Как преодолеть реальные проблемы реальной экономики
Сегодня не секрет, что процесс реформирования Украины на грани срыва. Ключевые структурные реформы пробуксовывают, в то время как судебный произвол в стране продолжается с небывалой силой.
Учитывая тот факт, что существуют серьезные риски активизации военного конфликта на востоке страны (после относительного затишья), и налицо тотальное отсутствие доверия к национальной валюте и к банковской системе, факторов влияния на реальную экономику предостаточно.
Для более глубокого понимания актуальных «трендов» ключевых показателей реальной экономики (индексы промышленного производства, розничного товарооборота, строительства и аграрного производства) следует взглянуть на сравнение с 2014-м и с 2013 годом. Таким образом есть возможность сравнить показатели с учетом фактора «низкой сравнительной базы» и одновременно без.
Динамика неутешительная. Соответственно, это негативно влияет на потребительские настроения местного населения, на предпринимательскую активность, на платежный баланс страны и на банковскую систему.
А классический рецепт восстановления проблемной экономики с помощью внутреннего потребления или за счет наращивания промышленного производства (что, как правило, ведет к увеличению объемов экспорта) к Украине, к сожалению, неприменим. Украинская экономика страдает не только от фундаментальных экономических факторов негативного влияния, а и от факторов психологических, поведенческих и человеческих.
Падение промышленного производства в Украине находится на самом низком уровне в сравнении с РФ, Беларусью и Казахстаном. Какие прямые иностранные инвестиции могут заходить в украинскую экономику, когда страна демонстрирует наихудшие результаты в регионе? Объективно говоря, Украина сегодня далеко не самая привлекательная страна для иностранного инвестора по очень большому перечню причин.
С экспортом ситуация очень сложная.
Во-первых, украинский экспорт зажат стремительным падением мировых цен на сырье; во-вторых, украинская экспортная номенклатура очень плохо диверсифицирована и плохо модернизирована. Конкурентоспособность украинского экспорта на внешних рынках очень слабая, особенно на развитых, где существует множество технических барьеров и фитосанитарных норм.
В-третьих, драконовские меры НБУ (учитывая ситуацию, административные меры можно оправдать), проблемы с автоматическим возвратом НДС и недружественная налоговая система создают множество помех для предприятий-экспортеров.
В-четвертых, высокий уровень коррупции и отсутствие прозрачности в юридической плоскости не придают предприятиям и корпоративным лицам мотивации вкладывать финансовый ресурс в развитие.
За январь-сентябрь 2015-го по сравнению с 2014 годом выручка от экспорта продолжила свое падение. Всего выручка от экспорта за этот период провалилась на 32,7% в сравнении с аналогичным периодом в 2014 года. Худшие результаты показали: производство транспортного оборудования (-68,6%), бумажное производство (-41,3%), производство стали (-39,5%) и фармацевтическое производство (-39,1%). Лучшие результаты продемонстрировали: производство сельхозкультур (-7,3%), деревообработка (-14,6%), продукты животноводства (-22,4%) и жиры/масла (-22,5%).
Исходя из складывающейся картины, можно сказать, что все надежды украинской экономики и украинского экспорта возлагаются на сельхозпроизводство и пищевую переработку.
Розничный товарооборот переживает небольшое улучшение по причине фактора «низкой сравнительной базы». За январь-октябрь 2015-го индекс показал динамику в -22,3% по отношению к аналогичному периоду в 2014 году. Это улучшение в сравнении с -22,3%, зафиксированными за период январь-сентябрь 2015-го, по отношению к аналогичному периоду в 2014 году. Однако если сравнить картину с 2013 годом, то январь-октябрь 2015 года показал -27,0%, а январь-сентябрь 2015-го -26,4%, что на самом деле говорит об ухудшении ситуации в сравнении с 2013 годом.
Украинское население не увеличивало количества покупок по причинам продолжительной инфляции и девальвации национальной валюты. При падении реальной заработной платы на уровне -21,8% за период январь-октябрь 2015-го, по сравнению с 2014-м, украинцы только продолжат «затягивать пояса» (индекс реальной заработной платы – на графике ниже) и снижать уровень потребления не только в конце 2015-го, но и, скорее всего, в течение 2016 года.
Повышение цен на услуги ЖКХ, проблемы отопительного сезона, рост цен на одежду, еду и безалкогольные напитки не будет способствовать хорошему настроению в праздничный период, и только взвинтит уровень социальной напряженности в украинском обществе.
Продуктовое «эмбарго» РФ и отмена льготного режима для украинского экспорта
Продуктовое «эмбарго» РФ на украинскую продукцию и отмена льготного режима для применения пошлин, конечно, негативно повлияет на украинскую экономику. Серьезного урона это не нанесет, но промышленное производство может потерять $500-700 млн экспортной выручки в 2016 году (1,3-1,8% от общего украинского экспорта).
От данных действий восточного соседа пострадают производство пластика и резины, химическое производство, производство бумаги и стройматериалов. Аграрный сектор и пищевая переработка серьезного воздействия не ощутят, так как доля украинского продовольственного экспорта в РФ уже давно сократилась.
Ожидания на 2016 год: ВВП и курс гривны
Исходя из вышесказанного, можно понять, что конец 2015 года и весь 2016-й будут очень сложными. Как уже говорилось раньше, 2016 год будет «платформой» для восстановления экономики, в процессе построения которой не будет быстрого роста ВВП и стремительного улучшения общей макрокартины.
По прогнозам автора, падение ВВП в 2015 году будет на уровне минус 12-13%. В 2016 году ожидаемый рост ВВП видится в размере 0,7% или 1%. Давление на национальную валюту продолжится в 2016 году также.
Уверен, курс 27,0-27,5 гривен за 1 доллар США может стать реальностью в середине 2016 года по следующим причинам:
- Украинский экспорт продолжит проседать под натиском конкурентов на внешних рынках, а также – по причине отсутствия модернизации и диверсификации экспортной номенклатуры.
- Особенности нынешнего отопительного сезона и не всегда компетентное управление финансовыми потоками на государственном уровне создаст новую волну бюджетного дефицита и ускорит инфляцию.
- Отсутствие внятной налоговой реформы не позволяет развиваться малому и среднему бизнесу, а проблемы с возвратом НДС и коррупционные схемы вокруг этого налога становятся «бетонным барьером» для крупного бизнеса.
- Коллапс доверия к национальной валюте со стороны населения и бизнеса, отсутствие инструментов хеджирования рисков (сегодня единственный способ хеджировать риски в Украине – это покупать твердую валюту).
- Фискальная дыра в Пенсионном фонде и проблемы с пенсионной реформой (а точнее – полное отсутствие понимания, какой должна быть пенсионная реформа и почему).
- Интервенции и административные меры НБУ теряют эффективность при складывающейся динамике, так как обеспечивают некую защиту от ситуативных колебаний, но от инфляции и от внешних шоков (при существенной «долларизации» экономики) спасти неспособны. Вынести валюту на рынок в более крупных объемах у регулятора не получится, поскольку НБУ связанобязательствами перед МВФ. Население продолжит давить на наличный/черный курс, а импортеры продолжат давить на курс межбанковского рынка.
- Скрытая эмиссия для НАК «Нафтогаз Украины» и для Фонда гарантирования вкладов – за 9 месяцев 2015 года для «Нафтогаза» было выпущено «бондов» на 29,7 млрд гривен, для Фонда гарантирования вкладов с начала года выпустили «бондов» на 27,0 млрд гривен. Это очень существенное давление на курс национальной валюты к доллару США к окончанию 2015-го (и подобный тренд, скорее всего, сохранится в 2016 году).
- Выплаты ФГВ продолжаются – вкладчикам банка «Финансы и кредит» Фонд должен более 10 млрд гривен; идут выплаты около 8 млрд гривен по банку «Дельта». Соответственно, влияние на валютный рынок выплат вкладчикам в конце 2015-го сохранится и в начале 2016 года.
Рекомендации
Как показывает все вышеизложенное, украинская экономика находится посреди «идеального шторма» из внешних и внутренних факторов влияния. При этом большинство негативных факторов влияния и существующих рисков носят системный характер. Хотелось бы отметить, что сегодня требуется четкая позиция государственной власти по отношению к фискальной дисциплине и комплексное определение приоритетов в процессах проведения реформ.
Реформы должны быть нацелены на следующие приоритетные направления:
- Судебная реформа и закрепление принципа «верховенства права».
- Финансовая дисциплина и пересмотр системы управления ликвидностью/денежными потоками на государственном уровне.
- Реструктуризация/реорганизация госпредприятий типа НАК «Нафтогаз», прозрачная приватизация госпредприятий типа «ОПЗ» и демонополизация таких госпредприятий, как «Укрспирт».
- Детенизация экономики и завершение налоговой реформы.
- Немедленная пенсионная реформа и внедрение новой пенсионной системы, открывающей пространство для реальной работы негосударственных пенсионных фондов.
Параллельно нужно активнее стимулировать украинский экспорт и самих экспортеров к развитию производства для новых рынков сбыта с более высокой добавленной стоимостью. Укрепление курса национальной валюты и запуск цикла экономического роста возможны только при комплексном и волевом подходе к решению наболевших проблем и минимизации системных рисков. Сегодня возникает множество вопросов и сомнений в компетентности и волевом настрое большей части чиновников и представителей власти.
К сожалению, «поезд» для проведения реальных реформ уже очень скоро уйдет, и коллапс в результате упущенных возможностей будет более деструктивным, чем в прошлые разы. Чтобы реально сломать старую систему и построить что-то новое, эффективное и продуктивное, времени осталось очень мало, а именно – до лета 2016 года. Сейчас нужно действовать. Времени на разговоры просто нет.