Неспортивные травмы украинского спорта. Часть 2. Забавы олигархов
Неспортивные травмы украинского спорта. Часть 1. Мертвый хватает живого
Если в индивидуальных видах спорта (бокс, борьба, плавание, фехтование, легкая атлетика, гимнастика и др.) точечные достижения у нас бывают достаточно стабильно, то в игровых командных видах спорта картина куда более плачевная. Командные игровые виды спорта с одной стороны являются наиболее популярными. Но с другой стороны – они зависят от множества факторов, которые в Украине чаще всего влияют на их развитие негативно.
Разумеется, в каждом виде спорта имеется своя специфика, но есть и общие тенденции. Прежде всего, это зависимость клубов и федераций от денежных мешков со всеми вытекающими из этого последствиями. А также то, что профессиональный спорт в Украине не стал нормальным бизнесом.
Откуда берутся деньги
Вряд ли есть смысл, говоря о сегодняшних проблемах украинского спорта, с ностальгией вспоминать советские времена, когда спорт был предметом заботы государства в разных формах – от добровольных спортивных обществ до профсоюзов и ведомств. Более уместно смотреть на современные модели развития спорта.
Говоря об игровых видах, нужно выделить основные статьи дохода. Это продажа телевизионных прав, продажа билетов и абонементов на стадионы, мерчандайзинг (продажа товаров с фирменной символикой), реклама на аренах. При всем том, что ведущие мировые клубы зарабатывают огромные деньги, подавляющее большинство из них является финансово убыточным. Дефицит средств перекрывается вливаниями денег со стороны владельцев.
В Украине ситуация с правами, билетами и мерчандайзингом не идет ни в какое сравнение с мировой практикой. В среднем лишь 10% расходов покрываются за счет доходных статей. Наши клубы в 1990-е годы стали собственностью тех или иных бизнесменов, и отсюда пошли как их скромные успехи, так и серьезные проблемы. Обвинять олигархов во всех украинских бедах выглядит банальным. Но в спортивном, особенно – футбольном плане это совершенно объективно.
Спорт номер один
Именно уважаемые олигархи сформировали в украинском футболе ситуацию огромного финансового расслоения, когда чемпионский титул стабильно разыгрывается между двумя суперклубами, а турнирную интригу в высшем дивизионе вяло поддерживает еще пара-тройка клубов. Крепких середняков у нас практически нет, а в последние времена некоторые клубы стали разоряться и исчезать.
Прежде всего, проблемы связаны с мотивацией олигархов, которые превратили спорт номер один в свою забаву. Как правило, это комплекс факторов, куда входят статусные понты (владеть клубом круто и престижно), имиджевые плюсы (хозяин клуба – благодетель родного города), связанные с ними политические дивиденды, иногда – коммерческие интересы (например, получить землю под строительство стадиона). Собственно любовь к спорту является скорее исключением – как в случае с братьями Суркисами. А, скажем, Ринат Ахметов, Игорь Коломойский, Александр Ярославский, Вадим Рабинович, приобретая клубы, были к футболу равнодушны. Но в силу магии и азарта игры по ходу дела втянулись и стали ярыми болельщиками.
Украинский футбол знавал и другие варианты мотивации. Например, когда Александр Омельченко вел борьбу с Григорием Суркисом за пост мэра Киева, одним из этапов этой борьбы стало создание в 2001 году на базе киевского ЦСКА клуба "Арсенал" в противовес "Динамо". Однако, когда в 2006 году Омельченко на посту мэра сменил Леонид Черновецкий, у которого не было мотивации нагадить Суркису, у "Арсенала" начались проблемы, которые спустя годы президентства Вадима Рабиновича, Степана Черновецкого, Александра Онищенко привели клуб в 2013 году к банкротству. Правда, "Арсеналу" повезло в том, что его в феврале подхватил бизнесмен и автогонщик Алексей Кирикешко, который сам любит поиграть в футбол. Благодаря Кирикешко, "Арсенал" сегодня живет и выступает во второй лиге чемпионата Украины.
Из той же оперы случай донецкого "Олимпика". Этот клуб возник в 2001 году по инициативе Владислава Гельзина, который играет в его составе форвардом, пройдя с командой путь от коллектива физкультуры до Премьер-лиги. Гельзин основал "Олимпик" в статусе президента клуба при поддержке председателя наблюдательного совета Михаила Ляшко, известного в свое время как Мишаня Косой.
А до 2001 года тандем Гельзин – Ляшко руководил другим донецким клубом – "Металлургом". Собственно, на "Олимпик" они переключились после того, как "Металлург" взял на себя Сергей Тарута (корпорация "Индустриальный союз Донбасса"). В лучшие годы "Металлург" трижды становился бронзовым призером чемпионата Украины, но со временем, когда дела Сергея Таруты пошли неважно, это роковым образом сказалось на его спортивных активах: развалился хоккейный клуб "Сокол" (Киев), а футбольный "Металлург" в июле 2015 года был объявлен банкротом и исчез с футбольной карты страны.
По-своему показателен и казус харьковского "Металлиста". Клуб, в который бизнесмен Александр Ярославский (компания DCH) за шесть лет вложил почти полмиллиарда долларов, шесть раз подряд брал бронзу чемпионата Украины. Но в декабре 2012 года Ярославский неожиданно продал "Металлист" олигарху-вундеркинду Сергею Курченко, любимцу семьи Януковича. Как всем известно – был вынужден продать. Клуб по инерции выиграл серебро чемпионата Украины 2013/2014, но затем в силу известных исторических событий Курченко покинул Украину, а "Металлист" увяз в проблемах. Финансирование сократилось и стало нерегулярным, команду покинули ведущие игроки. В прошлом сезоне "Металлист" финишировал седьмым, а сегодня идет на девятом месте, без радужных перспектив.
Но пока судьбу "Металлиста" можно считать относительно благополучной – по сравнению, например, с криворожским "Кривбассом". Клуб, основанный в 1959 году, дважды становившийся бронзовым призером чемпионата Украины, входил в пул команд, поддерживавшихся владельцем "Днепра" Игорем Коломойским. Команды пула естественным образом поставляли очки главному клубу (так же обстояли дела в пулах "Шахтера" и "Динамо"). Но в марте 2013 года "Кривбасс" на кураже обыграл "Днепр" 2:1, лишив его второго места. Разъяренный Коломойский лишил "Кривбасс" финансирования, и уже в мае 2013-го клуб был расформирован.
По тому же печальному пути идет сегодня другой клуб с давней славной историей – запорожский "Металлург". Клуб, отпраздновавший в этом году свое 80-летие, 1 октября подал в Премьер-лигу заявление о снятии с чемпионата. Пока каждый следующий матч "Металлурга" находится под вопросом, команда имеет миллионные долги, клуб выставлен на продажу, и если не найдутся желающие его спасти, банкротства и расформирования не избежать.
На самом деле, по словам известного футбольного агента Дмитрия Селюка, большая часть клубов Премьер-лиги не отвечает требованиям и находится на грани финансового коллапса. Число команд-участниц чемпионата страны искусственно поддерживается на более-менее приличном уровне 14-ти, хотя так быть не должно. И будет ли в следующем сезоне – не факт. Тенденций к улучшению не видно.
Бюджеты наших футбольных и прочих игровых клубов являются тайной за семью печатями. Это понятно – бухгалтерия ведется олигархами на тех же принципах оптимизации налогообложения, которыми они пользуются в своих основных бизнесах. Более-менее корректные данные приводились в СМИ еще в докризисную эпоху. Тогда пропасть между грандами и статистами была разительной. В 2009 году годовой бюджет "Шахтера" составлял 60 млн евро, "Динамо" – 42 млн, "Днепра" – 40 млн, "Металлиста" – 21 млн. А бюджеты большой группы клубов Премьер-лиги колебались в диапазоне от 9,5 млн евро ("Карпаты") до 3,5-3 млн ("Заря", "Кривбасс", "Оболонь", "Говерла"). Единственным украинским клубом, который обнародовал свой бюджет, стал "Шахтер", однако и официальные цифры существенно отличались от тех, что фигурировали в СМИ, да и саму инициативу финансовой прозрачности, пусть даже и относительной, больше никто не поддержал.
В последние годы, в связи с резким ухудшением экономической ситуации и снижением уровня доходов владельцев клубов (если Ринат Ахметов в лучшие годы оценивался в рейтинге "Форбса" в 15 млрд долл., то в 2015 году его состояние оценивают в 6,9 млрд долл., Игорь Коломойский соответственно – в 3,6 и 1,4 млрд долл.) бюджеты украинских клубов существенно снизились. Если раньше минимальный годовой бюджет клуба УПЛ находился на уровне 5 млн долл., то сегодня для поддержания на плаву достаточно 2 млн долл.
Сегодня только "Шахтер" и "Динамо" финансируются почти на прежнем уровне. Есть смысл занимать первые места в национальном чемпионате, чтобы участвовать в Лиге чемпионов УЕФА, где уже за участие в групповом турнире клуб получает от УЕФА 12 млн евро. Значит, нужен чемпионат, нужны другие команды. И как следствие – "Шахтер" громит идущую в зоне еврокубков "Зарю" на ее поле со счетом 7:1. Спортивной интриги здесь нет, увы.
И другие игры – с мячом и с шайбой
Не лучше дела обстоят и в других популярных игровых видах спорта. Там наблюдается та же картина – пара-тройка флагманских клубов и остальные только для того, чтобы создавать видимость наличия полноценного чемпионата. И жесткая зависимость от нескольких меценатов.
Украинский баскетбол сегодня переживает шизофреническое раздвоение. У нас в этом сезоне сразу два чемпионата: один проводит Федерация баскетбола Украины (девять команд, выступающих в "Суперлиге Фаворит Спорт", стартовал 10 октября), а другой – Суперлига (9 команд, стартовал 31 октября). Суть проблемы – в конфликте между новым президентом ФБУ Михаилом Бродским и все тем же Игорем Коломойским, который контролирует добрую половину украинского баскетбола. Поэтому чемпионат Суперлиги называют "чемпионатом Привата". В "приватной" лиге бюджет большинства клубов находится на уровне 200 тыс. долл. в год. Там нет дорогостоя