Новости и события » Культура » Хранительница сокровищ: куратор Елена Живкова о том, как отличить Веласкеса от хорошей подделки

Хранительница сокровищ: куратор Елена Живкова о том, как отличить Веласкеса от хорошей подделки

Хранительница сокровищ: куратор Елена Живкова о том, как отличить Веласкеса от хорошей подделки

Чтобы работать в музее, нужно быть и детективом, и актером, и ученым одновременно - уверена Елена Живкова, хранитель фондов и замдиректора Национального музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко.

Что может быть интереснее, чем должность хранителя фонда самого богатого музея в стране? «Ничего, - скромно говорит Елена Живкова. - Это лучшая работа на свете». 35 лет она работает в музее Богдана и Варвары Ханенко - музее с самой ценной в Украине коллекцией произведений европейского искусства. Любить классическое искусство и знать каждую картину в Лувре, Эрмитаже и мадридском Прадо, но не побывать в Ханенко - большое упущение. Киевский музей - это музей открытий: плафон в одном из залов музея расписал Врубель, а на стенах висят работы Беллини, Строцци и Виже-Лебрен - их можно посмотреть в Метрополитен-музее в Нью-Йорке и галерее Уффици во Флоренции, а можно ближе - в Киеве, на Терещенковской.

Должность хранителя фондов, которую Елена Живкова занимает уже 15 лет, самая ответственная, поэтому хрупкая на первый взгляд, женственная и богемная Елена при личном знакомстве оказывается суперженщиной, которая, по сути, руководит небольшим государством. Она отвечает за всю живопись в фондах музея (а это почти 20 тысяч экспонатов!) и о своих подопечных - картинах - готова рассказывать часами. «Экспонаты все время движутся: что-то ушло в экспозицию, что-то - на реставрацию, что-то уехало «на гастроли» в Европу. На какую бы строчку в списке нашей коллекции вы ни показали пальцем, я могу сказать, где находится в данный момент этот экспонат. Если в фондах все в порядке, я сплю спокойно», - шутит Живкова.

Стандартных подходов ни в управлении музеем, ни в интервью Елена не любит. Беседовать со мной в своем рабочем кабинете отказывается - вместо этого мы идем во внутренний дворик музея: говорить об искусстве и пить кофе с видом на липы, старую конюшню и особняк Ханенко, основателей музея, куда приятнее. В кабинет Елены я попадаю только с третьего раза. Она извиняется за бардак, но это один из самых непосредственных и неофициальных музейных кабинетов, которые я видела: здесь много книг, журналов, фотографий и цветов, а рабочим креслом Елене служит фитбол - чтобы не болела спина. При этом всю неофициальность кабинета с лихвой сглаживают реликвии: большую часть пространства занимает старинный деревянный стол с потертостями и царапинами. «Он датируется серединой XIX века и когда-то принадлежал Богдану Ханенко. Семья за ним обедала». Справа от него - зеркало примерно тех же времен, также принадлежавшее семье Ханенко. К раритетам хранитель относится с пиететом, но уверена, что они должны жить, - поэтому на столе лежат книги по искусству, а в зеркало смотрятся гости, которые заходят в кабинет.

В музей Живкова попала случайно. Филолог по образованию, она работала в школе, но быстро бросила это дело: «Хотела преподавать детям Булгакова, а в программе был Брежнев». По пути с Бессарабского рынка домой, на Тарасовскую, зашла в музей Ханенко - узнать, нет ли вакансий. «Мой дед был директором магазина «Сяйво» на Крещатике, и я выросла на книгах по искусству». Вакансия была - на работу Живкову взяли мгновенно, отметив ее общительность.

Карьеру в музее Елена начала с должности экскурсовода. Сегодня попасть на экскурсию к ней почти невозможно: она предпочитает работу в фондах, - но года четыре назад мне повезло. Для меня экскурсия Живковой стала перезагрузкой: так, как рассказывает об искусстве она, не рассказывает никто. Вместо перечисления фактов, которые легко забыть, Елена превращает экскурсию в арт-квест. Допустим, в описании возле картины указано: «XV век, портрет дамы, Голландия». «А знаете, как мы определили, что это XV век?» - заговорщически спрашивает посетителей Живкова - и обращает их внимание на фактуру ткани платья на героине, на украшения, прическу и даже форму вазы на столе. Детали помогают разгадывать загадки - и спустя годы работы в музее может оказаться, что «неизвестный французский художник», как написано в архивах, является живописцем круга Питера Брейгеля, а «работа Рембрандта» - копией, сделанной его учеником.

Самая громкая история в музее связана с «Инфантой Маргаритой», которая, как считалось, принадлежала кисти Веласкеса и была ранним эскизом к портрету с таким же названием, висящему в мадридском Музее Прадо. Портрет Маргариты, дочери короля Филиппа IV, чьим придворным художником был Веласкес, в 1912 году на аукционе в Берлине купил основатель музея Богдан Ханенко. В 90-е годы, когда сотрудники музея начали активно ездить на Запад, одна из них, Зоя Рябикина, побывала в мадридском Прадо, приехала в Киев и сказала: «У нас не Веласкес». Началась череда расследований, и оказалось, что киевская «Маргарита» - копия, выполненная в мастерской Хуана дель Мазо, зятя Веласкеса и его ученика. «В это же время стало известно, что «Портрет инфанты» 1655 года в Лувре также является копией. Лувр мгновенно признал, что это копия. У нас это заняло больше десяти лет. Но лучше честная копия, чем фальшивый Веласкес», - заключает Елена.

При этом Живкова уверена: сейчас не время шедевров. «Знаток искусства, если он не сноб, всегда открыт и ценит живопись, а не имя. Вот вы приехали в Лувр посмотреть Джоконду - и что? Вы ее увидите, но на расстоянии в лучшем случае 15 метров, в окружении туристов с камерами. Лучше искать забытых гениев». В музее Ханенко это, например, Алессандро Маньяско - яркий представитель барочной живописи, который вплоть до конца XIX века был забыт. Открыли его немецкие экспрессионисты, которые были очарованы его стилем, - и Маньяско стал новой звездой. Будете в музее - найдете его в зале барокко.

Текст: Дарья Слободяник

Стиль: Venya Brykalin

Прическа: Oksana Cherepanya

Макияж: Vitalia

Ассистент стилиста: Julia Borisenko.

Хранительница сокровищ: куратор Елена Живкова о том, как отличить Веласкеса от хорошей подделки

Хранительница сокровищ: куратор Елена Живкова о том, как отличить Веласкеса от хорошей подделки


Магія східної кухні: особливості та традиції

Магія східної кухні: особливості та традиції

Східна кухня відома різноманіттям ароматів та смаків. Вона заснована на глибоких традиціях, історії та має особливості приготування. Звички формувалися впродовж багатьох століть під впливом різних культур та географічних особливостей. Вони присутні в кожній...

вчера 15:32

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх