Этнологи: за годы независимости украинцев в Одессе стало больше, а украинского языка - меньше
10 июля, 21:32
За годы независимости удельный вес украинцев среди населения Одессы вырос с 49% до 77%, при этом доля граждан, предпочитающих общаться на государственном языке, сократилась с 15 до 3%.
Таковы данные исследований социологического центра "Пульс" за 1991-2015 годы, которые приводит автор статьи "Межнациональные отношения и культурная ситуация в Одессе за годы независимости" Елена Князева. Работа доцента кафедры социологии ОНУ имени Мечникова и сотрудника "Пульса" опубликована в сборнике "Этнология Одессы", презентация которого прошла вчера.
Князева считает, что рост удельного веса украинцев обусловлен явлением, которое она назвала "соблазном титульной нации": дескать, принадлежность к таковой дает определенные социальные преимущества, что заставляет многих людей идентифицировать себя как украинцев вопреки "патриархальным традициям". Об этом, в частности, свидетельствуют результаты проведенного в 2011 году опроса студенческой молодежи Одессы. Так, 13% респондентов, у которых отец и мать русские, назвали себя украинцами, а среди тех, у кого отец русский, а мать украинка, русскими назвали себя всего 34%. Правда, какие именно социальные преимущества дает принадлежность к "титульной нации" в Украине, Князева не сообщает.
Причина снижения удельного веса тех, кто предпочитает пользоваться украинским языком, ученому неизвестна. Она предполагает, что это связано с некой "попыткой осуществить украинизацию русскоязычных одесситов административными методами, внедрением "сверху" языковых и иных норм поведения и деятельности". При этом резкое уменьшение процента украиноязычных, с 15 до 3%, произошло, если верить "Пульсу", в 1992-1993 годах. В 2007 году доля их выросла до 6%, а уже в 2009-м снова упала до 3%. Никаких объяснений этим странным пертурбациям автор не дает, ограничиваясь сомнительным тезисом о насильственной украинизации, которая якобы заставила украиноязычных украинцев отказаться от родного языка.
В целом же сборник заслуживает внимания. Он объединяет материалы восьми авторов, в основном сотрудников Одесского университета. Больше всего статей дали инициаторы создания книги, доктор исторических наук ОНУ Александр Пригарин и доктор Западно-чешского университета Петр Лозовюк.
Работы охватывают широкий круг тем. Здесь и одесская кухня, и этнология одесской торговли ("Рынок как базар" - о Привозе и Седьмом километре), и праздничные практики одесситов (в том числе новейшие - Юморина, День города, День государственного флага, Вышиванковый фестиваль, "Утесов-фест" и так далее), и даже особая субкультура жен моряков. Анализируется даже жизненное время морячек, которое, по мнению автора, кандидата исторических наук Галины Стояновой, "несомненно, циклично": ожидание, встреча, отпуск мужа и проводы. Этнограф цитирует посты, размещенные на интернет-форумах и в соцсетях, публикует положения неформального "Кодекса жены моряка".
"Несмотря на богатую эмпирику и старые исследовательские традиции, Одесса выделяется отсутствием антропологических исследований города в местной историографии, - отмечают авторы. - Презентуемый сборник, скорее, не закрывает пробел, а открывает это направление".
→ Неравнодушные одесситы спасают зеленую зону 411-й батареи от машин столбиками на обочинах.