Коруны, усерязи, колты - все это было "лучшими друзьями девушек" до появления бриллиантов: украшения, которые остались в истории
Серьги в висках, гривны и ароматические подвески. Чем больше, тем лучше - властительницу должно быть видно издалека. Сегодня редакция Нyser расскажет, чем свою красоту подчеркивали женщины из правящих семей Руси.
В конце 9 века на земли восточных славян и финно-угров приходят скандинавские разбойники и торговцы - варяги. Местные жители не успели до этого создать свое государство и попали под власть лучше организованных чужаков. Конунги со временем стали князьями.
Варяги приезжают с женами, а те внедряют на Руси северную моду. В княжеских могилах и кладах найдены множество украшений, не типичных для славянских племен. В 10 веке налаживаются контакты с Византией. Появляются украшения из золота, завозят серебро, ювелирные изделия становятся гораздо разнообразнее.
КОРУНА НЕЗАМУЖНЕЙ
До замужества можно было экспериментировать с головными уборами и прическами. Девушки показывали свои волосы - распущенные или заплетенные в косу.
Украшения на волосах подчеркивали социальный статус. Простые девушки надевали на лоб и крепили на затылке узкую повязку из льна или шерсти - «венок». Обеспеченные могли позволить себе вышитую парчу, «венок» из металлических бляшек или даже из серебра.
Мечтой каждой модницы была дизайнерская диадема - коруна. Это массивный венок с жесткой основой. Околыш обтягивали тканью, вышивали узоры цветными нитками, бусинами, украшали металлом. Под коруну часто подкладывали валик, чтобы не натирала.
Нам точно известно, как выглядело это украшение. В рукописном «Изборнике» 1073 года зодиакальный символ Девы изобразили с коруной на голове.
А в 1900 году при раскопках в селе Сахновка близ Канева археологи обнаружили византийскую золотую коруну, датируюмую 12-13 веком. Семь ее пластин украшены эмалью, на центральной изображен Александр Македонский.
После свадьбы девица становилась «мужатицей», и волосы приходилось прятать под бабью кикчу, шею прикрывали наметкой или повоем. Мужатицы показывали волосы только мужьям, поэтому украшали ткань головного убора.
Золотая коруна 12 века. Найдена в селе Сахновка Черкасской области.
Зодиакальный символ Девы c с коруной на голове в «Изборникe великого князя Святослава Ярославовича 1073 года».
ВИСОЧНЫЕ КОЛЬЦА
Традиционное византийское украшение - серьги - на Руси носили редко, зато не только женщины. В конце 10 века константинопольский летописец Лев Диакон записал, что князь Святослав Игоревич носил серьгу в ухе, подобно византийским морякам.
Гораздо популярнее были височные украшения. Такие кольца находили в могильниках бронзового века, в Микенах и Трое. Со временем манеру украшать виски позаимствовали славяне.
В 10 веке височные кольца на Руси носят все и везде. Незамужние девушки крепят их волосками за ушами, поэтому украшения называют усерязями («уси» - уши). Замужние женщины украшают кольцами кички и платки.
Спиралевидные, ромбощитковые, семилопастные, браслетовидные, трехбусенные - по форме колец можно было узнать о происхождении девушки.
И только S-образные украшения были распространены во всех славянских племенах. Такие находят в могильниках 8-12 веков, разбросанных по территории от современной Словении до центральной России.
Простолюдинкам по карману были только проволочные кольца, украшенные бусинами. Модели подороже выплавляли из меди или железа.
Богатые жительницы крупных городов - Киева, Новгорода, Суздаля - носили усерязи из серебра. Это было повседневное украшение, и золотые не носили даже княгини.
Височное кольцо из фондов Львовского исторического музея.
Височное кольцо из фондов Львовского исторического музея.
АРОМАТИЧЕСКИЕ КОЛТЫ
В 11 веке, скорее всего из самых массивных усерязей, возникают колты. Полые подвески ремешками или цепочками крепились к головным уборам. Украшали их ажурными узорами - эмалью, сканью и филигранью. Внутрь могли положить ткань, пропитанную маслами.
Колты обычно делали из драгоценных металлов, но с 13 века появляются изделия из сплава олова и свинца. Так удовлетворяли запросы горожанок, желавших носить украшения «как у княгинь», но из более дешевых материалов.
В начале 20 века сахарозаводчики Терещенко спонсировали раскопки, которые на Старокиевской горе вел первооткрыватель трипольской культуры Викентий Хвойка.
Археолог-самоучка раскопал языческое капище, княжеский дворец, руины Десятинной церкви, ремесленные мастерские и массовое захоронение убитых монголами киевлян.
Среди самых громких находок - кирпич с изображением трезубца, знака князя Владимира, и золотые колты 9-10 веков. Может быть, их носила сама княгиня Ольга?
После раскопок коллекция Терещенко пополнилась полутора тысячами предметов 11-13 веков. Когда Хвойка снова попросил денег - на раскопки в Черкасской области - ему не отказали.
Так спонсоры заполучили еще 250 руских украшений, среди которых были шестилучные серебрянные колты, колт с грифонами и золотой колт с изображением птицы. Тогда же была найдена коруна с портретом Александра Македонского.
Колты парные, 11-13 век.
Парные колты и цепи для крепления колтов (12-13 век). Клад из урочища Святое Озеро у села Низовка Черниговской области.
ГРИВНЫ И ЦЕПИ
Гривна (от слова - грива) изначально была шейным украшением. Подобные находят по всей территории расселения славян. Женщины из высших слоев общества могли предпочитали гривны из билона, сплава серебра и меди.
Как по височным кольцам, по гривне можно определить происхождение владелицы. Бывают гладкие, крученые, витые.
Драгоценные цепи носили и мужчины, и женщины. Ипатьевская летопись описывает события 1288 года:
И [Князь волынский Владимир Василькович] раздал бедным имущество свое все - золото, серебро, камни дорогие, и пояса золотые отца своего, и серебряные, и свое, что после отца своего приобрел был, - все он раздал.
И блюда большие серебряные, и кубки золотые и серебряные сам он перед своими глазами побил и перелил в гривне; и цепи крупные золотые бабы своей [Анны] и матери своей [Елены], - все перелил и разослал милостыню по всей земле.
В новгородских берестяных грамотах упоминается цена золотой цепи - 2 рубля. Это стоимость 400 беличьих шкурок.
Золотая гривна с эмалевыми изображениями Каменнобродского клада. Фрагмент. Первая половина 11 века.
Стремление к красоте на Руси требовало физического труда: знатные женщины могли носить на себе украшения общим весом в несколько килограммов.
С тех пор ювелирные изделия стали изящнее и подчеркивают не богатство, а хороший вкус. Что такое хорошо в ювелирном дизайне теперь, к счастью, диктует не Византия.