Бой нечестным тендерам: как Украина развивает электронные закупки
Проблема непрозрачных закупок – одна из наиболее масштабных в украинской экономике. Критерии выбора никому не ясны, так же как и профессионализм компаний, которые побеждают в тендерах.
До основанья все разрушим
"Государственные закупки не нуждаются в модернизации", - говорит Максим Нефьодов, заместитель министра экономического развития и торговли. И ему сложно возразить: "Они нуждаются, как и вся система, в полном разрушении и построении с нуля. У меня нет оптимизма, что тюнингом или подкручиванием винтиков в системе можно что-то улучшить", - заключает чиновник. Сейчас, по его словам, любой бизнесмен понимает, насколько коррумпирована сфера государственных закупок.
Причина того, что бизнес не участвует в государственных торгах – это просто неэффективно, утверждает г-н Нефьодов. По словам экономиста, участие в этом процессе требует больших усилий при том, что результат будет незначительным. Замминистра сравнивает участие в госторгах с методом холодных звонков, только в квадрате. Государство не играло роли заказчика для бизнеса, успешные результаты торгов скорее были неожиданностью для украинских предпринимателей.
При этом государство является самым крупным заказчиком в Украине. В 2015 году, по словам Нефьодова, на закупки было потрачено 250 миллиардов гривен. Под государством в данном случае понимаются муниципальные и центральный бюджеты, госпредприятия и холдинги. А ведь неэффективная трата этих средств, которые собраны с налогов, недопустима.
И новый мир построим
Из-за нецелевого использования бюджетных средств, из-за неэффективных торгов образуется своеобразный замкнутый круг, из которого деньги налогоплательщиков попросту не могут вырваться. "Наша цель – разорвать этот круг, - говорит замминистра экономразвития, - не тюнингом, улучшением или обучением, политической волей разорвать это невозможно".
Кардинальные изменения в системе Нефьодов видит в двух вещах. Первый шаг – радикальное повышение прозрачности закупок, максимальное открытие информации не только для участников торгов, но и для общественных организаций. Второй шаг – снижение барьеров доступа на рынок.
"Самая большая доля проблем – это абсолютно очевидные вещи", - утверждает чиновник. Среди них – чудовищная бюрократия, сокрытие тендеров, когда найти о них информацию просто невозможно.
Также, как считает Нефьодов, необходимо возвращение доверия к самой процедуре госзакупок: "Доверие – это самая необходимая вещь в экономике. Пока бизнес не начнет верить государству, никаких кардинальных изменений добиться будет невозможно".
Какое же решение перечисленных проблем? В качестве первого шага, закладывающего основы будущего развития, Украина переведет государственные закупки в электронный формат. "Без проведения всех тендеров в электронном виде я не верю, что мы можем что-то изменить", - делится Максим Нефьодов, - "Это тот инструмент, который нужен, чтобы радикально изменить правила игры".
В то же время необходима законодательно-правовая поддержка данного инструмента. Нефьодов приводит российский пример, в котором внедрение электронных закупок не принесло никаких положительных результатов бизнесу.
Prozorro
Чем же мы располагаем на данный момент? Существует пилотная система Prozorro, санкционированная двумя распоряжениями Кабмина, которая будет действовать до конца года, а с нового года она будет заменена на постоянную.
"Почему система пока находится в пилотном состоянии? Вовсе не из-за недостатка политической воли, – поясняет замминистра. – Это вопрос того, что система на самом деле сложная и с технической точки зрения, ею также надо научить пользоваться как закупщиков, так и поставщиков".
Относительно законодательной базы. "На согласовании уже находится законопроект о публичных закупках, который предусматривает обязательное переведение всех закупок в электронный формат", - сообщает Максим Нефьодов, и надеется, что с 1 января 2016 года начнется постепенный перевод всех государственных заказчиков в электронный формат.
Кроме этого законопроект предусматривает еще несколько новшеств. Первое из них – ведение нескольких процедур, которые в украинском законодательстве ранее не существовали и которые необходимо принять в связи с адаптацией законодательства к ЕС. Еще одно новшество – центральные закупочные организации, который во всем мире дают прекрасный результат, сравнимый по эффекту с внедрением электронных закупок.
Как будет работать система? "Практически так же, как сейчас, - поясняет Максим Нефьодов. – Заказчик объявляет тендер, вывешивает всю документацию о нем, приглашаются поставщики, которым дается возможность ознакомиться с документацией и обжаловать ее, после чего они подают свои заявки, которые будут дважды шифроваться признанным в мире алгоритмом". После описанных шагов проходят торги в три раунда на понижение. Следует подчеркнуть, что все заявки анонимны.
В постоянной версии системы будут иметься некоторые отличия от нынешней пилотной. Так, появится возможность использовать не только ценовые, но и неценовые критерии, то есть заказчик будет иметь возможность определить ряд необходимых для него параметров, которые будут учитываться при ранжировании предложений; будут изменены сроки; самое главное изменение – система будет работать с большей частью интегрированных государственных реестров.
Нефьодов предполагает, что в электронную систему попадет большая часть закупок. "Кроме, разумеется, секретных и узкоспециализированных вещей", - добавляет чиновник.
Что делать, если во время проведения тендера случился резкий скачок валютного курса? Ведь это так актуально сейчас. "Если вы видите курсовую разницу или колебания курса, то тендер стоит либо приостановить, либо закрывать", - советует директор по закупкам Группы Портовых Терминалов ТИС ТЕМА Алексей Шлапаков.
Система электронных закупок дает возможность выбрать наиболее удобную площадку для торгов. "Уже сейчас на Prozorro подключено шесть площадок", - говорит замминистра экономразвития, и поясняет, что это делает процесс закупок максимально открытым и прозрачным.
На данный момент в Prozzoro уже 20 000 тендеров на 5 миллиардов гривен, 1400 государственных закупщиков, экономия достигла 390 миллионов гривен и она растет каждый день, таким образом сохраняя бюджетные деньги, а среднее количество участников по тендеру в Prozorro прилично больше, чем во времена бумажных закупок. По словам Алексея Шлапакова, экономия, возникшая благодаря прозрачности и открытости торгов, на данный момент составляет 15-20% при проведении трех туров. Все это дает надежду, что выбран правильный путь.