Дневник ОМКФ. День шестой: гротескная война и драг-вечеринка
Вниманием публики Девятого Одесского международного кинофестиваля стали на сей раз два фильма. Во-первых, показанный в Фестивальном центре "Родина" "Донбасс" Сергея Лозницы (Германия, Украина, Франция, Нидерланды, Румыния, секция "Фестиваль фестивалей"), обладатель награды за лучшую режиссуру программы "Особый взгляд" Каннского фестиваля. Во-вторых, демонстрировавшийся в Фестивальном дворце призер Каннского кинофестиваля "Экстаз" Гаспара Ноэ (Франция, Бельгия, секция "Гала-премьеры").
Приступая к работе над "Донбассом", Сергей Лозница насмотрелся видеороликов о жизни людей на территории Донецкой области. Самих военных действий в фильме не показано, но Лозница старается с достоверностью, дотошно воспроизвести тамошнюю обыденную действительность с эффектом "скрытой камеры", документального кино, и все же есть некий налет гротеска. Хороших, положительных героев в этой истории нет. Обе стороны представлены примерно одинаково, с экрана льется густой мат, а интеллигентнейший народный артист Георгий Делиев убедительно играет роль этакого "батяни", отжимающего автомобиль у предпринимателя. Фильм будет трудно принять политически разнонаправленным людям, вот и будет здорово, если они наконец объединятся, хотя бы по отношению к "Донбассу". В секции "Мастер-классы" сегодня, в 15:00, запланирована дискуссия "Симфония Донбасса" о культурных проявлениях региона с участием Сергея Лозницы. Она пройдет в Красном зале Фестивального центра "Родина".
В "Экстазе" тоже хороших нет, есть плохие и о-очень плохие. Добро пожаловать в девяностые! Дети разных народов и рас, не отягощенные классическим образованием. Зато очень гибкие, прыткие и верткие, ощущающие свою телесность на всю катушку. Видеоинтервью молодых танцоров, рассказывающих, как они мотивированы работать с известным хореографом, позволяют внимательному зрителю определить, кто же окажется виновником разыгравшейся драмы. Никаких спойлеров! Но за время фильма от провокатора и скандалиста Гаспара Ноэ, кроме эстетического удовольствия, зритель получает весьма важный жизненный урок того, как за словами распознавать истину, ибо человек говорит только то, что хочет произнести вслух...
После шокирующего фальстарта, маленького эпизода с девушкой, бьющейся в конвульсиях на снегу в явно наркотическом безумии (тут же финальные титры) начинается собственно история, снятая одним дублем. Блестяще отрепетированный танцевальный номер (хип-хоп культура в то время на высоте положения и пике моды!) с участием двадцати танцоров сменяется прощальной вечеринкой. Это завершение трехдневной репетиции в замкнутом пространстве закрытой школы-интерната обещает стать приятным времяпрепровождением: легкие закуски, чаша с сангрией, улыбчивый ди-джей (толстый негр-гомосексуалист, но какой симпатичный!), забойный музончик... Девицы кокетничают, черные парни несут жуткую жеребятину, планируя в разговорах между собой орал, анал и прочее. Поговорили бы, поплясали и разошлись по комнатам. Но то ли апельсины в этой сангрии "наколотые", то ли подлил в нее кто-то сильнейший наркотик, только до некоторых начинает доходить: с ними происходит ужасное, и это только начало.
Камера играет с параметрами предметов, переворачивает изображение, наклоняет и размывает его, но это не самоцель и с подобными эффектами создатели фильма сумели не переборщить. Многое мы видим глазами участников этой импровизированной драг-вечеринки (среди них есть и русская девушка, причем лесбиянка, и когда под воздействием неизвестного вещества каждый становится самим собой, она заругается по-русски без малейшего акцента). Не все доживут до утра; знание чего-то важного о себе дается ребятам слишком дорогой ценой, ведь все и так ясно из их интервью в начале фильма... Жуткая красота необычайно пластичных молодых тел, которые вдруг стали жить своей жизнью, выйдя из подчинения сознанию, завораживает. На некоторые вещи лучше смотреть со стороны, а еще лучше - в кино!
Автор - Ирэн Адлер, фото с сайта ОМКФ