ТРУДный закон: Преимущества и опасности проекта Трудового кодекса
Один из самых сложных проектов последних лет – Трудовой кодекс – наконец-то принят в первом чтении Верховной Радой. Но, не успела "отпиликать" система для голосования, как заинтересованные стороны сошлись в ожесточенной дискуссии. "Украина узаконивает рабство", - говорят одни. "Наоборот, Украина уходит от кабалы", - утверждают другие. Что же в нем такого?
Современный и спорный
Начнем с главного – кто и, главное, когда внес проект Трудового кодекса в Верховную Раду. Оказалось, вопреки подозрениям, это не тот "талмуд", который пыталась вбросить еще команда Януковича. Проект внесен 15 сентября текущего года солидным коллективом авторов, в числе коих спикер Владимир Гройсман, председатель парламентского комитета по соцполитике Людмила Денисова, экс-министр соцполитики Михаил Папиев и представитель президента в ВР Степан Кубив. То есть, теоретически, документ современный и отвечающий нормам международного права. Но родственное с тем спорным документом в нем все же есть.
Поэтому, как и несколько лет назад, он вызвал споры. Прежде всего, тем, что содержит много новых и прогрессивных норм, которые, может быть, и срабатывают во благо в европейских государствах, но могут ухудшить положение сотрудников в украинских реалиях. Трудовое законодательство вообще одно из самых сложных в любой стране.
С другой стороны, сейчас в Украине формально трудовые отношения регулируются Кодексом законов о труде 1972 года, многочисленными нормативными актами советских времен (в том числе, постановлениями народных комиссаров 20-х годов прошлого века) и дополнениями и коррективами, принятыми уже в независимой Украине. Разобраться в таком хаосе не под силу даже очень компетентным специалистам. Именно поэтому Людмила Денисова, представляя проект, подчеркнула, что он внесен с целью кодификации законодательства. Министр соцполитики Павел Розенко пошел еще дальше и откровенно заявил, что советский Трудовой кодекс тормозит инвесторов.
Чьих будете?
Благая цель. Если бы не настороженность как работодателей, так и сотрудников к любым нововведениям в сфере трудовых отношений.
Когда команда Януковича пыталась протолкнуть свой проект Трудового кодекса (как ни странно, с той же целью, - адаптировать под стандарты ЕС), одна из основных претензий к документу – расширение прав работодателей и узаконенная слежка за сотрудниками.
Действительно, такие нормы тот проект содержал. Содержит и этот. Однако в нынешнем документе, как пояснила Людмила Денисова, слежка будет касаться исключительно трудящихся в торговой сфере и в производстве драгоценных металлов, тогда как в предыдущем проекте речь шла о такой возможности, обусловленной особенностями производства. В принципе, все логично и закономерно.
Еще одна норма – о передаче сотрудников другому работодателю – вызывает куда более серьезные опасения. Если со слежкой еще можно как-то мириться (в рабочее время, на рабочем месте), то возможность работодателя, в случае простоя предприятия, передавать своих сотрудников другому работодателю выглядит форменным средневековьем. И хотя Людмила Денисова заверяет, что только с согласия сотрудника, на практике это отличнейшая лазейка для нарушения тех самых прав трудящихся, о которых так пекутся авторы и сторонники. К примеру, владелец фирмы несколько месяцев не платит зарплату сотрудникам, в ответ на справедливые претензии предлагает поработать у другого работодателя, куда устроит сотрудников, и уж там-то им все заплатят. Между тем, и второй работодатель может оказаться не щедрее первого. Если вообще реальный владелец этих двух фирм не является одним и тем же лицом, использующим дармовой труд.
Впрочем, работодатель может переводить сотрудника в другое структурное подразделение и на другое оборудование без изменения условий трудового договора. А также единолично устанавливать вину работника и накладывать на него материальное взыскание. Между прочим, если, не выдержав всего этого, вы уволитесь, работодатель получает также право взыскать за несданные материальные ценности.
Настоящая вольница может воцариться в зоне АТО, где, как сказано в Переходных положениях проекта Трудового кодекса, работодатели (юрлица) могут по своему усмотрению устанавливать длительность и условия труда, игнорируя Трудовой кодекс. Против этой нормы возразили даже эксперты в самом парламенте.
Вкалывайте сколько угодно
Еще один комплект "резиновых" норм, которые и работодатели могут легко адаптировать под свои интересы и трудящиеся под свои, - это продолжительность рабочего дня. Скажем, в проекте Трудового кодекса закрепляется двукратная оплата работы в ночной и троекратная оплата за сверхурочный периоды. Но, в условиях кризиса, зарплаты сотрудникам как раз и являются той статьей, которую можно секвестровать. Этому косвенно способствует другая норма – о том, что работодатель и сотрудник могут по соглашению оговаривать часы начала, продолжительности и окончания рабочего времени.
На первый взгляд, и сторонники проекта настаивают на этом, новация защищает интересы сотрудников лучше, чем действующее законодательство. Что может получиться на практике? Работодатель, как более сильная сторона трудовых отношений, может вольготно растягивать или ужимать рабочий день. Допустив, принимая на работу сотрудника, одним из условий выставить ненормированный рабочий день. При этом – внимание! – не проплачивая эти часы как сверхурочные. Экономия? Еще какая. И сотрудник, если он хочет получить работу, не сможет отказать. Как и, работая и оказавшись лицом к лицу с такой перспективой, сослаться на нормы КзоТа, где, как величайшее завоевание большевиков, зафиксирован 8-часовой рабочий день. Впрочем, он может получить и сокращенный рабочий день, с соответствующими коррективами в зарплате.
Без бумажки ты не трудящийся
Еще один важный нюанс касается оплаты. Проект Трудового кодекса увеличивает срок отпуска с 24 до 28 календарных дней и возможность взять отпуск по семейным обстоятельствам до трех месяцев (без оплаты). Вроде бы, послабление. Но эта же норма по факту сокращает зарплаты сотрудникам, переводя часть средств в отпускные.
А другая норма вообще позволит избежать больших трат на зарплаты или значительно сократит расходы. Это обязательная фиксация трудовых отношений в письменном виде. Почему сократит? Согласно действующему законодательству о труде, трудовые отношения считаются таковыми по факту. И если, к примеру, сотрудника не оформили на работу по трудовой книжке (на испытсроке и т. п.), то он может требовать оплаты своего труда в суде, предъявив доказательства, что работал именно на эту структуру и выполнял определенную работу. Как только вступит в силу новый Трудовой кодекс с этой нормой, без бумажного договора доказать, что ты работал, станет невозможно. Украинская судебная практика имеет несколько дел по факту отказа в фиксации трудовых отношений (особенно после увольнений, к примеру, отдел кадров берет трудовую книжку и возвращает ее пустой). Доказать таковые и восстановить справедливость в некоторых случаях удалось. Новая норма сводит такую возможность на нет.
Как и еще одна новация проекта Трудового кодекса, которая преподносится сторонниками как достижение. Это исчерпывающий перечень прав сотрудников. Эксперты подчеркивают, что даже Конституция Украины не содержит исчерпывающего перечня прав граждан, что уж говорить о Трудовом кодексе. Но если какого-то права у сотрудника в перечне нет, оно не может быть и защищено.
Законотворческие музы и нормативные узы
Наконец, одна из сложнейших норм трудового права – возможность работодателям издавать нормативные акты. Сторонники проекта Трудового кодекса настаивают, что они и так эти нормативные акты издают (приказы, распоряжения и т. п.). Профсоюзы и научно-экспертное управление парламента с опаской относятся к такой новации. Ведь нормативные акты корректируют права и обязательства, а ненормативные акты (каковым являются внутренние "циркуляры") касаются только того, кому адресованы. И в правовой сфере может наступить хаос. Особенно с учетом оговорок про акты нормативно-технического характера. Если проще, речь идет, в том числе, и о различных технических условиях и стандартах. Проектом Трудового кодекса предусмотрено, что они обязательны для выполнения, если другое не предусмотрено трудовым законодательством. Однако эти нормы регламентируют совершенно другие законы. Достаточно вспомнить метрологию и метрологическую деятельность.
Пряники на десерт
Следует отдать должное, проект Трудового кодекса содержит и немало полезного, что для документа из 9 книг и неудивительно. Например, формализуется понятие надомного труда и четко прописываются и усиливаются гарантии людям различных социально незащищенных или слабо защищенных категорий: инвалидам, пенсионерам, молодым матерям и т. п.
Перечень прав работодателей включает только 9, для трудящихся – 22 пункта, что также, по мнению сторонников проекта Трудового кодекса, внушает оптимизм.
Да и тезис об увеличении трудовой недели также на поверку не столь страшен, ведь базово зафиксирован 8-часовой рабочий день.
Злость ушла в песок
Тогда отчего же так возмущаются профсоюзы? В тот момент, когда в Верховной Раде рассматривали проект Трудового кодекса в первом чтении, под парламентом протестовали профсоюзы. Представитель Независимых профсоюзов горняков Михаил Волынец предполагает, что под видом евроинтеграции власть старается протянуть проект времен Виктора Януковича. По его версии, ЕС требовал включения всего двух норм: о защите ВИЧ-инфицированных и представителей секс-меньшинств.
Отчасти это верно, поскольку, в новом проекте Трудового кодекса заметно немало норм из предшественника как раз време