обиды 70-летней давности, но и вновь смогли ощутить себя шляхтой – для этого так не хватало холопского фона.
Поляки (как и жители других восточноевропейских стран, подписавших сначала Соглашение об ассоциации, а затем вошедших в ЕС) сами попали под каток реституции. Имущество, находившееся на территории западной Польши, отошло прежним владельцам из бывших немецких и прусских земель. Теперь Польша жаждет морального и, конечно же, материального удовлетворения своих амбиций. В европейской семье – как в семье: отец отшлепал старшего сына, тот дал подзатыльник младшему брату, а младший брат пнул домашнего пса. Польша для Европы всегда была младшим братом (или сестрой), которому так хотелось иметь свою собачку.
Поляки создали специальную организацию с целью оказания помощи владельцам и наследникам недвижимости расположенной на территории, когда-то бывшей восточной окраиной Польши – «Кресовое попечительство». Около двадцати тысяч запросов от бывших собственников будут обработаны в ближайшее время. По данным, полученным Федеральным агентством новостей (ФАН) от «Кресового попечительства», на октябрь 2015 года суммарный потенциал исков оценивается в $5 млрд. Речь идет о подтверждении собственности на многоквартирные дома, сельхоз имения, перерабатывающие предприятия, лесопильные заводы, карьеры и пр. В Польше считают, что если украинское правительство получает миллиарды долларов на ведение гражданской войны, то «у них должны быть и деньги на украинские долги перед поляками, евреями, румынами, венграми и др.» В «Кресовом попечительстве» заявляют, что «Настало время сделать это. Это был их [руководства Украины] европейский выбор». О, сколько нам открытий чудных готовит евроинтеграция по-украински!
Украина в очередной раз заявила об отказе закупать газ у России.
В украинскую грамматику пора вводить новую категорию времени в дополнение к прошлому, настоящему и будущему. Необходимо ввести понятие – «вот-вот в будущем», нечто на английский манер – «future constant» - «постоянно в будущем». Без этого стоявшим на майданах не объяснить в полной мере такие понятия, как «безвизовый режим для Украины с ЕС» и «отказ Украины от российского газа».
Каждый майдан, каждая предвыборная кампания не может обойтись без лозунгов об отмене виз для украинцев при поездке в Европу – «вот-вот, в следующем году, как только проведем реформы и примем необходимые законы…» А следующий год всегда остается следующим, потому что мы все время живем только в этом году. Майдан 2013-14 добавил пример «вечно будущего времени» - отказ от российского газа.
Председатель правления «Нафтогаза» Андрей Коболев заявил, что Украина в 2016 году планирует не закупать у России газ, а ограничиться импортом из стран Европы: «Я думаю, что в 2016 г. можно будет смело сказать, что мы сможем полностью обойтись без российского газа».
Такие заявления становятся правилом хорошего тона у ответственных (или безответственных) чиновников и являются признаком патриотизма. Однако, как и в других случаях с «future constant», сразу же следует поправка с приставкой «если» и «в случае». И в этом случае также.
По заявлению все того же Коболева, Украина сможет отказаться от поставок российского газа в случае увеличения закупок в странах ЕС и при сокращении потребления внутри страны. Но увеличение поставок по реверсу будет все же российского газа, и то, лишь в том случае, если европейские страны увеличат его закупку у России или сократят собственное потребление.
Да и дешевле он не будет для Украины. Европа может частично помочь финансово, но не безвозмездно. В конце октября Украина и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) подписали договор о гарантиях на $300 млн для НАК «Нафтогаз Украины» на закупку природного газа, но это кредит, который пытаются представить как дотации, направленные на снижение цены при покупке реверсного газа.
Сократить потребление газа можно. За счет закрытия предприятий и понижения температуры в квартирах своих граждан.
После громкого заявления Коболев дает ряд оговорок: «Продолжение закупки газа у России будет зависеть от цены…», «Украина может пройти зимний отопительный период 2015-2016 гг. без закупки природного газа у «Газпрома» при условии теплой погоды…». «Мы можем допускать определенные сценарии, когда внешняя температура будет не холодной, не будет экстремально минусовых температур, когда по определенной причине потребление уменьшится. Мы надеемся, что в следующем году нам будет намного легче проходить зиму, и мы, возможно, даже будем в состоянии пройти ее без российского газа», - говорит Коболев. И добавляет, что Украина в субботу завершила закупку у «Газпрома» 2 млрд кубометров газа по цене $227.
Одним словом, «не кажи «гоп»…», особенно тогда, когда в этом нет экономической целесообразности.
Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард подтвердила это предположение и сообщила о возможных изменениях в правилах Фонда: МВФ готов изменить правила, чтобы продолжить кредитование Украины даже в случае дефолта. Речь идет о правилах, которые запрещают МВФ кредитовать страны, просрочившие обязательства перед другими государствами. Заявления Фонда противоречат сами себе. С одной стороны, представитель Фонда Джерри Райс утверждает, что совет директоров МВФ рассмотрит вопрос изменения правил в «ближайшее время» и с украинским долгом он не связан. С другой, Wall Street Journal, ссылаясь на свои источники, сообщает, что МВФ готов изменить правила предоставления займов, чтобы Россия не смогла блокировать помощь Украине, если Киев допустит дефолт по обязательствам. Совет директоров МВФ рассмотрит возможные изменения в конце ноября с. г. после саммита G20 в Турции. Судя по всему, нужда в Украине, как источнике проблем для России в интересах США, все еще существует. Но, будет ли от этого лучше самой Украине, ее жителям?
Пересмотром правил будут недовольны многие. Ведь такого не происходило в случае с Аргентиной, Руандой или какой-либо другой страной. И проблемы Украины интересны одним лишь Соединенным Штатам с геополитической точки зрения. Европа от них устала и занята решением своих проблем с беженцами и ростом террористической угрозы. Тем не менее, вряд ли стоит ожидать антиамериканского бунта в самом Фонде.
В любом случае, МВФ напомнил о том, что нынешняя мировая валютно-финансовая система, созданная в интересах одного государства, себя изжила. Срочно требуется альтернатива этому всемирному экономическому жандарму. И ее активно создает Китай совместно с Россией и партнерами по БРИКС и ШОС в виде Нового банка развития БРИКС, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.